Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Страниц всего: 40
[1-5] [6-10] [11-15] [16-20] [21-25] [26-30] [31-35] [36-40]

Рубинштейн С.Л. - Человек и мир.


В конечном счете, межлюдские отношения являются необходимым условием познания человеком бытия, сущего и его состава. Обусловленность не только моего самосознания, но и самого моего бытия бытием же, действиями других людей - это эмпирический факт, т. е. не нужно дока зывать бытия других людей, а нужно снять софизм, в результате которого оно якобы требует доказательств, нуждается в них. Отношения - взаимные - разных "Я" друг к другу выступают как условие их существования как конкретных эмпирических существ, реализующих в себе всеобщность "Я" (как субъекта). Как уже говорилось, "я" как сознательное существо - это субъект не только познания, но и действия, жизни. Реальный человек - это всегда не голая абстракция человека, а конкретный исторический че ...

- 21 -


Однако здесь же должна быть указана опасность утрирования роли деятельности, которое свойственно бихевиоризму и прагматизму. При таком утрировании справедливое подчеркивание преобразования природы превращается в ее снятие: то, что дано первично, естественно, в мире вокруг человека и в нем самом, все превращается в нечто "сделанное", сфабрикованное, как будто мир действительно является продуктом производства. Такому прагматическому изничтожению действительности нужно противопоставить другое соотношение - человека и бытия, приобщение человека к бытию через его познание и эстетическое переживание - созерцание. Бесконечность мира и причастность к нему человека, созерцание его 1 См. дискуссию об общественном бытии и общественном сознании: Тугаринов В. П. Соотношение категорий ...

- 22 -


Таким образом, человек, люди в их отношении друг к другу выступают как предмет этики. Установка должна быть на то, чтобы осуществить вбирание общественного человека внутрь частного лица, снять дуализм индивидуального и общественного. Сущность человека - совокупность общественных отношений, - в этом положении заключается основное открытие, совершенное К. Марксом. Как уже говорилось, создание каждой науки - это открытие внутренних, специфических законов какой-либо области явлений, выступающих в соответствующей системе отношений в специфических понятийных характеристиках. Но в превращении этих законов в основные и единственные, определяющие сущность человека, состоит ограниченность обычного толкования марксизма. Здесь сохраняет силу положение, которое мы установили применительно к ...

- 23 -


Надо отдать себе отчет в том, что при всей необходимости перестройки общества никакой общественный строй не устранит всех горестей человеческого сердца. Неверно валить на "природу" человека беды, порожденные капиталистическим строем, но заблуждением, иллюзией является, с другой стороны, представление, будто разрешение социальной проблемы - распределения всех производимых обществом материальных благ - ликвидирует все жизненные проблемы, всю проблематику человеческой жизни. Показать человеку все богатство его жизни - этим больше всего можно его укрепить и ему душевно помочь жить полной жизнью в данных условиях. ГЛАВА 3 Человек как субъект жизни Существуют два основных способа существования человека и, соответственно, два отношения его к жизни. Перв ...

- 24 -


Вместе с тем, поскольку человек - часть народа, общества, жизнь человека как такая незавершенная тотальность (а не только как процесс, пока человек живет) входит в жизнь народа, человечества и продолжается в ней. При этом будущие дела уже других людей могут изменить смысл моей жизни, ее объективный смысл для других людей, для человечества, но в зависимости от того, какое содержание я сам ей придал. Смерть есть также конец моих возможностей дать еще что-то людям, позаботиться о них. Она в силу этого превращает жизнь в обязанность, обязательство сделать это в меру моих возможностей, пока я могу это сделать. Таким образом, наличие смерти превращает жизнь в нечто серьезное, ответственное, в срочное обязательство, в обязательство, срок выполнения которого может истечь в любой момент. ...

- 25 -



Страниц всего: 40
[1-5] [6-10] [11-15] [16-20] [21-25] [26-30] [31-35] [36-40]
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _