Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Страниц всего: 40
[1-5] [6-10] [11-15] [16-20] [21-25] [26-30] [31-35] [36-40]

Рубинштейн С.Л. - Человек и мир.


Отказываясь от сведения всего сущего к неорганической материи', диалектический материализм сохраняет качественность материи, преодолевая ее гомогенизацию и безостаточное сведение к количественным определениям. Однако здесь нередко имеет место сохранение все же приоритета количества: выделение качества из накопления количественных различий, - наследие декартовского механицизма и гегелевского идеализма в диалектическом материализме, поскольку количество переходит в качество. В положении сущее (бытие) = материи бытие сводится к материи, уточняется, ограничиваясь: бытие в своем начале, в исходной своей форме есть материя. Остальные формы бытия выступают как продукт развития исходной формы. Однако самое развитие понимается как ряд количественных изменений. В результате пытаются, сво ...

- 11 -


Речь идет не об утверждении бытия, существующего обособленно от сознания (как это делали старая метафизика, старая онтология), а об утверждении независимого от сознания - самочинного в себе, самое себя утверждающего существования, бытия, которое раскрывается в познании человека. Вместо попытки "выскочить" за пределы данного сознанию, "трансцендировать" его, чтобы посредством перескока через "трансцензус", через hiatus1, их отделяющий, оказаться, попасть в сферу сущего (бытия "в себе"), нужно раскрыть, выявить независимость бытия, сущего от сознания, отправляясь от бытия, данного сознанию, снять, таким образом, возможность обратного пути. Вместо того чтобы противопоставлять неизвестно откуда взятому и неизвестно как обнаруженному бытию "в себе" явления сознания и растворя ...

- 12 -


ГЛАВА 3 Бытие и познание Сущность и явление Как же происходит превращение сущности из предиката в субъект, а существования из субъекта в предикат в истории философской мысли - иными словами, как происходит процесс улетучивания, растворения бытия в кажущемся, в субъективности мысли? Как уже говорилось, основное свойство бытия, сущего в мире, в котором есть человек, заключается в том, чтобы являться человеку, выступать в чувственной данности, быть данным в ощущении. Происходит как бы образование "среза", "поверхности" явлений, обращенной к познающему. Иными словами, онтологическое обоснование, оптические основы того факта, что бытие является (быть - значит являться!), заключаются во взаимоотношении субъекта, наделенного сознанием и способностью дей ...

- 13 -


Таким образом, отражение надо толковать не как дублирование, копирование, а как рефлектирование в другое, т. е. как явление другому***. Это значит, что само отражение выражается в онтологических категориях явления бытия для другого. Восприятие надо рассматривать как взаимодействие человека, реального материального существа с действительным, т. е. воздействующим на него миром. Иными словами, явление бытия для другого определяется как условиями существования вещи, явления и т. д., так и дополнительными условиями восприятия ее человеком****. Отсюда определение истинности восприятия есть понимание отношения восприятия (как образа вещи) и вещи, оно предполагает переход одного содержания в другое по мере перехода от условий ее существования к условиям ее восприятия. Термин "образ" служит, так ...

- 14 -


' См. Гегель. Соч. - Т. IV. - С. 51-56. 2 См. Рассел Б. Человеческое познание. - С. 112. циональную функцию в истинное суждение, т. е. очевидна обусловленность истины существованием. По мере продвижения познания сфера понятийных определений и "описаний" все расширяется, все большее количество свойств объекта получают свое выражение, определение в мышлении, в понятиях, но это никак не снимает лежащей в их основе сферы апелляции к непосредственно чувственно данному бытию (существованию). Чувственно данное существование остается раз и навсегда необходимой предпосылкой всех понятийных определений "сущности". Приоритет чувственности перед мышлением - это и есть приоритет существования перед сущностью. Обычному - двусмысленному - утверждению о конкретности и б ...

- 15 -



Страниц всего: 40
[1-5] [6-10] [11-15] [16-20] [21-25] [26-30] [31-35] [36-40]
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _