Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Головин С.Ю. - Словарь практикующего психолога.

- 90 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ - болезненные расстройства, в разной мере наблюдаемые при утомлении и при органических поражениях мозга головного - прежде всего долей лобных. Характерны неадекватными изменениями направленности и избирательности деятельности, координации отдельных действий. Могут проявляться в сужении объема внимания, его неустойчивости - отвлекаемости на побочные раздражители.

При поражении долей лобных мозга и связанных с ними неспецифических структур нарушения внимания бывают модально-неспецифическими и проявляются во многих видах деятельности, при восприятиях любой модальности. При поражении определенной анализаторной системы нарушения внимания бывают модально-специфическими и проявляются в сфере лишь одной модальности. Так, при поражении затылочной области коры мозга возникают нарушения внимания зрительного, при поражении височной коры - слухового.

НАРУШЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЕ - системные нарушения поведения - прежде всего социального - характерные для различных заболеваний психических и локальных поражений мозга головного. Характерны: снижением уровня активности; исчезновением критичности; изменением направленности и динамики мотивации; нарушением самооценки.

По данным исследований подобных расстройств при различных заболеваниях, особенно страдает сфера мотивационная:

1) развиваются патологические потребности и мотивы, связанные с зависимостью от них;

2) происходит перестройка системы мотивов;

3) снижается уровень опосредованности мотивов, в норме обусловливающий поведение отсроченное;

4) нарушается соотношение побудительной и смыслообразующей функций мотивов.

НАРУШЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ - нарушения в выполнении операций интеллектуальных, обусловленные различными заболеваниями психическими, локальными поражениями мозга головного и аномалиями развития психического. Могут локализоваться на различных уровнях:

1) на уровне регуляции - к коему относятся процессы мотивации, проектирования и контроля;

2) на уровне исполнительских операций;

3) на уровне динамического обеспечения интеллектуальной деятельности.

В зависимости от набора исполнительских операций могут страдать мышление вербально-логическое, мышление наглядно-образное или мышление наглядно-действенное. В случае заболеваний психических характерно выпадение прежде всего регуляторных механизмов мыслительной деятельности; более всего страдают при этом мотивационная составляющая, - хотя, например, при шизофрении возникают и операциональные нарушения, связанные с актуализацией смысловых связей.

При локальных поражениях мозга головного характер нарушений мышления определяется локализацией очага поражения. При поражении левой лобной доли мозга обычно происходит выпадение регуляторных компонент мышления при сохранности исполнительских операций интеллектуальных. При поражении третичных корковых полей задних отделов полушарий левого и правого происходят расстройства наглядно-образных и наглядно-действенных форм мышления - из-за трудностей анализа и синтеза информации, связанной с пространством. При поражении речевых зон полушария левого возникают затруднения в организации речевых высказываний. При поражении различных отделов неспецифичёской системы нижних отделов ствола или диэнцефальных структур мозга обычно возникают динамические нарушения мышления.

НАРУШЕНИЕ СЕНСОРНОЕ - сюда относятся глухота, тугоухость, слепота, слабовидение.

НАРУШЕНИЕ ФАНТОМНОЕ - ложные ощущения - боль, зуд, анемия, судороги и прочее - со стороны несуществующей части тела - например, после ампутации конечности. Могут принимать навязчивый, тягостный характер. Отсутствующая конечность или часть ее могут ощущаться вполне реально. Бывают случаи воспроизведения характера боли, наблюдавшейся до ампутации.

Причиной нарушений фантомных могут быть образовавшиеся в месте перерезки нервных волокон разрастания (невромы), залегающие в рубцующейся ткани, очаги воспаления, нарушения кровообращения, а также механическая травматизация измененных нервных волокон. Значительная роль в их формировании принадлежит представлению индивида о собственном теле, зафиксированному в процессе развития.

НАРЦИССИЗМ (нарцизм) - согласно З. Фрейду - состояние и направленность либидо на Я. Нормальная стадия полового развития. Одна из отличительных черт невротиков - задержка на этой стадии психосексуального развития. Представление о нарциссизме восходит к древнегреческому мифу о прекрасном юноше Наркиссе (Нарциссе), влюбившемся в свое отражение в воде. Обычно это понятие используется как синоним самовлюбленности, но довольно часто - и как символ человеческого самопознания ("познай самого себя"), и цветок нарцисс - эмблематическое изображение философии как формы самопознания. В психоанализе этот термин применяется в нескольких сопрягающихся значениях.

1. Общее первоначальное состояние либидо, направленное на собственное Я (-> автоэротизм).

2. Вторичное обращение части либидо на Я - стадия сексуального развития, на коей половое влечение ищет удовлетворения не на другом объекте, а на самом себе. Но при этом объект сексуальности - не отдельные части тела, как при автоэротизме, а тело как целое.

3. Либидинозное дополнение эгоизма.

4. Извращение, перверсия половая, характерная эротическим влечением к своему собственному телу, при коем взрослый индивид дарит собственному телу все нежности, обычно даваемые постороннему сексуальному объекту. Основой достижение сексуального удовлетворения выступает любование своим обнаженным телом, его поглаживание.

5. Нарциссическое удовлетворение (культурой, культурным идеалом) - бессознательное самолюбование, самодовольство и самовлюбленность членов некоего культурного сообщества.

НАРЦИССИЗМ: УДАР (три удара по человеческому нарциссизму) - согласно З. Фрейду, в процессе развития науки человеческому самолюбию были нанесены три сокрушительных удара:

1) "космологический удар" Коперника;

2) "биологический удар" Дарвина;

3) "психологический удар" - самый чувствительный; нанесен психоаналитической теорией, доказавшей безусловный примат бессознательного над сознанием и ведущую роль бессознательных душевных процессов в организации жизнедеятельности и поведения.

НАРЦИССИЗМ ВТОРИЧНЫЙ - термин З. Фрейда, означающий явление повторного нарциссизма, возникающее вследствие направления либидо из Оно на Я. Трактовалось как вожделение, направленное на Я вследствие "отождествления".

НАСИЛИЕ КОМПЕНСАТОРНОЕ - согласно Э. Фромму - насилие, служащее импотентному, обездоленному жизнью человеку в заменой продуктивной деятельности и способом отомстить жизни.

НАСИЛИЕ РЕАКТИВНОЕ - согласно Э. Фромму - насилие, проявляемое при защите жизни, свободы, достоинства и имущества. Итак, эта форма насилия "стоит на службе жизни" и имеет целью сохранение.

НАСЛАЖДЕНИЕ - одно из позитивных душевных чувств, некоим образом связанное с уменьшением, понижением или угасанием имеющегося в душе количества раздражений.

НАСЛАЖДЕНИЕ: ПРЕДДВЕРИЕ (преддверие наслаждения) -> премия заманивающая.

НАСЛАЖДЕНИЕ КОНЕЧНОЕ - конечное удовлетворение от "сексуальной деятельности", сопровождаемое выделением половых секретов.

НАСЛАЖДЕНИЕ КОПРОФИЛЬНОЕ - наслаждения детства, связанные с дефекацией.

НАСЛАЖДЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ - наслаждение от возбуждения зон эрогенных, предшествующее половому акту.

НАСТОЙЧИВОСТЬ - личностное волевое качество, характерное способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия, - направленное на неуклонное, вопреки трудностям и препятствиям, достижение осуществления цели. Развивается у ребенка на основе воспитания, начиная с возраста дошкольного, умения доводить до конца выполнение посильных заданий, готовности приложить усилия, чтобы подчинить свое поведение будущему результату, иногда - вопреки текущим побуждениям. Большую роль в воспитании настойчивости играют значащие цели и осознание долга и ответственности за порученное дело.

Для воспитания настойчивости не подходят дела кратковременные, но требуются дела, выполняемые в длительные сроки.

НАСТРОЕНИЕ - сравнительно продолжительные, устойчивые состояния психические умеренной или слабой интенсивности, проявляемые как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида. Характерны диффузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью, позволяющей считать настроение отдельным показателем темперамента. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия конкретных событий, а на их значение для субъекта в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Сформированные настроения, в свою очередь, способны влиять на эмоциональные реакции в связи с происходящими событиями, соответственно меняя направление мыслей, восприятие (-> перцепция социальная) и поведение.

В зависимости от степени осознанности причин, вызвавших конкретное настроение, оно переживается либо как нерасчлененный общий эмоциональный фон (приподнятое, подавленное настроение и пр.), либо как четко идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх, или же увлеченность, радость, восторг и пр.).

Умение контролировать настроение, находить и усваивать способы его сознательной коррекции (-> саморегуляция) - важная задача воспитания и самовоспитания. Беспричинные колебания настроения могут иметь патологическое происхождение, обусловливаясь такими психическими свойствами, как повышенная тревожность, неустойчивость, эмоциональность и пр. (-> характер: акцентуация; чувство).

НАСТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ (настроение массовое) - преобладающее состояние чувств и умов тех или иных групп социальных в определенный период времени. Не только самое массовидное явление психологии социальной, но и одна из самых значительных сил, побуждающих людей к деятельности, отпечатывающихся на поведения различных групп и слоев общества, а также классов, наций и даже народов. Проявляется во всех сферах социальной жизнедеятельности. Изучение настроения общественного необходимо для проникновения в психологические истоки многообразных идеологических форм, для понимания социально-психологических механизмов массовых социальных движений.

Одна из форм настроения общественного - настроение массовое, способное захватить и объединить в единое движение (социальное или политическое) самые различные социальные слои, группы и классы общества.

Настроение общественное характеризуется:

1) определенной предметной направленностью: политическое, эстетическое, религиозное настроение, и пр.;

2) характером и уровнем эмоционального накала: апатия, депрессия - подъем, энтузиазм.

Наряду с глобальными проявлениями (настроения массовые, настроения слоев, классов и народов), оно может носить локальный характер, проявляясь в климате социально-психологическом. Настроение общественное проявляется и в жизнедеятельности личности - в той мере, в какой настроение личности ^отражает социальные обстоятельства этой жизнедеятельности и выражает отношение личности к явлениям и процессам, происходящим в обществе (упадочнические настроения в период социальной реакции, и пр.).

- 90 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _