Страниц всего: 217
[1-5] [6-10] [11-15] [16-20] [21-25] [26-30] [31-35] [36-40] [41-45] [46-50] [51-55] [56-60] [61-65] [66-70] [71-75] [76-80] [81-85] [86-90] [91-95] [96-100] [101-105] [106-110] [111-115] [116-120] [121-125] [126-130] [131-135] [136-140] [141-145] [146-150] [151-155] [156-160] [161-165] [166-170] [171-175] [176-180] [181-185] [186-190] [191-195] [196-200] [201-205] [206-210] [211-215] [216-217]
Головин С.Ю. - Словарь практикующего психолога.
ПСИХОСИНТЕЗ СЕНСОМОТОРНЫЙ - управление состоянием и сознанием субъекта в процессе особого диалога суггестивного. Заключается в поэтапном формировании у него целостного образа моделируемой действительности посредством специальной последовательности тестовых заданий, предполагающих концентрацию внимания на ощущениях, переживаниях и представлениях, возникающих при их решении. В отличие от классических суггестивных техник, традиционно ориентированных на подавление у индивида активности механизмов сознательного контроля, диалог суггестивный служит формой организации сознательных усилий субъекта на повышение эффективности суггестивных приемов. В ходе диалога психолог получает информацию о состоянии и переживаниях субъекта, необходимую для оценки качества решения текущих заданий, корре ...
- 146 -
Процедура психотерапии десенсибилизационной состоит из нескольких этапов. На первом этапе клиент обучается методике глубокого расслабления - посредством гипноза или наркотизации (=> релаксация). На втором этапе терапевт и клиент составляют так называемый "лист иерархии страхов", в начале коего указывается ситуация или предмет, вызывающая наименьший страх, в конце - наибольший, с промежуточными 8-15 ситуациями. На третьем этапе начинается собственно тренировка десенсибилизации. При этом клиенту в состоянии полного расслабления предлагается мысленно воспроизвести такую ситуацию, что вызывает у него минимальный страх, и постараться "вжиться" в нее. Таким же образом прорабатываются все позиции "листа иерархии страхов". Когда этот метод применяется для маленьких детей, в качестве пол ...
- 147 -
3. В распространенном, более позднем понимании - техника психологическая, то есть конкретный комплекс психологических приемов воздействия, нацеленный на психокоррекцию, устранение "психологических неполадок" клиентов, и пр. ПСИХОТОКСИКОЛОГИЯ - раздел психологии медицинской, изучающий нейрохимические механизмы, проявления и способы лечения психических нарушений, вызываемых химическими веществами - психотомиметиками или галлюциногенами (делизид, мескалин, псилоцибин и пр.). Такие вещества обладают весьма выраженной избирательной повреждающей активностью по отношению к мозгу, вызывая уже в крайне ничтожных дозах (миллионных долях грамма) расстройства психические. При этом возникают красочные галлюцинации, нарушения памяти, внимания, мыслительных процессов, эмоций, появляетс ...
- 148 -
ПУБЕРТАТНЫЙ - относящийся к возрасту полового созревания. ПУТЬ ЖИЗНЕННЫЙ - весьма широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Часто используется как синоним понятий "время жизни" и "цикл жизненный", но их содержание различно. Термин время жизни означает временной интервал между рождением и смертью человека - продолжительность жизни безотносительно ее содержания. Термин цикл жизненный подразумевает повторяющиеся, относительно инвариантные аспекты развития. Эти циклы бывают: 1) биологическими - последовательные этапы рождения, роста, созревания, старения и смерти (-> онтогенез); 2) социальными - усвоение, выполнение и, наконец, утрата определенных комплексов трудовых, семейных и прочих с ...
- 149 -
1) стадия психики сенсорной элементарной; 2) стадия психики перцептивной; 3) стадия интеллекта. В каждой стадии возможно разделение по крайней мере на два уровня - высший и низший. В современной психологии западной преобладает эклектический подход к развитию психики. Общепризнанные теория и методология отсутствуют. Можно указать лишь два общих положения, характерных для большинства концепций: 1) выделяются две группы факторов, обусловливающих развитие психики: природные задатки и внешнее окружение; иногда выделяется в особую группу факторов личностная активность, отличная от природных задатков (-> психология гуманистическая); во внешнем окружении, когда речь идет о человеке, обычно обращается внимание на присвоение норм социальных и культуры, зафиксирован ...
- 150 -
Страниц всего: 217
[1-5] [6-10] [11-15] [16-20] [21-25] [26-30] [31-35] [36-40] [41-45] [46-50] [51-55] [56-60] [61-65] [66-70] [71-75] [76-80] [81-85] [86-90] [91-95] [96-100] [101-105] [106-110] [111-115] [116-120] [121-125] [126-130] [131-135] [136-140] [141-145] [146-150] [151-155] [156-160] [161-165] [166-170] [171-175] [176-180] [181-185] [186-190] [191-195] [196-200] [201-205] [206-210] [211-215] [216-217]