Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Бодхи - Путь к ясному сознанию.

- 9 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Если ты находишься в благоприятной среде, где все с тобой ласковы и все у тебя есть и по человеческим меркам "все хорошо", то обычный человек будет цепляться за это место и испытывать кучу НЭ в виде опасений оказаться вне его, а человек практики увидит, что в этом спокойствии есть большая опасность "заснуть", и он не успокоится, пока не найдет для себя возможность для тренировки своей безупречности. Что "лучше" для человека практики - агрессивная или спокойная среда? Это сказать невозможно. Все "лучше", потому что и там и там у него есть поле для работы - в первом случае прямая работа с НЭ, во втором - работа по поиску подходящей среды для работы, а кроме того работа по устранению отупения и засыпания в "благоприятной среде".

Нет таких обстоятельств, которые были бы мне помехой. Чем более ситуация мне "мешает", тем в большей степени в ней и могут проявиться НЭ, и стало быть я могу особенно интенсивно поупражняться в этом, и таким образом исчезает предпочтение и появляется особое чувство глубокого принятия обстоятельств. Вместо того, чтобы заниматься сизифовым трудом по изменению окружающего мира в соответствии со своими концепциями, мы теперь можем заниматься тем, что приносит реальные плоды - утверждением себя вне НЭ несмотря на то, что обстоятельства поворачиваются тем или иным образом. Обстоятельства при этом начинают переживаться не как слепое действие бесчисленных сил, но как нечто вполне живое и близкое.

01-03-11) На примере раздражения я показал, как необходимо расправляться с атавистическими чувствами: вспомнил - от каких причин оно у меня могло возникать, потом вспомнил - какие явления сопутствуют протеканию и прекращению раздражения, а потом в процессе жизнедеятельности я наблюдал это раздражение и вписывал все новые элементы. Так постепенно описание устранения раздражения растягивалось, становилось все более подробным, деталь за деталью ложилась в текст, и если ты внимательно посмотришь, то увидишь, что там и дальше можно продолжать детализацию описания, если это необходимо. В некий момент начинаешь чувствовать, что все, достаточно, более детального описания уже не требуется - имеющегося вполне уже достаточно для того, чтобы ясно осознать полнейшую механистичность этой НЭ, ее чуждость, ощутить потребность всегда сидеть на хвосте раздражения и убирать его. Затем проводится штурм, когда в течении нескольких дней осуществляется тотальный контроль за всеми своими чувствами с целью выделения из них и устранения раздражения. В дальнейшем остается расслабиться и просто быть внимательным к тем моментам, когда раздражение пытается проявиться - убираешь его и снова о нем забываешь, поскольку уже сформирована привычка быть бдительным к проявлению раздражения, и это делает необязательным непрестанное напряженное внимание. В конце концов привычка начинает играть на нашем поле - в результате такого подхода мы просто формируем в себе привычку к устранению раздражения. Наверняка тебе знакомо это состояние позитивной привычки - скажем учишься ездить на велосипеде - чертовски трудно удержать равновесие, а научился - и не думаешь больше об этом. Так же и здесь.

01-03-12) Метод выталкивания. Я иду по улице, смотрю на проходящих мимо людей и вижу, что тот или иной человек погружен во что-то гнилое - это чувствуется по выражению лица, интонации, походке, жестах и вообще по всему. И тогда я словно подталкиваю себя внутренне к этому человеку - пытаюсь словно приблизиться к нему в его этом гнилостном состоянии - само ощущение его состояния души уже является степенью сближения, и тогда я чувствую, как меня словно пробку выталкивает из воды. И вот я иду и испытываю такие колебательные движения: подтолкнул себя к тому человеку - выбросило наружу. В результате я становлюсь словно по ту сторону вообще всей эмоциональной гнилости - без привязки к определенному типу эмоций. При этом мое внимание легкое, текучее. Приблизилось - оттолкнулось, парит дальше. Снова приблизилось, снова вытолкнуло его - снова парит. Таким образом я как бы нащупываю некую сферу, и когда пытаюсь проникнуть туда, то испытываю выталкивающий эффект. В результате таких колебаний я словно нахожу точку внутреннего равновесия за пределами атавистического эмоционального.

01-03-13) Интересно попробовать говорить и думать про себя в третьем лице. Вместо "я хочу" - "он хочет". Тогда легче стать в позицию исследователя. Одно дело, когда речь идет обо "мне" - тогда проще вовлечься, потерять контроль, отождествиться с эмоцией. И совсем другое дело, когда речь идет о "его" эмоциях. Еще одна разновидность - говорить о себе не "я", а "это место". "Я" или "он" - это так или иначе личность, а "это место" - это просто объект для исследования.

Отражение в зеркале - это ведь нечто реальное, правда? И тем не менее это всего лишь отражение, и тем не менее оно не становится менее реальным, просто его реальность имеет свою природу, отличную от природы реальности отражаемого объекта. Осознание того, что "я-сознание" являюсь излучением неразделимого, непостижимого, несуществующего, бескачественного, того, что выше сознания, делает нас истинным отражением, т.е. качества нашего личного сознания становятся текучими и наше сознание разворачивается и становится сияющей протяженной нитью между непостижимым и проявленным, тем самым осуществляя путь. Все эти слова останутся просто звонким пустопорожним бредом, если реальная работа по устранению НЭ и рассеиванию ложных концепций не будет проводиться. Пока что у нас не может быть такого осознания, о котором я написал - это невозможно, поскольку мы страшно омрачены, а осознание - это прямое восприятие. Мы будем иметь такое осознание не раньше, чем будем переживать это непосредственно - так же ясно, как я чувствую стол, за которым сижу. Но МЫСЛЬ о том, что дела могут обстоять именно так, может нам интуитивно нравиться, и может послужить хорошим помощником в деле разрыва отождествления со своими НЭ.

01-03-14) Прямое устранение НЭ очень полезно совмещать с тщательной работой над концепциями. Попеременная смена акцента в работе с устранения НЭ на рассмотрение концепций, порождающих интерпретации, приводящие к НЭ, создают оптимальный режим. Работа над концепциями крайне важна - без этого не удастся получить устойчивые результаты, поскольку именно наши ложные концепции являются источником механических, ложных интерпретаций, которые в свою очередь являются мощными, множественными и "скорострельными" очагами возникновения негативных эмоций - об этом написано в следующем разделе книги. Тем не менее нельзя упустить главное, и я не устану повторять это - мы должны объявить тотальную войну всем своим НЭ и вести ее до победного конца, не рассчитывая на то, что борьба будет легкой и скоротечной, не рассчитывая на помощь со стороны работы с концепциями и прочим. Без этого решительного объявления тотальной войны мы можем годами ходить вокруг да около.

01-03-15) Очень полезна практика, которую удобно назвать "фиксацией чистого сознания". В данном случае под фиксацией я имею в виду осознание нахождения себя за пределами НЭ. Если я своими усилиями добился устранения глупости в некоторой форме - скажем в форме раздражения, потом добился устранения пришедшего после раздражения сомнения в своей способности победить, а потом добился устранения в пришедшей после этого мнительности, и т.д., то я обнаруживаю себя рано или поздно в состоянии чистого неба - поток глупостей прекратился, и на некоторое время я пребываю в состоянии чистого сознания, незамутненного глупостями. В этот момент я могу расслабиться, испытать чувство довольства, и отвлечься. В момент отвлечения обыденность медленно, обходными путями, наступает, поэтому чувство довольства я выбираю также устранять. Довольство и недовольство оказываются равно губительными и неприятными для меня.

Чтобы не случалось такого накатывания обыденности, необходимо провести заключительную практику в очищении себя от глупостей. В момент незамутненного состояния сознания необходимо осознавать, что сейчас я вне глупостей. Можно произносить про себя или вслух эту мысль: "Сейчас я не испытываю НЭ и переживаю чистое сознание", можно обходиться без слов, просто сосредотачиваясь на осознании этого явления. Удобна такая модель: в результате устранения глупостей мы освобождаем себя из под их влияния и подпадаем под влияние внутренних потоков сознания, которые увлекают наше осознание в сторону от обыденности, и это положение неустойчиво не потому, что оно неустойчиво принципиально, а в силу того, что нет привычки находиться там. Практика фиксации позволяет совершать словно микродвижения осознания вокруг этой точки, при этом ищется точка устойчивости. Словно в песке совершаются движения и образуется ямка, в которой положение устойчиво.

Фиксация позволяет достичь большей устойчивости осознания в позиции вне НЭ и подставить себя под влияние сил, увлекающих осознание дальше.

01-03-16) Давайте теперь вернемся несколько назад и посмотрим на пройденный путь.

Итак, было пережито некое решительное стремление к свободе, ясности сознания, в результате которого было осознано направления движения - устранение НЭ и рассеивание ложных концепций, после чего были найдены силы для проведения этой деятельности. Теперь, если мы внимательно всмотримся в этот процесс, то можно почувствовать, что во всем этом есть, скажем так, главное и неглавное. Есть определяющее, а есть последующее. Определяющим является сам настрой, само намерение, сама отчаянная потребность в ощущении себя свободным, а все последующее является лишь способом привязать свое внимание к этому намерению, и таким образом установить связь между внешним сознанием и внутренним сознанием, и тогда начинает протекать нечто, что мы называем процессом изменения, или сдвига, или еще как угодно. Один человек почувствует, что именно устранение НЭ - это его путь, а другой человек почувствует, к примеру, что повторение какого-то звука является способом к освобождению, третий будет повторять какое-то имя Бога и сосредотачиваться на преданности ему, четвертый будет находиться в какой-то позе и т.п., и каждый не одинаково быстро и эффективно, но рано или поздно достигнет ясного сознания, и тут не столько форма имеет значение, сколько степень стремления, степень переживания своей потребности быть свободным. Другое дело, что "рано или поздно" - это конечно хорошо, но важно, чтобы это было не слишком поздно, ведь жизнь коротка.

Таким образом прямой путь - лишь один из многих других возможных отражений потребности в свободе. Без этой потребности не будет столь ясного и стремительного продвижения вперед, и тем не менее практика устранения НЭ приведет к результату даже в том случае, если проводится без должного осознания. Представьте себе человека в темной комнате, который ничего не видит вокруг. Если ему сказать, в каком направлении находится дверь, и он пойдет туда, то независимо от того - верит он или не верит в эту дверь, видит или не видит ее - когда он сделает несколько шагов в указанном направлении, то подойдет к двери и, таким образом, выйдет на свободу. Но просто так за здорово живешь никто не будет заниматься столь непростым делом, так что нужно чувствовать радость при мысли о том, чтобы пройти по этому пути, чтобы найти достаточно желания и мужества, чтобы пройти по нему.

- 9 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _