Головин С.Ю. - Словарь практикующего психолога.
- 176 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
3) чувство музыкально-ритмическое - способность воспринимать, переживать, точно воспроизводить и создавать новые ритмические сочетания.
К общим способностям музыкальным относятся:
1) память музыкальная (усвоение знаний, умений и навыков) - способствует накоплению музыкальных впечатлений и слухового опыта, существенно влияющих на формирование способностей музыкальных, а также на деятельность психическую слушателя, исполнителя, композитора и педагога; органически включаясь в профессиональную деятельность, она обусловливает способ музыкального мышления (вокальный или конкретно-инструментальный);
2) способности психомоторные - проявляются в возможности музыканта при исполнении передать свое понимание содержания музыкального произведения; выражаются в мастерстве и виртуозности.
Специфическим синтезом способностей и доминирующим показателем музыкально одаренной личности является музыкальность, основой коей служит эмоциональная отзывчивость на музыку. Музыкальность как реактивное качество личности мало поддается развитию. Однако есть факты, говорящие о расцвете музыкальности в результате обучения, удачно найденного репертуара, успешной исполнительской деятельности.
СПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ - психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности - музыкальной, сценической, литературной и пр. Развитие способностей специальных опирается на соответственные задатки, - например, слух музыкальный и память.
О способностях специальных них можно говорить в двух планах:
1) как о способностях в некоей области деятельности психической; сюда относятся способности перцептивные, мнестические, логические и пр.;
2) как о способностях к определенному типу деятельности; сюда относятся способности лингвистические, художественные, педагогические и пр.
Способности второго типа, как правило, описываются на базе первого типа, и тесты для их диагностики включают задания для диагностики способностей первого типа.
Показано существование особых периодов сенситивных (-> сенситивность возрастная), на протяжении коих развитие способностей специальных происходит особенно благоприятно. Так, для музыкальных способностей это период до пяти лет, когда активно формируется слух музыкальный и память.
В силу многозначности задатков возможно формирование способностей специальных на достаточно различной анатомо-физиологической основе. Определенный уровень способностей специальных (математических, художественных и пр.) можно сформировать практически у любого здорового ребенка. Поэтому имеются реальные основания для направленного развития способностей детей в условиях специально организованного обучения.
СПОСОБНОСТЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ (способность к умозаключениям) - способность, позволяющая решать задачи без предварительных пробных манипуляций. Появляется у высших млекопитающих, преимущественно у обезьян и человека. Позволяет улавливать связь между различными элементами ситуаций и выводить из нее правильное решение путем умозаключений, не прибегая к пробным действиям наугад.
СРАВНЕНИЕ - одна из логических операций мышления. Задания на сравнение предметов, изображений, понятий широко применяются в психологических исследованиях развития мышления и его нарушений. Анализируются используемые основания для сравнений, легкость перехода от одного из них к другому и пр.
СРЕДСТВО ВОЗБУЖДАЮЩЕЕ - наркотик или лекарство, прием коего возбуждает, увеличивает энергию и активность индивида.
СРЕДСТВО ПСИХОТРОПНОЕ - лекарственные препараты - химические соединения и природные продукты, обладающие избирательной активностью по отношению к нормальной и нарушенной деятельности психической (-> психофармакология); их действие направлено на изменения в протекании процессов психических (процессов когнитивных, эмоций, поведения).
Есть различные их классификации, исходящие из принципов их химического строения, фармакологической динамики, клинического эффекта и пр. В соответствии с последним особенно распространено такое деление:
1) психолептики - вещества, подавляюще и успокаивающе воздействующие на систему нервную центральную: аминазин, галоперидол, седуксен и пр.;
2) психоаналептики - стимуляторы активности, настроения и работоспособности: фенамин, кофеин, сиднокарб и пр.;
3) психодизлептики - вещества, дезорганизующие деятельность мозга: диэтиламид лизергиновой кислоты, бенактизин и пр.
С другой стороны, выделяются следующие основные типы средств психотропных, по разному действующих на психику:
1) нейролептики - блокируя ретикулярную формацию мозга головного и снижая скорость проведения возбуждения, действуют успокаивающе: подавляют бред, галлюцинации, чувство страха, психомоторное возбуждение, агрессивность;
2) транквилизаторы - за счет снижения возбудимости подкорковых отделов мозга, связанных с эмоциональными состояниями, снимают эмоциональное напряжение, чувство тревоги;
3) седативные средства (валериана, бромиды) - за счет снижения процессов возбуждения сглаживают различные невротические расстройства;
4) антидепрессанты (трициклические и ингибиторы моноаминоксидазы) - тонизируя систему нервную центральную, способствуют осуществлению адренэргических процессов в мозге; применяются для лечения депрессивных состояний, для улучшения общего психического состояния;
5) психостимуляторы (производные пурина, сиднонимина) - стимулируя процессы возбуждения в коре мозга и воздействуя на обмен норадреналина, обусловливают повышение умственной и физической работоспособности, уменьшение утомляемости и сонливости;
6) психотомиметики (мескалин, псилоцибин) - вызывают галлюцинации и бредовые расстройства.
Появляются новые классы средств психотропных, весьма дифференцирование воздействующих на психические функции и поведение человека, его память и работоспособность: нейропептиды, ноотропы, психоэнергизаторы и пр.
СТАДИЯ - период, ступень в развитии чего-либо, при достижении чего-либо.
СТАДИЯ ПРЕГЕНИТАЛЬНАЯ - согласно З. Фрейду - ранняя стадия особого рода организации детской сексуальности, которая характерна большой неустойчивостью, появлением садистских и анальных влечений, а также влечением к разглядыванию и познанию (=> организация прегенитальная).
СТАНДАРТ - 1. Образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними прочих подобных объектов.
2. Нечто шаблонное, трафаретное, не содержащее в себе ничего творческого, оригинального, самобытного.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ - 1. Установление единых норм и требований - стандартов.
2. В психодиагностике различаются две формы стандартизации:
1) стандартизация и единообразие инструкций, процедуры обследования, материалов, способов регистрации и прочего при применении некоего теста - в этом смысле все тесты стандартизованы;
2) стандартизация данных, полученных посредством конкретной методики, - соотнесение их с со специально разработанной и обоснованной шкалой оценок.
СТАНДАРТИЗОВАННОСТЬ - применительно тестов здесь понимается то, что они всегда и везде должны применяться одинаково, начиная от ситуации и инструкции - и кончая способами вычисления и интерпретации полученных показателей.
СТАРОСТЬ - заключительный период жизни, условное начало которого связано с отходом от непосредственного участия в производительной жизни общества.
Хронологическое определение границы, отделяющей старость от зрелости, не всегда оправданно из-за огромных различий индивидуальных в появлении признаков старения. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Кроме прогрессирующего ослабления здоровья, упадка физических сил старость характерна собственно психологическими изменениями - например, интеллектуальным и эмоциональным "уходом" во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни.
Постепенное ослабление по мере старения процессов восприятия и затруднение двигательной активности сочетаются с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других функций психических. Известны факты высокой творческой активности и продуктивности ученых, представителей искусства и прочих профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте.
Поэтому неправомерно связывать с периодом старости лишь регрессивные явления - ее можно рассматривать и как период развития. С этой позиции старость - в случае позитивного прохождения предшествующих возрастных стадий-достижение мудрости и чувства удовлетворенности., полноты жизни, исполненного долга, высший уровень интеграции личностной. Но если главнейшие задачи предшествующих возрастных этапов не реализовались, она сопровождается разочарованием и ощущением бесполезности прожитой жизни, отчаянием.
Психология ставит проблему создания условий для активной, полноценной жизни в пожилом и преклонном возрасте, необходимости подготовки человека к наступлению старости (-> геронтопсихология).
СТАТИКА - состояние покоя или равновесия. Противоположное понятие - динамика.
СТАТИСТИКА - 1. Наука, изучающая и обрабатывающая количественные показатели общественного развития общества и различных общественных явлений, их соотношения и изменения.
2. Количественный учет массовых явлений.
СТАТИСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКАЯ - область математики, основанная на теории вероятностей. Занимается поиском законов изменения и способов измерения величин случайных, а также обоснованием расчетных методов над этими величинами. Описывает закономерности, характеризующие взаимодействие случайных величин. Ее методы широко применяются в психологии для обнаружения "статистически значимых" связей психических и поведенческих явлений с иными факторами, рассматриваемыми как их причины или следствия.
СТАТУС - в психологии социальной - положение субъекта в системе отношений межличностных, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Существенные расхождения в статусе, который обретает индивид в группах, различающихся по уровню развития группового, содержанию деятельности и общения, нередко становятся причинами фрустрации, конфликта и пр.
Статус экспериментально выявляется путем применения различных социально-психологических методов. Важные характеристики статуса - престиж и авторитет как своеобразная мера признания.
СТАТУС СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ - показатель социально-психических свойств личности как объекта коммуникации в группе, фиксирующий позицию и величину престижа человека в его общении с другими (-> социометрия).
СТЕНИЧНОСТЬ - характеристика высокой работоспособности индивида, устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности - даже при лишении сна в течение нескольких суток. Противоположность стеничности - астения.
СТЕРЕОПСИС - субъективное ощущение глубины пространства при зрении бинокулярном, обусловленное сетчаточной горизонтальной диспарантностью. При прочих равных условиях - чем больше диспарантность, тем больше видимая глубина.
- 176 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Вернуться