Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Страниц всего: 253
[1-5] [6-10] [11-15] [16-20] [21-25] [26-30] [31-35] [36-40] [41-45] [46-50] [51-55] [56-60] [61-65] [66-70] [71-75] [76-80] [81-85] [86-90] [91-95] [96-100] [101-105] [106-110] [111-115] [116-120] [121-125] [126-130] [131-135] [136-140] [141-145] [146-150] [151-155] [156-160] [161-165] [166-170] [171-175] [176-180] [181-185] [186-190] [191-195] [196-200] [201-205] [206-210] [211-215] [216-220] [221-225] [226-230] [231-235] [236-240] [241-245] [246-250] [251-253]

Мещеряков Б. и Зинченко В. - Большой психологический словарь.


Предисловие. Очень давно, почти 200 лет тому назад, французский библиофил и писатель Шарль Нодье не то с удивлением, не то с гордостью заметил: "Мы живем в эпоху словарей". Очевидно, и к счастью, эта эпоха еще не завершилась. Напротив, наблюдается устойчивый рост как общего тиража словарей, так и их тематического разнообразия. И кроме того, перефразируя Нодье, наш современник имеет повод сказать: "Мы живем в эпоху психологических словарей". В том, что хорошие психологические словари нужны и полезны многим и многим, вряд ли можно сомневаться. Они нужны и самим психологам (преподавателям, исследователям, практикам), и студентам, и широкому кругу специалистов из других областей человекознания, и далеко за его пределами. К тому же эти словари, смеем утверждать, отвечают непр ...

- 1 -


Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко Персоналии. А Адлер А., Ананьев Б. Г., Анохин П. К., Аристотель, Ах Н. Б Басов М. Я., Бахтин М. М., Беркли Дж., Берн Э., Бернштейн Н. А., Бехтерев В. М., Бине А., Блонский П. П., Божович Л. И., Брентано Ф., Брушлинский А. В., Бэкон Ф., Бэн А., Бюлер К., Бюлер Ш. В Вертгеймер М., Вивес Х.-Л., Вундт В., Выготский Л. С. Г Гальперин П. Я., Гартли Д., Геллерштейн С. Г., Гельмгольц Г., Гербарт И. Ф., Гоббс Т. Д Давыдов В. В., Декарт Р., Демокрит, Джемс У., Дильтей В. Ж Жане П., Жинкин Н. И. З Занков Л. В., Запорожец А. В., Зейгарник Б. В., Зинченко П. И. И Ительсон Л. Б. К Кабанис П.-Ж.-Ж., Кавелин К. Д., Кант И ...

- 2 -


АБАЗИЯ (от греч. а - отрицат. частица + basis - ходьба) - нарушение способности ходить при сохранности др. движений ног; встречается чаще при истерии. Ср. Астазия. АБЕРРАЦИЯ (от лат. aberratio - уклонение) - явление, заключающееся в том, что световые лучи, испускаемые точечным источником света, после прохождения через линзу не пересекаются в одной точке, а дают расплывчатое изображение. При сферической А. лучи света, прошедшие через периферическую часть линзы, собираются в фокус ближе за линзой (в человеческом глазе - за хрусталиком), чем лучи, прошедшие через центральную часть линзы. При хроматической А. фокус коротковолновых лучей спектра (сине-фиолетовых) находится ближе фокуса длинноволновых (красно-оранжевых). В глазу человека существует как сферическая, так и хроматическая ...

- 3 -


Отношение к А. т. далеко не однозначное, что определяется целым рядом причин: 1) недостаточно высокой эффективностью лечения; 2) крайней тяжестью вегетативных реакций, а также недопустимостью использования рвотных агентов при многих заболеваниях (сердца, желудочно-кишечного тракта, почек, печени, а также при туберкулезе); 3) этическими соображениями, не допускающими применения принуждения пациента и насилия над его волей. (И. А. Мещерякова.) АВОКАЛИЯ - См. Амузия. АВСТРИЙСКАЯ (Грацкая) ШКОЛА - группа исследователей (Х. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 1880-х по 1910-е гг. в основном в Грацком ун-те под руководством философа и психолога А. Мейнонга, основавшего в 1894 г. первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии и развивавшего в теоре ...

- 4 -


АГЕНС, АГЕНТ (от лат. agens, род. падеж agentis - действующий). 1. В широком смысле любая причина, вызывающая те или иные явления (в психике, природе, обществе и т. п.). Напр., с недавних пор стало употребляться словосочетание "А. социализации". Об амнестических агентах см. Памяти физиологические механизмы. 2. Сотрудник к.-л. секретной службы (напр., разведки). 3. Проводник чьих-либо идей (ср. агент влияния). 4. В семантическом анализе текста термином "А." обозначают одушевленного участника ситуации, который непосредственным выполнением действия контролирует ситуацию; др. словами, это субъект действия: инициатор, исполнитель, "источник энергии", виновник действия. Примеры: "Петя идет в школу", "Чашка разбита Петей". 5. Лингвисту здесь безразлично, ...

- 5 -



Страниц всего: 253
[1-5] [6-10] [11-15] [16-20] [21-25] [26-30] [31-35] [36-40] [41-45] [46-50] [51-55] [56-60] [61-65] [66-70] [71-75] [76-80] [81-85] [86-90] [91-95] [96-100] [101-105] [106-110] [111-115] [116-120] [121-125] [126-130] [131-135] [136-140] [141-145] [146-150] [151-155] [156-160] [161-165] [166-170] [171-175] [176-180] [181-185] [186-190] [191-195] [196-200] [201-205] [206-210] [211-215] [216-220] [221-225] [226-230] [231-235] [236-240] [241-245] [246-250] [251-253]
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _