Кастанеда - Книга 9. Искусство сновидения
- 32 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Я был ошарашен. Я не мог даже задать ни одного из своих жалких вопросов.
- За этим последует то, что называют жемчужиной магов, - продолжал дон Хуан. - Ты будешь практиковать видение энергии в сновидении. Ты справился с заданием третьих ворот сновидения: нау-читься свободно перемещать энергетическое тело. Теперь ты будешь работать над настоящей задачей: видением энергии с помощью своего энергетического тела.
- Ты уже видел энергию раньше, - говорил он, - на самом деле, много раз. Но каждый раз до сих пор твое видение было случайным. Теперь ты будешь заниматься этим целенаправленно.
- Из повседневного опыта сновидящие знают, - продолжал он, - что если энергетическое тело сформировано, человек видит энергию каждый раз, когда он рассматривает какой-нибудь предмет ре-ального мира. Если же он видит энергию предмета во сне, - он тем самым может узнать, что находится в реальном мире, каким бы искаженным ни казался мир для его внимания в сновидении. Если же он не может видеть энергию предметов, - это обычный сон, а не реальный мир.
- Что такое реальный мир, дон Хуан?
- Это мир, порождающий энергию; он представляет собой противоположность призрачного мира ил-люзии, где ничто не порождает энергию, как бывает в большинстве наших снов, заполненных вещами без энергетического потенциала.
Затем дон Хуан дал мне еще одно определение: сновидение - это процесс, в котором сновидящий обнаруживает определенные свидетельства существования вещей, рождающих энергию. Должно быть, он заметил мое замешательство. Он засмеялся и дал мне еще одно, еще более витиеватое определе-ние: сновидение - это процесс, с помощью которого мы намереваемся найти адекватное положение точки сборки, дающее нам возможность замечать в состоянии сновидения предметы, порождающие энергию.
Он объяснил, что энергетическое тело способно также увидеть энергию, существенно отличную от энергии нашего обычного мира. Так происходит в случае предметов, наблюдаемых в мире неорганиче-ских существ, где энергетическое тело замечает шипящую энергию. Он добавил, что в нашем мире ничто не шипит; здесь все мерцает.
- Начиная с этого времени, - сказал он, - задачей твоей практики сновидения будет определение того, принадлежат ли предметы, на которых сконцентрировано твое внимание в сновидении, к порож-дающим энергию, к обычным иллюзорным видениям или порождающим отрицательную энергию.
Дон Хуан сказал, что надеялся, что я сам предложу идею видения энергии как способа определить, наблюдаю ли я в обычном или в необычном сне свое настоящее тело. Он посмеялся над моими изо-щренными попытками определять это, надевая каждые четыре дня другую ночную одежду. Он сказал, что у меня с самого начала была под рукой вся информация, необходимая для того, чтобы справиться с за-дачей третьих врат сновидения и предложить правильный способ определения своего местонахождения. Но моя склонность находить все окольным путем вынудила меня искать сложные решения там, где все просто и непосредственно ясно для мага.
9. НОВАЯ ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Дон Хуан сказал мне, что для того, чтобы видеть в сновидении, я должен не только намереваться ви-деть, но и выражать мое намерение в словах громким голосом. По причине, которую он отказался объяс-нить, он настаивал на том, что мы должны высказывать свое намерение громко и отчетливо. Он признал, что существуют и другие пути достигнуть того же результата, но при этом заметил, что выразить свое на-мерение вслух - это простейший и самый прямой способ.
Я впервые выразил словами свое намерение видеть, когда посетил в сновидении рынок вблизи церк-ви. Там было такое обилие всевозможных вещей, что я никак не мог решить, на какую из них обратить свое внимание. Огромная, бросающаяся в глаза ваза в углу невольно определила мой выбор. Я при-стально взглянул на нее, выражая вслух свое намерение видеть. Ваза оставалась в поле зрения еще один миг, а затем превратилась в нечто иное. В этом сновидении я рассмотрел множество всевозможных предметов. Каждый раз после того, как я выражал вслух свое намерение видеть, выбранный мною для созерцания предмет исчезал или превращался в еще что-нибудь.
Такие вещи уже не раз происходили в моей практике сновидения и раньше. В конце концов, мое вни-мание в этом сновидении истощилось, и я проснулся, чувствуя себя ужасно раздраженным, почти серди-тым.
На протяжении нескольких месяцев я внимательно рассматривал в своих сновидениях сотни предме-тов, сознательно декларируя свое намерение видеть, - но ничего не происходило. Когда мне надоело ждать результата, я обратился с вопросом к дону Хуану.
- Прояви терпение. Ты обучаешься удивительным вещам, - заметил он. - Ты учишься намеревать-ся видеть в сновидении. Придет время, когда тебе уже больше не нужно будет выражать вслух свое на-мерение; достаточно будет лишь молча пожелать этого.
- Мне кажется, я должен понять смысл того, что я делаю, - сказал я. - Ведь когда я выкрикиваю свое намерение видеть, ничего не происходит. Что это значит?
- Это значит, что твои сны до сих пор были обычными снами; в них ты встречался с иллюзорными проекциями, образами, которые существуют только в твоем внимании сновидения.
Он хотел точно знать, что происходило с объектами, на которых я фиксировал взгляд. Я сказал, что они исчезали, изменяли очертания или даже порождали завихрения, которые в конце концов разрушали мое сновидение.
- Но я уже сталкивался раньше с чем-то подобным в своей практике сновидения, - сказал я. - Единственное заметное отличие теперь в том, что я учусь вопить во сне во весь голос.
Мои последние слова вызвали у дона Хуана настоящий припадок утробного смеха, который привел меня в замешательство. Я не мог понять, что такого смешного сказал и почему он так среагировал на это.
- Когда-нибудь ты оценишь, как это все забавно, - сказал он в ответ на мой молчаливый протест. - А пока не сдавайся и не падай духом. Продолжай свои попытки. Рано или поздно ты добьешься своего. Как всегда, он был прав. Через несколько месяцев я сорвал-таки банк. Мне приснился самый необычный сон. Начался он с появления лазутчика из мира неорганических существ. Лазутчики, также, как эмиссары из сновидений, в течение последнего времени как-то странно исчезли из моих снов. Я не скучал по ним и не анализировал причин их исчезновения. На самом деле мне это было уже совершенно не нужно, и я даже забыл спросить дона Хуана об их отсутствии.
В этом сне лазутчик был в начале огромным желтым топазом, который я нашел за задней стенкой вы-движного ящика стола. В тот момент, когда я выразил свое намерение видеть, топаз превратился в пузы-рек шипящей энергии. Я испугался, что буду вынужден последовать за ним, и по этому перевел взгляд с лазутчика на аквариум с тропическими рыбками. Я выразил намерение видеть и был сильно удивлен. Аквариум излучал слабое зеленоватое сияние, а затем превратился в большой сюрреалистический порт-рет женщины в драгоценных украшениях. Портрет светился тем же самым зеленоватым свечением, ко-торое излучал аквариум.
Пока я наблюдал это сияние, хот сна изменился. Я шел по улице города, который казался мне знако-мым. Это мог быть Таксон. Я разглядывал витрину магазина женской одежды и громко заявил о своем намерении видеть. Сразу же засиял черный манекен, выставленный на видном месте. Затем я начал всматриваться в служащую магазина, которая как раз появилась в окне, собираясь переоформлять вит-рину. Она посмотрела на меня. Выразив вслух свое намерение, я увидел, как она сияет. Я был так изум-лен, что боялся, как бы какая-то деталь ее восхитительного сияния не увлекла и не поглотила меня, но женщина вернулась в помещение до того, как все мое внимание успело сосредоточиться на ней. Конечно же, у меня возникло намерение последовать за ней. Однако, мое внимание в сновидении оказалось пой-манным движущимся сиянием.
Сияние было направлено в мою сторону откровенно враждебно. Оно было исполнено отвращения и злобы. Я отскочил назад. Сияние перестало на меня действовать; темнота поглотила меня, и я проснул-ся.
Образы были настолько яркими, что я не сомневался, что видел энергию. Это сновидение было одной из тех подобных сновидению ситуаций, о которых дон Хуан сказал, что в них происходит генерирование энергии. Мысль о том, что события сна могут происходить в нашей привычной реальности обыденного мира, заинтриговала меня не менее, чем образы из мира неорганических существ.
- На этот раз ты не только видел энергию, но и пересек опасную грань, - сказал дон Хуан, выслушав мой рассказ.
Он повторил, что задача третьих врат сновидения состоит в том, чтобы сделать возможным незави-симое движение энергетического тела. По его словам, в своем последнем эксперименте я случайно пе-реступил в своих упражнениях за грань дозволенного, и вошел в другой мир.
- Твое энергетическое тело двигалось, - сказал он. - Оно путешествовало по себе. Ты пока не в состоянии контролировать такие путешествия, и по этому кто-то напал на тебя.
- Как ты думаешь, что это было, дон Хуан?
- Эта была вселенная хищников. Ты мог столкнуться с одной из тысяч не слишком приятных вещей, существующих там.
- Как ты думаешь, почему на меня напали?
- А почему нападали неорганические существа? Потому что ты подставлялся.
- Так просто, дон Хуан?
- Конечно. Представь, что какой-нибудь диковинный паук вдруг упал бы на стол, за которым ты пи-шешь. Испугавшись, ты, возможно, раздавил бы его, но вряд ли стал бы им восторгаться или его рас-сматривать.
Растерявшись, я подыскивал слова, желая спросить его, где происходили события из моего сна и что за энергию я в нем видел. В тоже время я и сам чувствовал, что в такой постановке эти вопросы бес-смысленны. Дон Хуан, казалось, прекрасно меня понимал.
- Ты хочешь знать, где было сконцентрировано твое внимание в сновидении, не так ли? - спросил он, широко улыбаясь.
Это как раз соответствовало тому, как я хотел бы сформулировать свой вопрос. Я считал, что в рас-сматриваемом сновидении я должен был видеть какой-то настоящий предмет. Точно так было тогда, ко-гда я видел в сновидении мельчайшие детали пола, стен или двери в свою комнату, детали, существова-ние которых в последствии было подтверждено мной, когда я бодрствовал.
Дон Хуан сказал, что в некоторых отдельных сновидениях, подобных этому, наше внимание фокуси-руется на обычном мире и постоянно перемещается от одного реального объекта к другому. Это движе-ние возможно благодаря соответствующему этому сновидению положению точки сборки. Находясь в этом положении, точка сборки делает внимание таким подвижным, что оно может в один миг перемет-нуться на невероятные расстояния. Когда это происходит, возникает переживание такого быстрого, тако-го мимолетного типа, что оно напоминает обычный сон.
Дон Хуан объяснял, что в своем сновидении я видел настоящую вазу, а затем мое внимание перемес-тилось на огромное расстояние, чтобы видеть сюрреалистическое изображение женщины с драгоценно-стями. Если не считать видения мною энергии, то все, что я наблюдал в этом сновидении в итоге было очень похоже на обычный сон, в котором рассматриваемые предметы быстро превращаются друг в дру-га.
- 32 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Вернуться