Головин С.Ю. - Словарь практикующего психолога.
- 206 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
4) превращение побочных результатов действия в цель;
5) преобразование неосознанных предвосхищений в цель;
6) выделение целей промежуточных;
7) переход от целей предварительных к окончательным;
8) образование иерархии и временной последовательности целей. Исследования целеобразования - одно из важных направлений психологического анализа деятельности индивидуальной и совместной:
1) изучаются зависимость целеобразование от мотивации деятельности;
2) роль эмоций в актах целеобразования;
3) оценки достижимости результата;
4) соотношение общих и конкретных целей. Анализ целеобразования ведется в плане функциональном, в плане исторического и онтогенетического развития психики и в плане биологической предыстории целей как осознанных образов будущих результатов действия.
ЦЕЛОСТНОСТЬ (целостность восприятия) - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если его некоторые части в данный момент нельзя наблюдать (например, тыльная часть вещи): актуально не воспринимаемые признаки все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта. В этой закономерности просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями. Проблема целостности восприятия впервые была экспериментально исследована представителями гештальт-психологии. Но здесь целостность выступала как изначальное свойство восприятия, определяемое законами сознания. Отечественная психология рассматривала целостность восприятия как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому. Образ, формируемый в процессе отражения действительности, имеет высокую избыточность - некая совокупность компонент образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах и об образе в целом. Степень отчетливости этого восприятия зависит от предвосхищения актуально невоспринимаемых частей объекта.
ЦЕЛЬ - осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение коего направлено действие человека; заранее мыслимый результат сознательной деятельности. Здесь имеется в виду сознательный образ результата: он удерживается в сознании все время, пока выполняется действие. Цель - всегда сознательна. В психологии понятие цели употребляется и в иных значениях:
1) формальное описание конечных ситуаций, к достижению коих стремится любая саморегулируемая функционирующая система;
2) предвосхищаемый полезный результат, определяющий целостность и направленность поведения организма. Представление о цели как предвосхищаемом полезном результате используется при анализе биологической предыстории появления осознаваемой цели и исследовании психофизиологических механизмов регуляции целенаправленных актов поведенческих. Понятие о цели как осознаваемом образе предвосхищаемого результата применяется при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности (=> целеобразование). Чем сложнее поставленная цель, тем более длительный путь нужно пройти для ее осуществления. Поэтому достижение больших целей предполагает прогнозирование и планирование деятельности. Планирование предполагает выдвижение как конечной, так и промежуточных целей. Разработанная система целей и средств предусматривает направленное изменение объектов и самой деятельности.
Цель задает действие, действие обеспечивает достижение цели. Характеризуя цель, можно охарактеризовать действие. Цели бывают весьма разнообразны, а главное - разномасштабны. Крупные цели членятся на более мелкие, те могут дробиться дальше. Соответственно крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. Чтобы понять, что побуждает человека ставить цели и добиваться их осуществления, нужно обратиться к понятиям потребностей и мотивов.
ЦЕЛЬ СЕКСУАЛЬНАЯ - согласно З. Фрейду - термин, означающий поступок, к осуществлению коего стремится половое влечение; иначе - действие, на кое толкает половое влечение (=> цель сексуальная нормальная).
ЦЕЛЬ СЕКСУАЛЬНАЯ ИНФАНТИЛЬНАЯ - цель сексуальная ребенка; согласно З. Фрейду, состоит в том, чтобы получить удовлетворение путем соответственного раздражения некоей избранной зоны эрогенной.
ЦЕЛЬ СЕКСУАЛЬНАЯ НОРМАЛЬНАЯ - согласно З. Фрейду - нормальное соединение гениталий в акте совокупления, ведущем к разрешению сексуального напряжения и к временному угасанию сексуального влечения (удовлетворение, подобное насыщению при голоде).
ЦЕЛЬ СЕКСУАЛЬНАЯ ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ - стремление к разрядке сексуального напряжения.
ЦЕЛЬ СЕКСУАЛЬНАЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ - промежуточный процесс отношения к объекту сексуальному - на пути к совокуплению - как ощупывание и разглядывание, что само по себе дает наслаждение, а с другой стороны - повышает возбуждение, кое должно длиться до достижения цели сексуальной окончательной.
ЦЕНЗУРА - согласно З. Фрейду - функционально-образное представление сил и тенденций, фильтрующих бессознательные импульсы и препятствующие их проникновению в сознание. Роль цензуры могут играть различные вытесняющие тенденции, предсознательное и прочие, проявляемые и действующие в зоне перехода от бессознательного к сознательному. Все, отклоненное цензурой, находится в состоянии вытеснения. Во время сна влияние цензуры ослабляется. Цензура служит для опосредования отношения бессознательного с другими уровнями Она вытесняет осуждаемые личностью чувства, мысли и желания в область бессознательного и не допускает обратный прорыв в сознание вытесненного содержания. Но бессознательное все же проявляется в поведении и психике человека - в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах. Осознание этого в ходе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов.
ЦЕННОСТЬ - понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. С позиций материализма признается объективный и трансцендентный характер ценности по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности; ценности рассматриваются как продукт жизнедеятельности групп и общностей социальных, человечества в целом, выступающих как единый совокупный субъект. Можно говорить о трех формах существования ценности:
1) она выступает как общественный идеал, как выработанное сознанием общественным, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах жизни общественной; такие ценности могут быть и общечеловеческими, "вечными" (истина, красота, справедливость), и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия);
2) она предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков - конкретных предметных воплощений общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и пр.;
3) ценности социальные, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как ценности личностные - один из источников мотивации ее поведения. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия ценностей личностных, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Система их складывается в процессе деятельностного распредмечения индивидами содержания ценностей общественных, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для ценностей личностных характерна высокая осознанность; они отражаются в сознании в виде ориентации ценностных и служат важным фактором регуляции социальной взаимоотношений людей и поведения индивида (-> единство ценностно-ориентационное).
ЦЕНТРАЦИЯ - 1. Эффект, обнаруженный в гештальт-психологии немецкими психологами В. Келером и М. Вертхаймером при исследовании иллюзий зрительных; состоит в том, что элементы, на коих фиксируется взгляд, переоцениваются по сравнению с остальными: поле восприятия как бы расширяется в зоне фокуса внимания - при одновременном сжатии и некоим искажении периферийной части поля. Следствие центрации - частичная деформация воспринимаемого объекта, возможность появления "систематических ошибок" в оперировании с его образом и практической деятельности с ним.
2. Понятие генетической теории Ж. Пиаже, выражающее затруднения в переходе на позицию объективного наблюдателя. Предстает как свойство эгоцентризма в процессе мышления и как поглощенность перцептивно воспринимаемыми свойствами предметов. В работах Пиаже обосновано качественное различие форм центрации в восприятии и интеллекте. Как проявления эффекта центрации на разных уровнях психической организации Пиаже рассматривал эгоцентризм личности, религиозные и политические стереотипы на уровне сознания общественного, и пр. При этом как общий механизм преодоления смысловых искажений, вносимых эффектом центрация, выступает процесс децентрации.
3. Эффект центрации был обнаружен и в исследованиях по восприятию межличностному американского психолога С. Аша; он установил, что в создании целостного представления о личности другого человека некие его воспринятые качества выступают как центральные, и вокруг них группируются другие характеристики и качества.
ЦЕПКОСТЬ - психический феномен способности к фиксации ранних впечатлений сексуальной жизни.
ЦИКЛОГРАММА - метод, который предложил Марей в XIX в. для исследования движений. Основан на использовании циклографии - то есть фотографирования в затемненном помещении через дозированные промежутки времени положения светящихся меток, находящихся на подвижных частях тела испытуемого.
_Ч_
ЧАСЫ БИОЛОГИЧЕСКИЕ - внутренние генетически запрограммированные механизмы регуляции биологических ритмов организма, служащие для временного упорядочения биологических функций и поведения. Их периодичность различна и может варьировать от нескольких минут до суток и даже до года. Базовыми являются биологические эндогенные механизмы в виде короткопериодических химических или физико-химических процессов клеточного уровня. На их основе работают механизмы с суточной, лунной, сезонной периодичностью.
ЧЕЛОВЕК - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни на Земле, субъект общественно-исторической деятельности. Как субъект и продукт деятельности трудовой в обществе является системой, где физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Психология изучает в человеке психику и ее развитие (-> социогенез), его индивидуально-психологические особенности (-> индивидуальность; личность), роли, выполняемые им в социальной жизни, его деятельность и общение. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении.
- 206 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Вернуться