Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Головин С.Ю. - Словарь практикующего психолога.

- 205 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

ХАРАКТЕР ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ - один из типов акцентуации характера (характер: акцентуация). Свойственны склонность к злобно-тоскливому настроению с накоплением агрессии, конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность.

ХАРАКТЕРОЛОГИЯ - 1. Одно из направлений немецкой психологии XX в." трактующее человеческую индивидуальность как душевно-телесную целостность, первичную по отношению к миру, где она живет, и определяемую в поведении изначально присущими ей свойствами. Главный представитель - Л. Клагес, считавший, что изучение характера должно базироваться на наблюдении, описании и систематическом истолковании не осознаваемых субъективных состояний, а движений выразительных - таких как почерк, жесты и пр. За этим эмпирико-психологическим учением стояла восходящая к взглядам Ф. Ницше теория о "духе как противнике души", согласно коей человеку свойственно противоречие между его спонтанной жизнью в качестве неповторимой целостной личности и безличностно-универсальным духом, разрушающим его уникальность и неповторимость. 2. В широком смысле - учение о характерах, дисциплина, посвященная исследованию сущности характера и средствам выявления его типов. Важнейшие проблемы характерологии как учения о характерах:

1) установление основных типов характера;

2) опознание типа характера по его проявлениям в каждом отдельном случае, что дает возможность целостного индивидуально-психологического понимания и прогнозирования поведения человека в определенном кругу ситуаций. В истории психологии известны два основных подхода к проблеме характера. Согласно первому, "статическому", характер трактуется как неизменный набор, структура основных черт, безотносительно анализа его формирования и развития. Законченное выражение такой взгляд нашел у немецкого психопатолога Э. Кречмера, рассматривавшего характер в связи со строением тела как психическую конституцию человека, соответственную его соматической конституции, объясняя его в итоге врожденными, прежде всего эндокринными факторами. В психоанализе З. Фрейда и его учеников образование отдельных черт и типов характера рассматривается как результат напряженной работы человека по разрешению ситуаций конфликтных. С этой позиции характер оказывается "кристаллизацией" борьбы человека за реализацию своего, во многом бессознательного жизненного плана. Отечественная психология исходила из признания общественно-исторической обусловленности характера и роли воспитания в его формировании. Но если одни исследователи ставят акцент на "природной" основе характера, связывая с ним прежде всего формально-динамические особенности поведения (-> темперамент), отмечают его роль в формировании общей "направленности" личности, ; ее отношения к различным сферам социального бытия.

ХАРИЗМА - приписывание личности богоданных свойств, вызывающих преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее особые способности и возможности. Феномен характерен для групп малых и особенно для больших, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения. Чаще возникает в экстремальных исторических обстоятельствах. Харизматическому лидеру приписываются все успехи его сторонников, даже явные неудачи обращаются его прославлением: бегство воспринимается как спасение, любые потери - как необходимые жертвы, абсурдные утверждения - как непостижимая мудрость. Его неудачи Списываются на других людей или противодействующие обстоятельства. Способности харизматического лидера, выступающего на религиозной или политической арене, мистифицируются; для него типична функция избавителя. Харизма возникает, когда складывается соответственная социально-психологическая потребность. Как феномен психологии групповой она обычно воспринимается в обращенном виде: внимание сосредоточивается в основном на лидере, а не на создающих харизму его последователях. В психологии религиозной харизма предстает как милость Божия. Известны попытки придать харизме преходящий характер, распространить ее на наследников, закрепить иерархически, но они психологически не эффективны.

ХИРОМАНТИЯ - одна из древнейших систем гадания об индивидуальных особенностях человека, чертах характера, пережитых событиях и грядущей судьбе по кожному рельефу ладоней - капиллярным и особенно флексорным линиям. Возникла в глубокой древности и была известна у индусов, халдеев, евреев, греков, римлян. Самые ранние собственно научные сообщения по изучению кожных покровов рук относятся к XII в. В 1686 г. Мальпиги дал краткое описание узоров ладоней и пальцев человека. В XIX в, самыми известными исследованиями были работы чешского ученого Я, Пуркине и американца Уайлдера. Психологией научной хиромантия неизменно отвергалась, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок к появлению новой отрасли знания - дерматоглифики.

ХОЛЕРИК - субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента (в классификации Гиппократа). Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, резкого, стремительного, с силой и быстрым темпом движений, с высоким уровнем активности психической, энергичностью действий, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Он склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным.

ХРОМАТОПСИЯ - искажение ощущений цветовых, характерное восприятием лишь одного из основных цветов. Так, при эритропсии все воспринимается как окрашенное красным светом (например, при отравлении йодом); при ксантопсии - желтым светом (при отравлении сантонином); при цианопсии - синим светом (при отравлении грибами).

_Ц_

ЦВЕТ АХРОМАТИЧЕСКИЙ - цвета, восприятие коих возможно посредством системы зрения ночного. К ним относятся цвета белый, черный и все оттенки серого. Противоположное понятие - цвет хроматический.

ЦВЕТ ИНДУЦИРОВАННЫЙ (Фехнеровские цвета) - субъективные ощущения цвета, кои можно получить при вращении со скоростью 5 - 20 оборотов в секунду диска Бэнхема, состоящего из белой и черной половин, причем на белой половине нанесены концентрические черные дуги. Цвет, воспринимаемый наблюдателем, зависит от расположения дуг относительно центра диска.

ЦВЕТ ХРОМАТИЧЕСКИЙ - цвета, восприятие коих возможно лишь при наличии зрения цветового (все цвета, кроме белого, черного и оттенков серого). Противоположное понятие - цвет ахроматический.

ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ (восприятие цвета) - может сводиться к оценке:

1) светлоты (или видимой яркости) цветового тона - то есть собственно цвета;

2) насыщенности - как показателя отличия данного цвета от серого цвета равной светлоты. При этом основные механизмы цветовосприятия являются врожденными и действуют за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга головного (=> зрение цветовое).

ЦВЕТОСМЕШЕНИЕ (смешение цвета, смешение цветов) - получение качественно нового субъективно воспринимаемого цвета при совместном воздействии двух или более раздражителей цветовых. Все цвета можно получить с помощью минимального числа исходных цветов, смешиваемых по определенным правилам, впервые сформулированным Н. Грассманом в 1853 г.:

1) если новый цвет получен при применении светофильтров, он называется субстрактивным, - ибо является результатом оптического вычитания из исходного белого цвета; так, при вычитании красного цвета из белого получается сине-зеленый;

2) если новый цвет получен в результате освещения темного поля лучами разного цвета, он называется аддитивным, или оптическим, - ибо исходные цвета складываются с черным. Смешения цветов можно достичь при быстром последовательном предъявлении цветов (цветосмешение временное), а также при воздействии одного цвета на правый глаз, а другого - на левый (цветосмешение бинокулярное).

ЦВЕТОСМЕШЕНИЕ АДДИТИВНОЕ - слияние в один цвет нескольких световых раздражителей разного цвета при попадании на близкие участки сетчатки глаза. Впервые описано И. Ньютоном в 1672 г. после опытов с разложением и сложением световых лучей посредством призмы.

ЦВЕТОСМЕШЕНИЕ АДДИТИВНОЕ: ЗАКОН (законы аддитивного смешения цветов) - правила получения определенных цветов за счет их смешения, сформулированные первоначально И. Ньютоном:

1) для каждого цвета существует единственный другой цвет (дополнительный), при смешении с коим получается ахроматический серый цвет;

2) субъективно одинаково воспринимаемые цвета при смешении с другими цветами дают тоже одинаково воспринимаемые цвета - независимо от их спектрального состава;

3) при смешении двух разных цветов получается цвет, промежуточный между исходными, так что при смешении этого промежуточного цвета с одним из исходных нельзя получить другой исходный цвет;

4) при смешении двух разных цветов получаемый цвет всегда менее насыщен, чем хотя бы один из исходных. На базе этих законов была создана "Международная система спецификации цвета" в терминах "Стандартного наблюдателя" (МКО-31), впервые введенная Грассманом в 1856 г.

ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ - процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Бывает и непроизвольным, и произвольным; характеризуется временной динамикой. Основа формирования цели у человека его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружения. Как филогенетические предпосылки появления осознаваемых целей у человека выступают две формы предвосхищения в жизнедеятельности животных:

1) предвосхищение полезного результата - потребного будущего, достижение коего дает прямой приспособительный эффект;

2) предвосхищение средств, использование коих приведет к достижению полезного результата (возникает на относительно высоких уровнях эволюции). В онтогенезе формирование цели идет в направлении от постановки цели и образования намерений в деятельности совместной с другими людьми - к постановке цели перед собой. В функциональном отношении в действии выделяются такие процессы:

1) образование цели;

2) осуществление действия;

3) эмоциональная и когнитивная (познавательная) оценка хода выполнения действия и его окончательного результата. Образ предвосхищаемого результата обретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов осуществления, лишь связываясь с определенным мотивом или системой мотивов. Целеобразование, появление цели - центральный момент в ходе выполнения действия и главный механизм формирования новых действий. Психофизиологическая основа цели - закодированный в мозгу образ будущего потребного, акцептор результатов действия, регулирующий программу физиологической реализации действия посредством предвосхищаемых и санкционирующих команд (информирующих о соответствии достигнутого результата требуемому). Существует ряд механизмов целеобразования:

1) превращение полученного требования в индивидуальную цель;

2) выбор одного из наличных требований;

3) превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании;

- 205 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _