Страниц всего: 253
[1-5] [6-10] [11-15] [16-20] [21-25] [26-30] [31-35] [36-40] [41-45] [46-50] [51-55] [56-60] [61-65] [66-70] [71-75] [76-80] [81-85] [86-90] [91-95] [96-100] [101-105] [106-110] [111-115] [116-120] [121-125] [126-130] [131-135] [136-140] [141-145] [146-150] [151-155] [156-160] [161-165] [166-170] [171-175] [176-180] [181-185] [186-190] [191-195] [196-200] [201-205] [206-210] [211-215] [216-220] [221-225] [226-230] [231-235] [236-240] [241-245] [246-250] [251-253]
Мещеряков Б. и Зинченко В. - Большой психологический словарь.
П. з. может осуществляться при решении задач как в пределах одного учебного предмета, так и при переходе от одного учебного предмета к др., а также в различных видах практической (трудовой) деятельности. Содержание и характер П. з. в пределах одного учебного предмета определяются рядом факторов: 1) формой (прямой или косвенной) в которой выражено требование использовать определенные знания; 2) самостоятельным выбором знаний, необходимых для решения задачи; 3) анализом содержащихся в задаче данных (явных или скрытых), побуждающих к использованию знаний, и т. п. Основная умственная операция, лежащая в основе П. з., - это узнавание ранее усвоенного материала в новых учебных ситуациях, применение абстрактного знания, правила, принципа, закона к конкретным условиям. Это узнавание не ...
- 156 -
В зависимости от уровня теоретической подготовленности уч-ся по степени проблемности различают 3 основных уровня П. о.: проблемное изложение, при котором сам преподаватель ставит проблему и находит ее решение; П. о., при котором преподаватель ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно с уч-ся; творческое обучение, предполагающее активное участие уч-ся в формулировании проблемы и поиске ее решения. Эта форма обучения наиболее целесообразна при организации и проведении учебно-исследовательских и научных работ. П. о. реализуется с помощью систем проблемных учебных заданий, которые используют преподаватели в процессе обучения. Источниками таких заданий, вызывающих проблемные ситуации в обучении, являются история науки и промышленности, экстремальные ситуации профес ...
- 157 -
П. э. должен отвечать требованиям, предъявляемым к любому научному эксперименту (отчасти и научному наблюдению. - Ред.): нацеленность на проверку определенной гипотезы, точность регистрации изучаемых явлений, создание сравнимых условий, устранение побочных факторов. Особенностью П. э. является наличие неконтролируемых факторов (т. е. факторов, причина действия которых не м. б. установлена или количественно определена). См. Виды наблюдения, Метод эксперимента. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ (англ. voluntary memorizing) - процесс запоминания, который осуществляется в форме сознательной деятельности, имеющей мнемическую направленность (мнемическую установку) и включающей совокупность специальных мнемических действий. Среди условий продуктивности П. з. центральное место занимает использов ...
- 158 -
ПРОТОПАТИЧЕСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (от греч. protos - первый + pathos - болезнь) - вид кожной чувствительности, изучавшийся в героических опытах на себе англ. неврологом Генри Хэдом (Head, 1861-1940). П. ч. наблюдается на начальной стадии восстановления кожной чувствительности (напр., после перерезки нервных волокон), когда прикосновение и давление на участок кожи, иннервируемый восстанавливающейся частью нерва, либо вообще не вызывают ощущения (если прикосновение и давление не очень сильны), либо сразу вызывают диффузную сильную боль. К.-л. ощущения прикосновения и давления, различающиеся по степени, качеству и локализации, на этой стадии восстановления чувствительности полностью отсутствуют. П. ч. характеризуется недифференцированностью и близостью к аффективным состояниям. См. Гиперпат ...
- 159 -
Минимальным условием, определяющим практическую целесообразность психологического отбора, является наличие доказанной его социально-экономической необходимости; обоснованной и апробированной системы отбора; подготовленных и имеющих опыт проведения отбора специалистов определенного профиля. ПРОЧНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ (англ. strength of memory) - свойство памяти, выражающееся в сохранении заученного материала и в скорости его забывания. Необходимое условие П. з. - понимание материала. Кроме того, П. з. обеспечивается многократным повторным восприятием материала, ведущим к упрочению временных связей. См. Запоминание. (Т. П. Зинченко.) ПСЕВДОЛОГИЯ (от греч. pseudos - ложь + logos - слово, речь) - патологическая лживость, которая проявляется в склонности к сочинению фантастических ...
- 160 -
Страниц всего: 253
[1-5] [6-10] [11-15] [16-20] [21-25] [26-30] [31-35] [36-40] [41-45] [46-50] [51-55] [56-60] [61-65] [66-70] [71-75] [76-80] [81-85] [86-90] [91-95] [96-100] [101-105] [106-110] [111-115] [116-120] [121-125] [126-130] [131-135] [136-140] [141-145] [146-150] [151-155] [156-160] [161-165] [166-170] [171-175] [176-180] [181-185] [186-190] [191-195] [196-200] [201-205] [206-210] [211-215] [216-220] [221-225] [226-230] [231-235] [236-240] [241-245] [246-250] [251-253]