Бодхи - Путь к ясному сознанию.
- 10 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Таким образом имеет большое значение - есть ли в нас интуитивное ощущение верности данного направления движения. Если оно есть, тогда та форма, в которой реализовалось наше стремление, не станет нас держать в своем плену и станет тем, чем она и должна быть - формой проявления нашего стремления, а не процессом ради самого процесса. В результате такого осознания "центр тяжести внимания" сместится от внешних атрибутов практики к переживанию устремлению - т.е. к потребности к свободе, или к чувству внутреннего вопроса - как угодно можно назвать это состояние. Тогда мы станем свидетелями возникновения понимания, и того, как из понимания вырастет модель, описывающая мое состояние в данный момент, и как появится желание проведения деятельности в соответствии с данной моделью, и как изменится восприятие в результате такой деятельности, а потом мы обернемся назад и увидим, что вся эта цепочка является неким выбросом внутреннего осознания, неким протуберанцем, который будучи выброшен, возвращается назад к своему истоку и растворяется в нем без остатка. Кажется, что вся наша жизнь именно такова, само личное осознание имеет такое же происхождение: это протуберанец, выброшенный изначальным недифференцированным сознанием - он исторгается, проходит этапы от темноты отделенности до света приобщенности, и затем возвращается к своему истоку и растворяется в нем.
Надеюсь, вы не увлечетесь этой лирикой, а сосредоточитесь на практике.
01-03-17) Тот путь, который я описываю здесь - я называю его прямым путем, поскольку он ведет к просветлению без каких-либо посредников, без того, чтобы влиять на что-то посредством чего-то. Если я чувствую, что НЭ мне не нужны, то я не ищу позы, в которой эти НЭ проявлялись бы меньше, не начинаю как-то дышать по особенному и вообще не ищу никаких средств, которые повлияли бы на НЭ, а я прямо беру быка за рога - я не желаю испытывать НЭ и я создаю усилия, направленные именно на это - на устранение НЭ. Если меня не устраивает то, что мной руководят ложные концепции, то я просто разоблачаю эту ложь, и не ищу оправданий и опоры на авторитеты. Это прямой путь, он требует больших усилий, но к результату приводит очень быстро.
01-03-18) Еще раз скажу о успехах и поражениях. Сотни раз, пытаясь добиться устранения той или иной глупости, или стараясь проводить какую-либо другую практику, продиктованную интуицией или доверием к учителю, мы сталкиваемся с тем, что можно назвать "поражением": вновь и вновь глупость вновь проявляется во мне. Если я убрал раздражение сейчас, то когда через 5 минут оно появится снова, то я могу испытать чувство "поражения". Для того, чтобы избавиться от этого груза, для начала можно ограничить во времени свой эксперимент. Сказать себе: в ближайшие 15 минут я буду убирать все приходящее раздражение независимо ни от чего. И когда 15 минут прошли, то я расслабляюсь и понимаю - успех достигнут в определенном мною промежутке времени, и когда на 16-й минуте меня охватывает раздражение, все равно результат победы в предыдущей 15-минутке уже не изменить. Этот способ эффективен и позволяет сосредоточиться именно на самой работе, а не на переживании ее успехов или неуспехов.
В дальнейшем имеет смысл более прямо подойти к вопросу переживания пораженческих или упадочнических эмоций - их надо просто убрать, запретить им проявляться, то есть провести над ними самими ту работу, которая проводится над всеми остальными нежелательными эмоциями. После того, как переживание упадка и поражения подвергнуто процедуре устранения, сознание становится достаточно чистым, чтобы решить вопрос о своей зависимости от побед и поражений окончательно. Как я уже говорил, не сама форма деятельности имеет значение, а стремление к любви или свободе, которая порождает влечение к некоторой подходящей форме деятельности, а затем позволяет проявиться желанию, необходимому для осуществления этой деятельности. Именно напряженность этой потребности имеет значение. То же справедливо и в отношении проблемы успех-поражение. Необходимо увидеть, что не существует ни успехов, ни поражений. Многократные усилия приводят к результату даже в том случае, если они чуть ли не сплошь состояли из "неудач". И в один прекрасный момент я вдруг обнаруживаю, что у меня начинает получаться! Сыграл свою роль фактор упорного приложения усилий.
Негативная эмоция еще долго будет появляться - это как затухающая волна, но с некоторого момента моя практика идет все успешнее и успешнее. Не успехи или неуспехи имеют значение, а то стремление, переживание которого и выражалось в виде реальной практики, реальных попыток. 1000 неуспехов в попытке убрать раздражение не являются неуспехами, ведь если было испытано поражение в попытке убрать раздражение, то значит и попытка эта сама по себе была, а раз была попытка, значит было желание ее совершить, а раз было желание, значит была и причина, вызвавшая это желание, и эта причина - стремление к свободе или счастью или к любви или как угодно это назовем, но не меняется суть - было стремление, и это главное. Стало быть - если я потерпел поражение, это означает, что я одержал победу, поскольку я переживал какое-то время потребность к просветлению сознания, а именно это является главным, именно это оказывает наиболее глубокое влияние на меня. И успех не имеет значения, потому что успех сменится неуспехом - это вопрос момента, вопрос соотношения сил в данный момент, но значение имеет опять же то, что раз был успех, то было и стремление. Таким образом и успех и неуспех в равной степени являются пусть минимальным, но успехом, поскольку в эти моменты проявлялась наша глубинная потребность к ясному сознанию.
Осознав все это, мы не станем так уж болезненно привязываться к сиюминутным результатам наших усилий. Мы не будем, конечно, "безразличны" в смысле "а мне все это по барабану", а "без-различны", то есть "не переживающие различия между одним явлением и другим явлением". Переживание того и другого станут одинаково торжественным, радостным. Так закладывается основа понимания того, что не только важны сиюминутные результаты, но и искренние усилия, и даже не только усилия, а еще и стремление к свободе, к ясности, к переживаниям света.
Глава 01-04 Завершение работы по устранению негативных эмоций (НЭ).
Содержание главы в порядке следования:
- 01-04-01) Критерий полной чистоты от негатива - чувство исходящего от тебя "сияния".
- 01-04-02) Практика циклического восприятия (ЦВ).
- 01-04-03) Определение негативных энергетических состояний (НЭС).
- 01-04-04) Устранение НЭС.
- 01-04-05) Классификация НЭС.
- 01-04-06) Устранение негативного фона (НФ)
- 01-04-07) Устранение негативных отношений (НО).
- 01-04-08) Образ сияющего лезвия.
- 01-04-09) Практика активного поиска.
- 01-04-10) Практика эмоциональной полировки (ЭП).
- 01-04-11) Усилия, сверхусилия и откаты в практике.
- 01-04-12) Устранение 4Н во сне.
- 01-04-13) НЭ и ПЭ - две стороны одной медали. Трансформация эмоционального тела.
- 01-04-14) Когда эмоций нет, восприятие не исчезает, а углубляется и обостряется.
- 01-04-15) Основа ПЭ и НЭ - интерпретации, порождаемые концепциями.
- 01-04-16) Вовлеченность в ПЭ и НЭ - специфический вид наркозависимости.
- 01-04-17) Рост способности распознавать НЭ в других людях.
- 01-04-18) Забеги на безупречность.
- 01-04-19) Совершенное устранение 4Н. Полное прекращение их возникновения.
- 01-04-20) Пространство свободы от 4Н.
01-04-01) Даже если я добиваюсь успеха в безупречном устранении некоторых негативных эмоций и некоторых негативных эмоциональных состояний, тем не менее еще долго не будет ощущения, что эта работа завершена, поскольку нет ярких переживаний ясности, нет такой степени очищения себя от негативных состояний, что прямо-таки чувствуешь исходящее от себя "сияние". Долгое время еще может чувствоваться какой-то придонный слой оставшихся негативных состояний. Кроме того отнюдь не сразу достигается совершенная уверенность в безупречном устранении даже тех НЭ, которые более-менее успешно устраняются. Задача состоит в том, чтобы сделать шаг к окончательному прекращению негативных эмоциональных состояний, и для этого необходимо выполнить практики, завершающие работу с негативом.
01-04-02) Первая из этих практик - это практика циклического восприятия (ЦВ). Обращаю внимание: заниматься практикой циклического восприятия очень тяжело, а если ты еще не овладел искусством устранения хоть какой-то эмоции - лучше именно той самой, за циклическую обработку которой ты берешься - то эта практика вообще бессмысленна. Это я пишу для тех, кто любит прыгать через ступеньки. Нужно начинать серьезную тренировку не раньше, чем освоены основные навыки, иначе вы рискуете оказаться среди неудачников и импотентов, которые много говорят, но ни на что не способны.
Техника циклического восприятия состоит в следующем: я вызываю в себе НЭ (например ревность) - особенно удобно, если для этого есть формальное основание - скажем кто-то что-то такое сделал, что во мне может вызвать ревность. Когда во мне ревность проявилась, тогда я совершаю усилие по ее устранению и устраняю ее. Это усилие по устранению НЭ я могу совмещать со сменой интерпретации на такую, которая не провоцирует возникновение ревности, но еще раз подчеркну, что эта работа с интерпретациями, несмотря на всю свою важность, НЕ МОЖЕТ заменить непосредственного усилия по устранению НЭ по той простой причине, что нужно прежде всего устранить не первичную причину, а устранить промежуточный этап - механическую привычку испытывать ревность. Смену интерпретаций можно использовать просто как удобный способ настройки на состояние, в котором есть НЭ, и на состояние, когда прикладывается усилие к прекращению НЭ. Итак - сначала я оказываюсь в состоянии, где нет ни следа НЭ, а затем я снова позволяю себе увлечься патологическими интерпретациями, и таким образом снова вызываю данную НЭ. Такие циклические смены восприятия я делаю многократно. Задача состоит в том, чтобы добиться высокой скорости каждого цикла - скажем - секунд по 10-20 на каждый.
Что дает такая практика? Таким образом совершается концентрированный многократный опыт устранения НЭ, а кроме того достигается очень точное ощущение усилия, необходимое для устранения НЭ. Важен еще и эффект понимания, что наличие или отсутствие НЭ - это вопрос моего выбора. В результате могут возникнуть и необычные ощущения, образы - например, я могу начать ощущать в себе словно светящийся канал, по которому мое осознание может двигаться вверх-вниз. В нижней точке я испытываю негативную эмоцию. В верхней - чистое сознание. Этот канал ощущается как излучающий свет. Это сопровождается ощущением особенной свободы от НЭ. Интересно и важно, что этот "канал" обладает излучающей способностью. Достаточно вам будет сосредоточиться на своей свободе "передвигаться" по нему (т.е. на своей свободе испытать ревность или освободиться от нее, заменив ее на просветленное состояние), как все то, что с вами соприкасается, испытает прилив такой же способности с силой, пропорциональной собственному усилию того человека. Если рядом с вами человек, который очень хочет добиться успеха в такой практике, то вы можете ему помочь, особенно если испытываете к нему симпатию и желание помочь: вы можете представить себе, что становитесь им и попадете в его омраченное состояние, из которого уже известным вам усилием вы выходите. Это очень интересный опыт. В вашем присутствии другие стремящиеся люди спонтанно могут почувствовать возрастание ясности сознания. Но за уши никого в осознание не втащишь - это факт.
- 10 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Вернуться