Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Шлахтер В.В., Хольнов С. Ю. - Психодинамика колдовства, или введение в паралогию.

- 4 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Очень .скоро вы обратите внимание и на тот факт, что, будучи в одиночестве, наблюдать за своим умом довольно легко. А вот, когда вы с кем-то общаетесь, заниматься этим значительно труднее. Тем не менее, нужно пытаться это делать как можно чаще - каждый раз, когда вы вспоминаете о своем решении наблюдать за собственным умом, - и не отчаиваться, если ничего не выходит. Тогда рано или поздно опытным путем вы подберете для своего молчаливого наблюдателя некую позицию, или настрой, в котором он лучше всего справляется со своим делом. Хорошенько его прочувствуйте и сохраните для себя навсегда. Эта позиция -фундамент для дальнейшей работы. Теперь можете считать, что вы уже кое-чего достигли.

Между прочим, предложенный нами опыт лежит в основе всего учения Гурджиева и его последователей. У них это называется "помнить себя". Только учиться искусству наблюдения за своим умом по книгам Успенского или Беннета, на наш взгляд, - неблагодарный труд. Потому что эти книги написаны именно для ума, а ум все принимает либо слишком буквально, либо, напротив, чересчур абстрактно. Он склонен, например, подменять вашего молчаливого наблюдателя, который на самом-то деле вовсе не от ума. И тогда все ваше наблюдение сводится к дополнительной умственной работе, от которой пользы - ни на грош. Вы просто ггеллектуально дублируете собственные мысли, слова, образы и действия.

На самом-то деле требуется другое - некое ощущение своего присутствия в том, что вы делаете. Дадим еще одну "наводку", чтобы помочь вам "ухватить" это состояние. Будучи в нем, очень легко владеть своими эмоциями, а также притворяться, дурачиться, во что-то играть, кому-то подражать. В принципе, это - очень веселое состояние, как правило, свойственное детям. В магическую систему Карлоса Кастанеды оно включено как важный аспект искусства сталкинга, что позволяет нам в дальнейшем для ясности так и называть его - "состояние стаякинга". В идеале, общаясь с кем-либо в этом состоянии, вы как бы со стороны наблюдаете за беседой двух посторонних людей. Вы видите, как ваше тело беседует с другим телом. Оно способно испытывать эмоции - волноваться, сердиться, искренне смеяться, - но сами-то вы при этом никаких эмоций не испытываете. Вас просто невозможно вывести из равновесия. Боксер или борец, выходящий в таком состоянии на поединок, автоматически получает огромное преимущество перед своим соперником. Особенно борец, для которого насущно важно чувствовать, что сделает противник в следующее мгновение. И такую способность дает ему углубленное состояние сталкинга.

Достаточно утвердившись в нем, можно продолжить наблюдения за умом. Постепенно вы увидите, что внутренний диалог бывает громким и тихим, назойливым и покладистым, целенаправленным и бессвязным. Теперь вам следует попытаться отделить деятельность ума от речи, от уже изученного внутреннего диалога. И проще всего начать эту работу с констатирующей способности интеллекта, с его умения узнавать. Допустим, вы неожиданно встречаете на улице свою жену. Ваш ум мгновенно определяет, кто именно перед вами, а в следующее мгновенье его поддерживает речь и констатирует (опять-таки в уме): "Алла", "Наташа", "Чудо-юдо"... или как-то еще - это уже дело привычки. Так вот, попробуйте ничего не сказать, никак не назвать то, что вы видите. Просто почувствуйте, кто перед вами, и никак не называйте. Это легко. Значительно труднее оставить словесно не сформированным следующий вопрос: "А с какой стати ты здесь оказалась, милая?" Но в состоянии сталкинга и эта задача окажется вам по плечу. Вообще, очень полезно ежедневно на какое-то время устанавливать для себя речевой пост. Это не значит, что вы не должны общаться с окружающими. Напротив, беседовать с кем-либо в состоянии речевого поста очень даже полезно для наших целей. Просто вы не должны при этом рассуждать в уме. Пусть ваша речь рождается спонтанно, минуя промежуточную интеллектуальную фазу. Когда же вы молчите, попробуйте не давать умственному ощущению мысли формироваться в слова, как бы подрезая под корень зародыш каждой фразы, каждого слова. Если это сразу почему-либо не удается, по-пытайтесь внутренне отстраниться от слов. При этом появляется ощущение, будто внутренний диалог в вашем уме ведете не вы, а кто-то другой.

Итак, ум и речь составляют идеальную любовную пару. Влезая кудя-либо, ум чувствует себя одиноким и неприкаянным, пока не обопрется на свою подругу. Попробуйте их разлучить. Допустим, в поле вашего зрения (а следовательно, и в сферу ума) попадает очаровательная девушка. Ощутите все ее достоинства, всю ее прелесть, но не формулируйте свои ощущения словесно. Это очень легко - нужно лишь однажды почувствовать "на вкус" "думание" без слов. И так поступайте с деревом, с цветком, с автобусом, с вороной - со всем, что вам встречается, пока вы "поститесь".

Действуя таким образом, вы постепенно приучитесь думать без слов. А это - серьезное достижение. Последователи китайского чанъ или японского дзэн затрачивают чудовищное количество времени и сил на работу со своими парадоксальными (их можно также назвать паралогическими) коанами к примеру, такими: "Будда есть сухая половая тряпка", "Что такое звук "му"?", или "Услышьте звук хлопка одной ладони". В результате они достигают чрезвычайно активного и, при всем том, совершенно безмолвного состояния внутреннего вопрошения, которое затем трансформируется в знаменитое сатори. Это же безмолвное "думание" превозносят и христианские мистики; в частности, оно рекомендовано ими при творении христовой молитвы. Не правда ли, заманчиво кое-чему научиться у святых безо всяких, так сказать, производственных издержек?

Но вернемся к уму и умственной речи. Последняя является стереотипом первого. Вообще-то, как мы уже выяснили, ум призван конструировать стереотипы поведения - и не только для себя самого, но и для рефлекторной области сознания. Стереотип для ума - то же, что для психики комплекс. Советуем вам по возможности избавляться и от того, и от другого. Только не нужно подходить к этому (да и вообще к паралогии) чересчур серьезно, чтобы не нагородить в себе новых комплексов. В начале века Николай Гумилев писал в своих "Капитанах":

"...Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет,
внимая заветам седых мудрецов".

Думаете, герой Гумилева потешается над мудрецами? - Ничуть не бывало. Именно "внимая заветам" последних, он и насмехается над всем и вся. Правомерность и, главное, целесообразность такой позиции мы обсудим позже. Пока же не рекомендуем вам растранжиривать свои психические силы никогда и ни на что - даже на предложенные нами опыты и работу над собой. К этому делу лучше приступать. Играючи - примерно с тем же настроением, с каким вы, не заглядывая предварительно в программу передач, включаете телевизор: "Авось, показывают что-нибудь стоящее. А если и нет, так телевизор нетрудно и выключить". Не составляйте программ, не принуждайте себя что-то делать, допустим, с пяти и до семи вечера. Примите такую схему работы: попробовал - понял (прочувствовал) - принял в свой арсенал. Если что-то не выходит, не огорчайтесь. Существует множество подступов и к нашему уму, и вообще к любой области человеческой психики. Не смогли подойти с одною конца, значит, сможете с другого. И пусть то, что вам понравится, постепенно входит в вашу жизнь и понемногу ее улучшает.

Глава 3. Открой свой магический мир

В название этой главы мы вынесли один из принципов паралогии. Будем считать его первым.

Начнем с того, что раз и навсегда откажемся от привычки раскладывать все в этой жизни по полочкам. Легко сказать, что снег белый и холодный, а уголь черный и твердый. Только это - все равно что ничего не сказать Нет, снег вовсе не белый, а уголь не черный. Вдумайтесь и почувствуйте это. В какой-то момент вашей жизни снег мог быть теплым и соленым, в другой - пушистым, в третий - колючим... Но каждый раз он являлся для вас чем-то иным.

Взгляните на любой предмет, хотя бы на письменный стол перед собою, и почувствуйте основное его функциональное качество, то есть способность ровной и твердой поверхности стола принимать и поддерживать разнообразные предметы - книгу, ручку, монитор, ваши локти и т.п. Ни в коем случае не рассуждайте на данную тему, но просто это чувствуйте. А теперь последовательно ощутите другие качества своего стола: твердость, тяжесть, инертность, способность его ящиков выдвигаться, их вместительность и т.д. и т.п. Наконец, попробуйте почувствовать все eip качества одновременно. Совершенно верно, это - все то же "думание" без слов, хотя и в несколько углубленном варианте. Разовьем эту нашу способность еще дальше. Только сначала нам необходимо выявить для себя еще две особенности, или, лучше сказать, две возможности собственного сознания.

Итак, прежде всего попытайтесь ощутить это самое сознание. Для этого можно немного поиграть собственным вниманием. Захватите щупальцами внимания какой-либо внешний предмет: тот же стол, цветок, монитор, лист бумаги - все, что угодно. Теперь, словно втягивая эти щупальца, как осьминог, обратите внимание внутрь себя - сначала в умственную область, затем переведите его в сферу эмоций. Проделайте это несколько раз: из ума на объект, а затем обратно в ум; и точно так же - из центра эмоций на объект и снова в эмоциональное внутреннее пространство.

Теперь попробуйте присутствовать там, где находится ваше внимание, иными словами, постарайтесь сознавать себя в этом внимании. Не обещаем, что с первого же раза это у вас легко получится. Но отнюдь не потому, что это само по себе трудно. Просто люди не привыкли осознанно распоряжаться своим вниманием. Что ж, придется немного потренироваться. В итоге это должно у вас выходить легко и естественно - само собою.

Йоги утверждают, что человеческий ум, как расплавленный воск, способен принимать любую форму, в которую влит. Надеюсь, вы убедились, что запросто можете становиться шкафом, табуреткой, половиком - всем, чем угодно? А уж Будда-то наверняка мог принимать любые формы еще лучше вас! (Это мы - по поводу уже упомянутого дззнского коана "Будда есть сухая половая тряпка"... - а почему бы и нет?)

Продолжаем развивать новую возможность своего сознания ("новую" - в смысле "недавно найденную"). Догадались? - Вот именно, теперь можете попробовать распространить свое внимание-присутствие на людей. И когда вам это удастся в достаточной мере, вы поймете, что значит чувствовать единство со всем сущим - именно так определяют это состояние восточные традиции, - или же, в христианской терминологии, "возлюби ближнего своего":

В итоге, мы опять-таки приходим к состоянию сталкинга, о котором уже говорилось в предыдущей главе. Только это - не просто повтор, но обещанный подход к искомому явлению немножко с другого конца. Возможно, так у вас лучше получится: А кроме того, тот же плод, но выращенный по-иному, обладает особым вкусом.

Нужно подчеркнуть, что предложенная практика имеет самостоятельное значение и немаловажное. Как известно, в зависимости от преобладающей ориентации внимания того или иного индивидуума психологи делят всех людей на два основных типа: экстравертов и интровертов. Внимание и интересы первых преимущественно устремлены во внешний мир, вторых - в мир внутренний. Для каждого из утих психотипов есть свои области повышенных возможностей, равно как и зоны некомпетентности. Например, командовать батальоном или выступать за ведущий хоккейный клуб предпочтительнее экстраверту. Но никакой экстраверт не сумеет так живо вспомнить "чудное мгновенье" или столь упорно бормотать себе под нос "Харе Кришна", как самый заурядный интроверт. Следовательно, для нас весьма заманчиво обрести способность по собственному желанию экстраверсироваться или интроверсироваться в зависимости от ситуации - да хотя бы ради эффективного общения с себе подобными, которые, увы, таковой способностью, как правило, не обладают. А между тем, она вполне доступна каждому из нас и является производной функцией от нашего умения управлять своим вниманием.

Эта же способность позволяет нам легко входить в состояние пустоты, или же, иными словами, останавливать внутренний диалог, наше никогда не утихающее в обычном состоянии "биение" мысленного фона. Механизм реализации в своем сознании пустоты достаточно прост. Дело в том, что человек способен одновременно фиксировать внимание лишь на двух объектах и не более того.

- 4 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _