Страниц всего: 217
[1-5] [6-10] [11-15] [16-20] [21-25] [26-30] [31-35] [36-40] [41-45] [46-50] [51-55] [56-60] [61-65] [66-70] [71-75] [76-80] [81-85] [86-90] [91-95] [96-100] [101-105] [106-110] [111-115] [116-120] [121-125] [126-130] [131-135] [136-140] [141-145] [146-150] [151-155] [156-160] [161-165] [166-170] [171-175] [176-180] [181-185] [186-190] [191-195] [196-200] [201-205] [206-210] [211-215] [216-217]
Головин С.Ю. - Словарь практикующего психолога.
ЭГОИЗМ - ориентация ценностная субъекта, характерная преобладанием в жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно интересов других людей и групп социальных. Проявлениям эгоизма присуще отношение к другому человеку как объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности объясняются серьезными дефектами воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм ребенка, то у него может сформироваться стойкая ориентация ценностная, при коей учитываются лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном я, себялюбие и полное равнодушие к в ...
- 211 -
1) традиционные - когда меняется лишь одна переменная независимая; 2) факторные - когда меняется несколько переменных независимых; его достоинство - возможность оценки взаимодействия факторов - изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой; при этом для статистической обработки результатов эксперимента применяется анализ дисперсионный. Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят об эксперименте пилотажном- (-> исследование пилотажное), результаты" коего могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Когда есть две конкурирующие гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят об эксперименте решающем (лат. experimentum crucis). Эксперимент контрольный производится с целью проверк ...
- 212 -
ЭКСПРЕССИЯ - выразительность; сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека - в мимике, пантомимике, голосе и жестах. Хотя экспрессия у человека генетически детерминирована, она сильно зависит от процесса научения, направляемого нормами социальными/При этом могут возникнуть определенные формы экспрессии, не имеющие никакой "природной" связи с некоей эмоцией. Формы экспрессии у лиц одной культуры относительно однородны. Существуют и универсальные формы экспрессия, что могут быть понятны людям разных культур, и те, что можно понять лишь в рамках данной культуры. Так, слезы - почти универсальный признак горя и печали, но форму этой реакции - когда, как и сколь долго можно плакать - определяют нормы культуры. Экспрессия силь ...
- 213 -
2) эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных - сравнение, аналогия и пр.; 3) эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Как особые формы эмпатии выделяются: 1) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним; 2) сочувствие - переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого. Важная характеристика процессов эмпатия, отличающая ее от других видов понимания, как идентификации, принятия ролей, децентрации и прочего, - слабое развитие рефлексивной стороны (-> рефлексия), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает ...
- 214 -
1) как особое, замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации; 2) как их самосознание; его содержание должно раскрываться путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры. В начале XX в. эти идеи развил и частично реализовал в своей психологии народов В. Вундт. Позднее в США этнопсихология практически отождествляется с неофрейдистской теорией, пытавшейся вывести свойства национального характера из так называемой "базовой" (или "модальной") личности, коя ассоциировалась с типичными для данной культуры методами воспитания детей. Современная этнопсихология не составляет единого целого ни по тематике, ни по методам. В ней выделяется ряд самостоятельных направлений: 1) сравнительные исследования этнических ...
- 215 -
Страниц всего: 217
[1-5] [6-10] [11-15] [16-20] [21-25] [26-30] [31-35] [36-40] [41-45] [46-50] [51-55] [56-60] [61-65] [66-70] [71-75] [76-80] [81-85] [86-90] [91-95] [96-100] [101-105] [106-110] [111-115] [116-120] [121-125] [126-130] [131-135] [136-140] [141-145] [146-150] [151-155] [156-160] [161-165] [166-170] [171-175] [176-180] [181-185] [186-190] [191-195] [196-200] [201-205] [206-210] [211-215] [216-217]