Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Кастанеда - Книга 9. Искусство сновидения

- 9 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Чтобы научиться устойчиво фокусировать внимание сновидения на интересовавших меня объектах, мне понадобилось два года. Зато я настолько освоился, что чувствовал себя так, словно всю жизнь толь-ко этим и занимался. Самым невероятным было то, что я не мог даже представить себе, что когда-то это-го не умел.

Однако я помнил, насколько сложно мне было когда-то думать об этом даже как о потенциальной воз-можности. Однажды мне пришло в голову, что способность исследовать происходящее в сновидениях является нашей врожденной способностью, как, скажем, способность ходить. Человек от природы - двуногое существо, но какие усилия нам приходится прилагать, чтобы научиться ходить!

Новая способность рассматривать объекты снов "короткими взглядами" сопровождалась постоянны-ми напоминаниями самому себе о том, чтобы это делать. Я, в общем, знал о своей склонности к брюзжа-нию, но во сне эта склонность усиливалась до такой степени, что в конце концов я начал злиться на са-мого себя и даже задался вопросом: не является ли это чьим-то посторонним влиянием? Временами я даже подумывал, что схожу с ума.

- Я без конца болтаю сам с собой во сне, напоминая себе о том, что нужно рассматривать объекты, - пожаловался я дону Хуану.

В целом я старался придерживаться нашего соглашения обсуждать искусство сновидения только по его инициативе. Однако данный случай показался мне слишком серьезным.

- А это случайно не звучит так, будто говоришь не ты, а кто-то другой? - спросил дон Хуан.

- Подумать только - именно так! Это действительно звучит так, словно говорю не я.

- Тогда это - не ты. Но время для объяснения этого явления еще не пришло. Предположим, в этом мире мы не одни, что сновидящему доступны другие миры - полноценные целостные миры. Из этих полноценных целостных миров к нам являются энергетические сущности. В следующий раз, когда опять услышишь, как ты ворчишь на себя во сне, по-настоящему разозлись и в приказном тоне рявкни: "Пре-кратить!"

Я столкнулся с новым для себя вызовом: необходимостью вовремя вспомнить о том, что следует вы-крикнуть эту команду. И наверное потому, что уж слишком меня все это раздражало, я смог-таки вспом-нить и рявкнул во сне: "Прекратить!" Ворчание тут же прекратилось и больше никогда не повторялось.

- Это происходит с каждым сновидящим? - спросил я у дона Хуана, когда мы встретились в очеред-ной раз.

- С некоторыми, - безразличным тоном ответил он. Я начал было пространно рассказывать о том, как все это было странно, но дон Хуан оборвал мою тираду, сказав: - Теперь ты готов приблизиться ко вторым вратам сновидения.

Я тут же ухватился за возможность получить ответы на вопросы, теснившиеся в моем уме, поскольку задать их раньше не предоставлялось случая. Особенно меня интересовало то, что я пережил, когда он впервые заставил себя войти в состояние сновидения. Я сказал дону Хуану, что прекрасно помню все объекты, которые мне удалось созерцать в моих собственных снах, но что мне не приходилось испыты-вать ничего, хотя бы отдаленно напоминавшего то наше сновидение по яркости и насыщенности деталя-ми.

- Чем больше я об этом думаю, - сказал я, - тем больше это меня интригует. Когда я разглядывал людей, бывших в том сновидении, меня охватил незабываемый страх. Было до такой степени жутко, что кровь буквально застыла в жилах. Что это было за чувство, дон Хуан?

- По-моему, твое энергетическое тело попалось на удочку неведомой энергии того места. Поэтому, поскольку ты впервые столкнулся с чужеродной энергией, то возникшее у тебя чувство испуга и протеста было вполне естественным.

- Ты склонен вести себя подобно магам древних времен, - продолжал он. - Как только тебе пре-доставляется случай, ты отпускаешь свою точку сборки. В тот раз она сдвинулась на довольно значи-тельное расстояние. В результате ты, как в свое время древние маги, отправился куда-то далеко за пре-делы известного нам мира. Путешествие столь же реальное, как и опасное.

Я пропустил его замечание мимо ушей, не вникая в его значение, поскольку меня интересовало дру-гое. Я спросил:

- Тот город, вероятно, находился на другой планете?

- Ты пытаешься объяснить сновидение, опираясь на то, что знаешь, или полагаешь, что знаешь, - ответил он. - Единственное, что я могу тебе сказать, - это то, что город, в котором ты побывал, не на-ходится в нашем мире.

- А где же он тогда находится?

- Вне этого мира, разумеется. Послушай, ведь ты не такой уж тупица. Ты все заметил с самого нача-ла. И делаешь вид, что не понимаешь, только потому, что не можешь себе представить, чтобы что-то не принадлежало к этому миру.

- Хорошо, а вне этого мира - это где, дон Хуан?

- Можешь мне поверить, это "вне этого мира" является самой замысловатой вещью во всем магиче-ском искусстве. Ты, например, полагаешь, что я видел тогда то же самое, что и ты. Ведь ты ни разу не спросил меня, что я видел. Но на самом деле ты, и только ты видел и тот город, и людей в нем. Я же ни-чего подобного не видел. Я видел энергию. Так что в данном конкретном случае лично для тебя одного "вне этого мира" означало "в том городе".

- Но тогда, дон Хуан, тот город не был реальностью. Он существовал только для меня и только в мо-ем уме.

- Нет. Не в этом дело. Теперь ты пытаешься свести нечто поистине трансцендентное к вещам самым обыкновенным. Но это невозможно. Путешествие было реальностью. Ты видел город. Я видел энергию. Ни ты, ни я не были правы. И ни ты, ни я не ошибались.

- Твои слова относительно реальности подобных вещей приводят меня в полную растерянность. Ведь ты только что говорил о том, что то место было реальным. Но, если это так, то как у нас с тобой могли возникнуть два различных варианта его образа?

- Очень просто. Наши версии различны, потому что на тот момент мы с тобой обладали различными характеристиками однородности и внутренней связи. А ведь я уже тебе говорил о том, что эти характери-стики и есть ключи к восприятию.

- Как ты думаешь, мне удастся еще раз побывать в том самом конкретном городе?

- Меня привел туда ты. Так что я не знаю. Вернее, знаю, но объяснить не могу. Вернее, могу, но не хочу. Тебе просто следует выждать и самостоятельно выяснить, в чем тут дело.

Дон Хуан решительно прервал разговор на эту тему.

- Давай-ка вернемся к основной теме, - предложил он. - Вторые врата сновидения достигаются то-гда, когда ты "просыпаешься" из одного сна в другом сне. Ты можешь иметь столько параллельных сно-видений, сколько захочешь. Или столько, сколько сможешь. Главное - в одинаковой степени все их кон-тролировать и "проснуться" в одном из них, а не в нашем мире известного.

Меня охватила паника.

- Уж не хотел ли ты сказать, что я никогда не проснусь в этом мире? - спросил я.

- Нет, этого я не говорил. Но раз уж ты затронул эту тему, я вынужден сказать тебе, что такое тоже возможно. Маги древности имели обыкновение так поступать. Они никогда не просыпались в этом мире известного. Так поступили и некоторые из магов моей линии. Конечно, это можно сделать, но я бы не со-ветовал. Я хочу, чтобы по окончании практики сновидения ты проснулся самым обычным и естественным образом. Но вот во время практики тебе должно присниться, что ты проснулся в другом сне.

Невольно у меня вырвался тот же вопрос, который я задавал ему, когда он впервые рассказывал о настройке сновидения. Я услышал собственный голос, вопрошающий:

- Но разве такое возможно?

Дон Хуан явно заметил, что я не в себе, и со смехом ответил так же, как и в тот раз:

- Разумеется, это возможно. Все дело в самоконтроле, и он ничем принципиально не отличается от самоконтроля, которым мы пользуемся в повседневной жизни.

Я наконец справился со своим замешательством и приготовился задать следующий вопрос, но дон Хуан опередил меня, заговорив о гранях вторых врат сновидения. Его объяснения ввергли меня в еще более глубокое замешательство.

- Существует одна проблема, связанная со вторыми вратами сновидения, - сказал он. - И она мо-жет быть очень и очень серьезной. Все зависит от особенностей характера. И если нам присуща тенден-ция идти на поводу у нашей склонности цепляться за вещи и привязываться к ситуациям, - у нас могут возникнуть серьезные затруднения.

- Каким образом, дон Хуан?

- А ты подумай. Ведь тебе уже приходилось, исследуя содержимое снов, испытывать необычный ма-нящий интерес, странное удовольствие. Теперь представь себе: ты переходишь от одного сновидения к другому, все разглядываешь, исследуешь каждую деталь. Нетрудно понять, что таким образом можно забраться в смертельные глубины, откуда нет выхода. Особенно если человеку свойственно индульгиро-вание [Indulgе (англ.) - см. примечание к 4 тому К.К. "Сказки о силе", стр.14, (София, Киев, 1992)]

- Неужели тело или мозг естественным образом не среагируют и не пресекут это?

- Пресекут, если это естественный, то есть нормальный сон. Но в нашем случае о нормальном сне речь не идет. Мы говорим о сновидении. А сновидящий, преодолевший первые врата сновидения, достиг осознания энергетического тела. И именно энергетическое тело проходит сквозь вторые врата сновиде-ния, перескакивая из одного сна в другой.

- Что же из всего этого следует, дон Хуан?

- То, что после преодоления вторых врат сновидения тебе следует сформировать намерение обрес-ти еще более жесткий и трезвый контроль над вниманием сновидения, потому что оно - единственный предохранительный клапан для сновидящего.

- Что такое предохранительный клапан?

- Тебе еще предстоит обнаружить, что истинной целью сновидения является совершенствование энергетического тела. А совершенное энергетическое тело обладает, кроме всего прочего, настолько четким контролем над вниманием сновидения, что может остановиться по знаку последнего там, где это необходимо. Это и есть тот предохранительный клапан, который имеется в распоряжении сновидящих. И не важно, насколько глубоко погрузился сновидящий и в какой степени он индульгирует в данный кон-кретный момент, внимание сновидения должно выбросить его на поверхность, как только в этом возни-кает необходимость.

Итак, я вновь взялся за практику сновидения, отправившись на поиск теперь уже непонятно чего. На этот раз цель просматривалась гораздо менее ясно, чем прежде, а трудности еще более возросли. Точно так же, как и в случае с первым заданием, я никак не мог решить, что же мне делать. В сознание мое за-кралось довольно обескураживающее подозрение относительно того, что на этот раз вся моя практика вряд ли сможет чем-нибудь мне помочь. После бесчисленных неудач я возвратился к исходной точке, просто продолжив практику фиксации внимания сновидения на каждом из объектов, присутствовавших в моих снах. Я согласился с тем, что чего-то мне не хватает, и это, похоже, дало мне некий толчок. С воз-росшим мастерством я мог теперь удерживать образ любого объекта сновидения.

- 9 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _