Кастанеда - Книга 9. Искусство сновидения
- 7 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Сообщив мне об этом, дол Хуан буквально вытолкал меня из своего дома, велев не показываться до тех пор, пока я с помощью намерения не доберусь до первых врат сновидения.
Я вернулся домой и в течение нескольких месяцев каждый вечер, укладываясь спать, отчаянно "на-меревался" осознать миг засыпания и во сне увидеть собственные руки. Что же касается второй части задачи - убедить себя в том, что я - сновидящий, достигший своего энергетического тела - то ее вы-полнение представлялось мне абсолютно невозможным.
Но как-то, когда я прилег отдохнуть днем, я увидел сон, в котором смотрел на свои руки. Этот случай оказался уникальным, сон больше не повторялся. Неделя проходила за неделей, но мне по-прежнему не удавалось ни осознать момент засыпания, ни найти во сне свои руки. Однако я начал замечать, что в мо-их снах присутствует некое смутное чувство. Словно я должен был что-то сделать, но никак не мог вспомнить, что именно.
Когда я рассказал дону Хуану о своих тщетных попытках прорваться сквозь первые врата сновидения, он дал мне некоторые указания:
- Когда сновидящему предлагают найти во сне определенный объект, это - уловка. Истинная же цель состоит в осознании момента засыпания. А это, как ни странно, достигается не посредством уста-новки на осознание момента засыпания, но посредством установки на устойчивую фиксацию во сне како-го-либо конкретного образа.
Дон Хуан рассказал, что сновидящий бросает короткие целенаправленные взгляды на все, что при-сутствует в сновидении. А тот объект, на котором устойчиво сфокусировано его внимание, является лишь своего рода точкой отсчета. С нее сновидящий переводит взгляд, чтобы посмотреть на другие объекты, присутствующие в содержимом сна, как можно чаще возвращаясь обратно - к точке отсчета.
Ценой неимоверных усилий мне действительно удалось найти во сне руки. Но руки эти не были мои-ми. Они только казались моими, на самом же деле эти руки мне не принадлежали, они все время изме-нялись, временами приобретая поистине кошмарные формы. Тем временем все остальное содержимое моих снов было на диво устойчивым. Мне почти удавалось сохранять образ любого объекта, на котором я сосредоточивал внимание.
Так продолжалось несколько месяцев. Потом вдруг однажды качество моего сновидения как бы само собой резко изменилось. Я ничего специально для этого не делал. Просто каждый вечер я ложился спать, твердо намереваясь не упустить момент засыпания и отыскать во сне свои руки.
В тот раз мне снилось, что я приехал в свой родной город. Не то чтобы город, который мне снился, был в точности похож на мой родной, но каким-то образом у меня возникло убеждение, что это и есть то самое место, где я родился. Началось все как обычный, хотя и очень яркий, сон. Потом освещенность во сне изменилась. Образы сделались более четкими. Улица, по которой я шел, стала выглядеть заметно реальнее, чем за миг до этого. Заболели ноги. Я почувствовал, что предметы до абсурда по-настоящему тверды. Когда я, скажем, ударился о дверь, я не только ощутил боль в ушибленном колене, но и пришел в ярость от собственной неуклюжести.
Я совершенно реально бродил по городу до полного изнеможения.
Я видел все так же четко, как видел бы, если бы по-настоящему приехал в этот город и как турист бродил по улицам. Не было никакой разницы между этой прогулкой по городу во сне и любой из реаль-ных прогулок, которые мне доводилось предпринимать в городах, где я бывал впервые.
- Мне думается, ты зашел чересчур далеко, - сказал дон Хуан, выслушав мой отчет. - Ведь от тебя требовалось лишь осознать миг засыпания. Ты обрушил стену вместо того, чтобы только прихлопнуть сидевшего на ней комара.
- Ты имеешь в виду, что все это было неправильно?
- Нет. Но ты явно пытаешься сделать нечто, что уже когда-то тебе удавалось. Когда я заставил твою точку сборки сдвинуться, и мы с тобой оказались в том странном городе, ты не спал. Ты видел сон, но ты не спал. Это было сновидение. Я имею в виду, что твоя точка сборки сдвинулась в новое положение не за счет нормального сна. Я заставил ее сдвинуться.
И теперь ты определенно можешь достичь того же самого ее положения посредством сновидения, но сейчас я бы не советовал тебе это делать.
- Это опасно?
- И еще как! Сновидение требует исключительной трезвости. Нельзя допускать ни одного неверного движения. Сновидение есть процесс пробуждения, обретения контроля. Внимание сновидения нуждается в систематической тренировке, ибо оно есть дверь в сферу второго внимания.
- Какая разница между вниманием сновидения и вторым вниманием?
- Второе внимание подобно океану, а внимание сновидения - впадающей в него реке. Второе вни-мание - это состояние осознания полноценных миров, таких же полноценных, как наш. А внимание сно-видения - это состояние осознания отдельных объектов, присутствующих в сновидении.
Дон Хуан особо подчеркнул, что внимание сновидения - ключ к любому движению в мире магов. Среди множества вещей, присутствующих в наших снах, имеются объекты, которые являются результа-тами энергетического вмешательства. Они внедрены в наши сны извне посторонними силами. В умении находить и отслеживать их и состоит искусство магии.
Дон Хуан настолько явно выделил эти несколько фраз, что я попросил его объяснить еще раз. Неко-торое время он колебался, потом ответил.
- Сны - это если не дверь, то, определенно, лазейка в другие миры, - начал он. - Будучи таковы-ми, сны подобны улице с двусторонним движением. Через эту лазейку наше осознание пробирается в иные сферы бытия. А оттуда в наши сны пробираются лазутчики.
- Что такое лазутчики?
- Заряды энергии, которые вливаются в наши нормальные сны, смешиваясь с имеющимися там объ-ектами. Всплески посторонней энергии - они поступают в наши сны, а мы интерпретируем их то ли как что-то известное нам, то ли - как неизвестное.
- Ты уж меня прости, дон Хуан, но как-то не доходит до меня твое объяснение.
- Не доходит, потому что ты настойчиво продолжаешь думать о снах известным тебе образом - как о том, что происходит с нами, когда мы спим. Я же настойчиво предлагаю тебе иную версию: сны - ла-зейка в иные сферы восприятия. Через нее просачиваются потоки неведомой энергии. И тогда мозг, или ум, или что-то еще - то, что эти потоки энергии воспринимает - трансформирует их, превращая в части содержимого сновидений.
Дон Хуан немного помолчал, очевидно, чтобы дать моему уму время справиться с тем, что рассказал.
- Маги осознают эти потоки посторонней энергии, - продолжил он. - Заметив их, маги стараются изолировать их от нормального хода сновидений.
- Почему маги изолируют их, дон Хуан?
- Потому что эти потоки приходят из иных реальностей. И если мы отследим их до самого их истока, они послужат нам проводниками в пространства, наполненные такими тайнами, что даже магов бьет дрожь при одном упоминании об этой возможности.
- Каким образом маги изолируют их от нормального течения своих сновидений?
- При помощи тренировки и контроля внимания сновидения. В какой-то момент внимание сновидения обнаруживает эти потоки энергии в ситуациях сновидения. Тогда весь сон тает, остается только чуже-родная энергия.
Дальше обсуждать эту тему дон Хуан отказался. Он вернулся к тому, что так или иначе, но ему прихо-дится рассматривать мой сон как первую настоящую попытку практики сновидения. А это означает, что мне удалось добраться до первых врат сновидения.
Как-то однажды дон Хуан вдруг неожиданно вернулся к прерванному разговору. Он сказал:
- Сейчас я еще раз расскажу тебе, что следует делать во сне, чтобы пройти сквозь первые врата сновидения. Сфокусируй взгляд на чем-нибудь, что ты выберешь в качестве точки отсчета. Затем пере-води взгляд на другие объекты, мгновение смотри на них, сразу же возвращаясь к точке отсчета. Помни: если ты бросаешь лишь короткие взгляды, образы не сдвигаются.
- Что это значит - пройти сквозь первые врата сновидения?
- Мы достигаем первых врат, когда осознаем мгновение засыпания либо когда видим фантастически реальный сон. После того, как мы их достигли, нам необходимо пройти сквозь них, обретя способность сохранять образ любого объекта, присутствующего в содержимом наших снов.
- Мне почти удается устойчиво созерцать объекты в моих снах, но они слишком быстро рассеивают-ся, - сказал я.
- Именно об этом я и говорю. Прием использование точки отсчета был разработан магами с целью компенсации такого качества сновидений, как мимолетность. Каждый раз, когда ты выделяешь точку от-счета и бросаешь на нее взгляд, ты испытываешь прилив энергии. Поэтому для начала не пытайся взглянуть на большое количество объектов. Четырех будет достаточно. Потом постепенно ты будешь расширять диапазон, пока не научишься разглядывать все, что захочешь. Но всегда, как только образы начинают сдвигаться и ты чувствуешь, что утрачиваешь контроль, немедленно возвращайся к точке от-счета и начинай сначала.
- Ты действительно веришь в то, что я в самом деле достиг первых врат сновидения, дон Хуан?
- Да. И это очень много значит. По мере того, как ты будешь продвигаться дальше, ты увидишь, на-сколько легко тебе будет даваться практика сновидения.
Я думал, что дон Хуан либо преувеличивает, либо хочет меня приободрить. Но он сказал, что говорит совершенно честно.
- Самым поразительным явлением из всего, что происходит со сновидящим, оказывается то, что по достижении первых врат сновидения, они достигают также и энергетического тела.
- Что такое энергетическое тело?
- Двойник физического тела. Призрачная форма, составленная чистой энергией.
- Но разве физическое тело не состоит из энергий?
- Состоит. Различие в том, что энергетическое тело - это только форма, не имеющая массы. Явля-ясь чистой энергией, оно способно совершать действия, выходящие за пределы возможностей физиче-ского тела.
- Например, дон Хуан?
- Например, в мгновение ока перемещаться в любой конец вселенной. Сновидение есть искусство закалки энергетического тела, искусство придания ему гибкости и координации посредством постепенной тренировки.
Практикуя сновидение, мы уплотняем энергетическое тело, пока оно не становится воспринимающей единицей. Восприятие, которым обладает энергетическое тело, - независимо, хотя и подвержено влия-нию со стороны нашего обычного повседневного восприятия. Энергетическое тело воспринимает в своей собственной отдельной сфере.
- Что это за сфера, дон Хуан?
- Энергия. Энергетическое тело воспринимает энергию как собственно энергию. В процессе снови-дения оно может обращаться с энергией тремя различными способами: воспринимать потоки энергии, использовать энергию в качестве толкателя, чтобы, подобно ракете, перелететь в какие-нибудь совер-шенно неожиданные пространства, или воспринимать так, как мы обычно воспринимаем мир.
- 7 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Вернуться