Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Страниц всего: 40
[1-5] [6-10] [11-15] [16-20] [21-25] [26-30] [31-35] [36-40]

Рубинштейн С.Л. - Человек и мир.


Термин "отчуждение" часто употребляется в смысле отрыва, обособления, исключения. Например, в ряде мест понятие "отчуждения" используется как критика отрыва, обособления процесса от продукта, будь то процесс познания и знание как его продукт, будь то процесс жизни человека и обобщенные моральные ценности и т. д. *** Имеется в виду выражение К. Маркса о "характерных экономических масках лиц": "Это только олицетворения экономических отношений, в качестве носителей которых эти лица противостоят друг другу" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 23. С. 95. См. также С. Л. Рубинштейн. Принципы и пути развития психологии. - М.: Изд-во АН СССР, 1959. - С. 120). Понятие "маски" в труде Рубинштейна оказывается ключевым и при использовании самого Марксового термина не сводится к Марксовой ...

- 36 -


Принципиальное различие буддизма и христианства в этом плане С. Л. Рубинштейн видит в том, что христианство предлагает только уход из мира страдания, погашение самого существования, тогда как буддизм развивает концепцию внутренней активности, которая направлена на погашение страдательности. Единственным возможным направлением активности буддизм считает ее направленность на самого человека (себя), а не на окружающую действительность, поэтому активность, погашающая страдательность, выступает как нирвана. В отличие от всех предшествующих этических концепций, Рубинштейн рассматривает человека не только как испытывающего воздействия или противостоящего им (посредством нирваны), но и как активное, в смысле преобразующее внешний мир, существо. С. Л. Рубинштейн раскрывает активность чел ...

- 37 -


** Понятие "способ существования" употребляется С. Л. Рубинштейном для обозначения специфических закономерностей данного круга явлений, качественной определенности данной области действительности, специфического способа взаимодействия, присущего данному уровню бытия. Понятие способа существования на первый взгляд близко понятию формы движения материи, однако терминологически С. Л. Рубинштейн считает, что применительно к более высоким уровням правомерно говорить не о "движении", а о "существовании" как более сложных процессах - процессах жизни, психических процессах, общественных процессах. С. 314*. С. Л. Рубинштейн считает, что принцип детерминизма как преломление внешнего через внутреннее, является универсальным принципом, относящимся не только к человеку. Диалектика в ...

- 38 -


Одновременно нужно снять возникающую здесь, на первый взгляд, двусмысленность - то, что в качестве объекта для субъекта может выступить субъект - есть философское утверждение, но оно не означает обратного, что справедливо отношение к другому как объекту, предмету, средству или, по выражению Рубинштейна, "функции", т. е. прагматическое отношение с точки зрения этических критериев. С. 352*. Необыкновенно глубокий смысл имеет кажущееся на первый взгляд необычным определение "мыслящее", употребляемое Рубинштейном применительно к сознанию. В этом определении заключена целая перспективная линия исследования концепции Рубинштейна с точки зрения соотнесения им понятий "сознание" и "мышление". В философском плане они им чаще всего отождествляются. Но в плане методологическом, существенно ...

- 39 -


В данном контексте С. Л. Рубинштейн подчеркивает, что связь внешних и внутренних условий как самоопределения является необходимой, но не универ- сальной связью. О самоопределении можно говорить, по его мнению, только применительно к человеку. О самоопределении и определении внешним см. "Бытие и сознание" С. Л. Рубинштейна, а также "Принципы и пути развития психологии". С. 372*. О психологизаторстве в постановке вопроса о "свободе воли" см. "Бытие и сознание". С. 373*. В силу трудновоспроизводимых сегодня обстоятельств прошлого отношение Рубинштейна к Хайдеггеру и полемический с ним диалог в первом издании удалось отстоять, тогда как фрагменты, в которых Рубинштейн соотносится с концепцией Сартра, были выброшены. В данном издании выражено отношени ...

- 40 -



Страниц всего: 40
[1-5] [6-10] [11-15] [16-20] [21-25] [26-30] [31-35] [36-40]
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _