Бодхи - Путь к ясному сознанию.
- 8 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Врага легче разбивать по частям, поэтому каждое конкретное возникшее раздражение можно соотнести с категорией, но так или иначе, каждое возникшее раздражение необходимо немедленно уничтожить, устранить, растворить - какое слово кому нравится. Детали этого процесса желательно прочувствовать и описать самостоятельно.
Например, можно разбить все случаи возникновения раздражения на категории, отсортировав их по причине возникновения:
а) происходящее по причине неадекватного поведения других людей
б) происходящее по причине неадекватного поведения себя
в) происходящее по причине нежелательного стечения обстоятельств
г) происходящее по причине "неадекватного поведения" предметов, приборов и т.п.
д) словно беспричинное - состояние общей раздражительности "на весь мир".
Вряд ли стоит предполагать, что существует несколько видов раздражения, скорее всего раздражение - это единая эмоция, проявляющая себя как тот или иной вид в зависимости от того, какой "стороной" оно соприкасается с другими явлениями жизни и с какими именно явлениями. Это предположение тем более кажется достоверным, что оказывается не очень важным в точности описать все виды раздражения, и работа над теми видами, которые легко различимы, приводят к общему устранению раздражения во всех его проявлениях.
Эмоциональная вакансия, образовавшаяся после конкретного акта устранения раздражения, может быть оставлена пустой или может быть заменена позитивной эмоцией: а) решимостью довести дело до результата; б) уверенностью в том, что рано или поздно тихая радость придет и заполнит собой все.
Каждый вид выбранной к рассмотрению негативной эмоции может быть соотнесен с категорией и немедленно устранен. По мере получения опыта в этой практике соотнесение эмоции с категорией оказывается ненужным, поскольку это просто замедляет процесс ее устранения. Соотнесение акта проявления эмоции с ее категорией имеет в начале практики ту ценность, что для того, чтобы определить эту категорию и ее качественные отличия, мы вынуждены достаточно пристально "рассмотреть" эту эмоцию, и таким образом мы учимся сосредотачиваться на ней, учимся хорошо замечать ее в повседневной жизни, без чего невозможно устранение НЭ.
01-03-02) Необходимо производить рассмотрение любого душевного движения на протяжении всего дня с тем, чтобы выявить в нем возможное наличие элемента раздражения. Это необходимо, поскольку чувства редко бывают выражены в чистом виде - они в смешанном виде пронизывают все. Только пристальное просеивание чувства за чувством может выловить раздражение даже в самых малых примесях - даже когда оно не чувствуется явно. Задача работы - устранить раздражение окончательно, полностью, во всех ее проявлениях, поэтому нельзя позволить ему проскочить сквозь сито ни в чистом, ни в смешанном виде.
01-03-03) Негативная эмоция, как и почти любое другое проявление личности, ощущается как нечто "свое", как нечто, что жалко отвергнуть и уничтожить, потому что это проявление "меня". Происходит это потому, что любое проявление личности человек отождествляет с собой. В процессе устранения раздражения происходит разрыв отождествления себя с раздражением, и это имеет ценность, выходящую далеко за рамки данного конкретного эксперимента.
01-03-04) Почти любая негативная эмоция имеет качество "законности", "справедливости". То есть, испытывая раздражение, мы чувствуем, что оно "справедливо", что его возникновение "естественно".
01-03-05) В процессе работы по устранению НЭ начинается процесс естественной внутренней динамики эмоции. Таким образом, появляется вторая линия работы над НЭ. Она существенно отличается от первой линии, поскольку не является целенаправленной деятельностью, а протекает сама по себе вне связи с внешним сознанием, ответственным за целенаправленную деятельность, и ее переживание и рассмотрение имеет самодовлеющую ценность. Каждая эмоция под влиянием сосредоточения на нем внимания начинает себя как-то "вести". Одна начинает ослабевать и растворяться, другая - усиливаться, расслаиваться и углубляться. В соответствии с первым или вторым типом поведения мы можем условно назвать их "отрицательными" или "не имеющими собственной природы" и "положительными" или "имеющими собственную природу" чувствами. Раздражение, к примеру, оказывается отрицательным, поскольку в результате сосредоточения на нем начинается процесс его распада. Интересно, что "положительная" эмоция, определенная нами по ранее описанному критерию, оказывается положительной и по второму критерию. И то же с отрицательными эмоциями, которые совпадают с теми, которые мы определили как негативные. Положительные эмоции ведут себя двояко. Некоторые из них также рассеиваются - особенно, если они являются противоположностью НЭ - например пара "горечь потери - радость обладания". Другие начинают расслаиваться - в них выделяется шелуха и ядро. Шелуха опадает, а ядро углубляется, и в процессе этого углубления оно становится все менее и менее похоже на эмоцию, становясь ближе к тому, что я называю Переживанием (о Переживаниях подробнее в следующих главах). Особенно это касается таких эмоций, как беспричинная радость, нежность, восхищение, симпатия, чувство красоты и пр.
01-03-06) Процесс внимательного просеивания личных реакций с целью выделения и устранения всех проявлений раздражения (или другой выбранной для устранения НЭ) имеет и еще один побочный результат, имеющий самодовлеющую ценность: тщательный перебор эмоциональных состояний возможен в том случае, если я начинаю отдавать себе отчет во всем, что со мной происходит, и таким образом я не просто живу и что-то делаю и переживаю, но и отдаю себе отчет в том - что именно со мной происходит. Просто жить и делать что-то, полностью отождествившись с эмоцией, и жить так, чтобы при этом "отдавать себе отчет" в том - какая именно эмоция протекает - это огромная разница. Такое тщательное просеивание приводит к началу бурного процесса расслоения личных реакций, т.е. возникает общее творческое состояние - появляются захватывающие идеи, раскрываются неожиданные аспекты переживаний, возникает понимание тех или иных явлений, возникает ощущение глубины жизни - жизнь словно раздвигается и в нас вливается чувство особой полноты. Эта полнота дает нам чувство беспредельности мира, чувство особой внутренней опоры, когда я чувствую, что сам по себе являюсь источником жизни и во мне сосредоточена вся полнота жизни.
"Побочное" последствие уничтожения раздражения таким образом таково: испытывается реальный опыт сосредоточения внимания, испытываются удивительные свойства сосредоточения внимания:
а) Возникает чувство внутренней полноты и целостности - назовем это чувство "переживанием существования";
б) Возникает свойство расслаивать явления и вносить ясность, чувствовать привкус истины в этом - назовем это чувство "переживанием ясности";
в) Устранение раздражения приводит к возникновению "эмоциональной пустоты" на некоторое короткое время. Эта пустота либо заполняется намеренно выбранным фоном, или, когда это уже станет ненужным, пустота начинает заполняться особыми переживаниями, в первую очередь - переживанием особой "тихой радости", безмятежности, интенсивного покоя, света.
01-03-07) Не стоит ждать результатов мгновенно. Никакие переживания скорее всего не пробьются сквозь привычную плотную пелену облаков негативных состояний еще довольно долго. Надо быть готовым к длительной и отчаянной работе по устранению НЭ, но выбора нет - пока в тебе есть НЭ, никакой путь для тебя не откроется. Удобно ввести термин "большая пауза". Он означает следующее. В течении десятков лет мы культивировали в себе НЭ, механические концепции, механические желания. Такая тяжесть в один момент не сваливается с плеч. Требуется время для того, чтобы отравление постепенно прекратилось, поэтому даже тогда, когда будет завершена работа по достижению безупречного устранения НЭ, еще долгое время могут не приходить никакие переживания - пока не пройдет отравление. Большая пауза может быть довольно продолжительной - пол года, год.
01-03-08) Закончив с одной выбранной к устранению НЭ - у нас речь шла о раздражении - мы должны обратиться к следующим - к гневу, затем - к ревности, затем - к алчности и так далее и так далее в любой последовательности, если нет каких-то особых предпочтений, диктуемых интуицией. А потом мы должны предпринять окончательное усилие и решить вопрос в целом - взяться за безупречное устранение НЭ. Под безупречным устранением всех НЭ я понимаю такое устранение, которое совершается в течении полусекунды с момента ее возникновения. НЭ - это сильнейший яд, который успевает отравить быстрее, чем мы это заметим. Полсекунды - это тот период времени, за который возникшая НЭ должна быть устранена, и тогда она не успевает сильно отравить нас. И вот когда на протяжении всего дня все негативные эмоции устраняются в течении полусекунды, вот тогда это является безупречным устранением.
01-03-09) Очень важно вести записи о своих экспериментах по устранению НЭ. Необходимо просто срастись с блокнотом и ручкой, и отмечать каждую пришедшую НЭ, указывая - сколько она длилась. Имеет смысл выделить три возможных варианта: первый, когда НЭ устранена немедленно - в течении менее полусекунды, второй - когда НЭ успела просуществовать 3-5 секунд, прежде чем тебе удалось ее устранить. И третья - когда НЭ длилась более 5 секунд. Такая НЭ считается пропущенной и неустраненной. Старайся вести записи в течении всего дня о своей работе - это очень важно - фиксировать происходящее. С одной стороны это позволяет тебе получить реальную картину твоих НЭ - сколько их, какие они, какие менее успешно поддаются устранению, а какие более. С другой стороны это позволяет тебе видеть динамику твоей способности к устранению НЭ, что также очень важно в борьбе с рассудочным скептицизмом.
01-03-10) Нет таких обстоятельств, которые были бы мне помехой. Чем более ситуация мне "мешает", тем в большей степени в ней и могут проявиться НЭ, и стало быть я могу особенно интенсивно поупражняться в этом, и таким образом исчезает предпочтение и появляется особое чувство глубокого принятия обстоятельств. Вместо того, чтобы заниматься сизифовым трудом по изменению окружающего мира в соответствии со своими концепциями, мы теперь можем заниматься тем, что приносит реальные плоды - утверждением себя вне НЭ несмотря на то, что обстоятельства поворачиваются тем или иным образом. Обстоятельства при этом начинают переживаться не как слепое действие бесчисленных сил, но как нечто вполне живое и близкое.
Никогда нельзя сказать - какие условия лучшие или худшие для практики. Их попросту нет - "лучших" или "худших". Как только мы выходим за пределы наших концепций, слова "лучшее" и "худшее" просто теряют свой смысл и выпадают из лексикона. Если ты находишься в агрессивной среде, и сам настроен к ней антагонистично, то обычный человек побежит от этого прочь, или по крайней мере будет мечтать о том, чтобы освободиться от этого окружения. Человек, занимающийся практикой устранения НЭ, увидит в этом прекрасную возможность для того, чтобы натренировать безупречность в устранении НЭ. И для него это будут "лучшие" условия для практики, и покинет он это общество не ранее, чем достигнет поставленной задачи, и тогда это будет не бегство с последующими опасениями вновь оказаться в подобном окружении, вытекающими из этого НЭ и страхами, а это будет именно уход, поскольку здесь ему делать больше нечего. И в таком уходе будет переживание свободы и радости.
- 8 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Вернуться