Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Акимов И., Клименко В. - О мальчике, который умел летать, или Путь к свободе.

- 46 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Теперь понятно, почему деятельность наших героев и порождает, и обеспечивает смысл их жизни:

учитель продлевает себя, свою жизнь в ученике;

врач, спасая больного, побеждает саму смерть;

хлебороб каждым своим действием приближается к природе; сливаясь с нею, он участвует в ее круговороте и тем как бы приобщается к бессмертию.

Итак, смысл (в том числе и жизни) - это материализованный территориальный императив.

3. Они счастливы.

НЕЗРИМЫЙ ГИГАНТ В РЕАЛЬНЫХ ЦЕПЯХ

Напомним: ученик имеет все.

Его энергопотенциал близок к максимальному (отчего бы не допустить, что ребенку дали развиваться свободно?). Его психомоторика, недавно пережив вершину гармонии "период граций" (5 - 7 лет), - еще не растратила очарования. Его критичность стремительно расправляет крылья: познавая мир, овладевая им, он щелкает задачи, даже не подозревая об этом.

Но если так, если его ЭПК близко к максимальному, то и территория ученика - страшно подумать! - должна быть максимально возможной?..

Вот именно.

А иначе откуда взяться вундеркиндам? Ведь инструмент пятилетнего вундеркинда гармония (предмет, линия, звук нравятся ему, когда гармоничны, остальные он не приемлет; наш же эталон гармонии разрушен и засыпан "благоприобретенной" информацией - знаниями, умениями и навыками), энергии ему не занимать, а от сверстников его отличает лишь то, что они решают задачи, обычные для этого возраста, а он - те, которые ему подбрасывают взрослые.

Вот и проблема обозначилась: ученик имеет все, но не подозревает об этом.

Иначе говоря, его территория - это tera incognita, которая не имеет границ; его территориальный императив ограничен культурой, которую он освоил.

Трагедии в этом нет; это нормально, растет человек - растут и его территориальные притязания. Но вот если культурная среда, в которой он развивается, подавляет его энергопотенциал, вместо гармонии приучает к шаблону, а круг задач ограничивает самосохранением, выживанием, воспроизводством, репродуцированием - вот это уже беда.

Значит, мы можем уточнить проблему: ученик имеет все, но никто не подозревает об этом, - ни он сам, ни родители, ни учителя.

Вопрос: что изменится в жизни ученика, если ему сказать, что он имеет все?

Ничего не изменится.

Во-первых, потому, что для него это не новость; он и сам это чувствует, хотя и не дает себе в том отчета. Во-вторых, потому, что его мышление практично, конкретно, привязано к настоящему - поэтому душа пока не способна взлететь, чтобы заглянуть в будущее. В-третьих, реализация программы "я могу все" требует труда, прежде всего труда, а ученик везде и во всем ищет прежде всего игру (вместо которой ему навязывают обучение; либо обучение как труд).

Что изменится в жизни ученика, если его родители узнают, что он имеет все?

Ничего не изменится, Потому что мы не можем самовольно, по собственному желанию - от ума - изменить программу своего поведения (уклад, привычки, стереотипы). Даже изменение социального статуса не может изменить нашей души - если психофизическое состояние осталось прежним. Вы уже поняли, к чему мы ведем? Еще один маленький закон: программа нашего поведения изменяется только тогда, когда изменяется наше эпк. Вторая молодость, "седина в бороду, бес в ребро", творческое пробуждение человека - в любом возрасте, внезапная любовь - в любом возрасте...

И вот представьте, что родителям, которые живут на уровне эмоций, сказали, что их ребенок имеет все, способен на любой полет. Какой идеал откроется перед ними? К каким ларцам станет ключиком талант их ребенка? Много денег. Дорогих вещей. Комфортабельная квартира. Социальная программа: мы на виду. Возможность мало делать (в идеале - не делать ничего) и много получать. Вот максимум, на который они нацелят своего ребенка. Они воспитают из него раба: раба вещей, раба денег, раба условностей. Значит, он никогда не поднимется выше уровня эмоций, разве что случай вырвет его из родительской колеи. То есть он сможет реализоваться только вопреки родительской воле.

Следующий случай: родители находятся на уровне чувств. Какова будет их программа, когда они узнают, что их ребенок может все? Они станут пичкать свое чадо теми же лакомствами, которыми сами наслаждались всю жизнь: музыкой, литературой, пластическими искусствами, вышиванием, моделированием, разговорами о высоких материях, любованием природой; в нем будут развивать эрудицию, всезнайство, быстроту мысли. Все это будет нагнетаться в ребенка под огромным давлением, гигантскими порциями, в надежде, что, переварив больше, чем они, он и пойдет дальше, сможет сделать - самобытное, свое. Всю жизнь они будут ждать этого - и не дождутся, потому что их ребенок, воспитанный по их образу и подобию, окажется обыкновенным потребителем - потребителем идей, потребителем гармонии, потребителем информации. И у этого ребенка единственный шанс реализоваться - пойти вопреки родительской воле.

Третий случай: родители находятся на уровне интуиции - обыкновенные талантливые люди. Известие, что в их ребенке есть все, подтвердит их собственное впечатление. И ничего не изменит в воспитательной программе: как до этого они давали ребенку свободно развиваться, так и теперь не станут ему мешать.

Мораль: если сами родители находятся на нижних уровнях ЭПК(а таких родителей 99 процентов), но хотят, чтоб их дети выросли талантливыми людьми, необходимо, чтобы прежде они самих себя вывели на оптимальный уровень ЭПК - уровень действующего таланта.

УЧИТЕЛЬ ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ

Сам ученик не знает о своих возможностях - это понятно; не знают родители - простительно. Но ведь и учитель не знает, даже не подозревает, что в его ученике есть все, а если ему сказать об этом - не поверит.

Это легко объяснимо. Что в глазах учителя является критерием оценки личности ученика? Знания, умения и навыки. И, разумеется, воспитанность. Воспитанный ребенок - значит

1) дисциплинированный (не мешает работать учителю, не мотает ему нервы, не заставляет думать - работа, которой учитель изобретательно избегает, иначе окружающие сразу поймут, что король-то голый);

2) прилежный (тратит максимум времени и сил на усвоение знаний, умений и навыков);

3) послушный (не имеющий собственного мнения, все принимающий на веру, точно выполняющий любое указание учителя, - то есть принявший школьный хомут не как неизбежное зло, а как благо, как необходимый и полезный тренинг перед тем, жестоким хомутом, в котором придется тащить свою повозку всю последующую жизнь).

Как работает сегодняшний учитель? По какому принципу?

Мы распространили анкету. Не поленились - разослали почти тысячу штук. Вопросов было немного - на одну страничку; были среди них и забавные, и ни одного очевидно трудного - чтоб не вызвать немедленной реакции отторжения. Но все это была маскировка, нас же интересовал только один вопрос: по какому принципу они работают. Спасибо - ответили почти все. Как сейчас сами убедитесь, классифицировать ответы оказалось несложно.

Принцип первый: гранильщик.

Каждый ученик - алмаз. Но это ничем не видный камень, вроде кварцевой гальки. Учитель-гранильщик находит для камня единственную форму, обтачивает его, чтобы камень заиграл, заискрился, залучился, чтобы в нем проявилась глубина, чтоб каждый сразу мог понять, что перед ним драгоценный бриллиант.

Принцип второй: скульптор.

Вы правильно догадались - он родной брат гранильщика. Скульптор берет каменную глыбу - и скалывает все лишнее. Правда, у скульптора больше свободы, поэтому результат зависит не только от его мастерства, но и от склонностей, и от воображения. Из одной и той же глыбы один вытешет расправляющего крылья орла, другой - мадонну с младенцем, третий - фаллос, четвертый - надгробную плиту, пятый - просто куб, да так и озаглавит - "куб", чтобы у зрителей не было никаких сомнений относительно его мировидения и отношения и ним.

Принцип третий: ваятель.

Ученик - это глина, пластилин, воск. Значит, дети всегда таковы, какими были последние руки, которые с ними работали. У ваятеля еще больше свободы, чем у скульптора (он может бесконечно перебирать варианты, размеры, форму, фактуры), а детище - это воистину слепок с его души. Мало того, на материале остаются дактилоскопические отпечатки мастера - подтверждение его авторства, подтверждение единственности произведения; знак, что изваяние - как бы продолжение самого творца. Хочешь увидеть себя - гляди на своих учеников.

Принцип четвертый: садовник.

Для этого учителя каждый ученик - дичок. С мощной корневой системой, морозоустойчивый, не подверженный болезням, полный жизненных сил. Плодов дает много, но - мелких и кислых. Поэтому задача - постепенно перепривить все плодоносящие ветви, прищепив замечательные сортовые привои, остальные же ветви вырезать. И с первого же дня не забывать вовремя поливать и подкармливать, белить ствол, опрыскивать хлорофосом, формировать крону, - чтобы в конце концов получить желанные плоды. Именно те, что были задуманы.

Принцип пятый: сеятель.

Ученик - поле. И вот все школьные годы сеятели-учителя день за днем выходят на это поле и засевают его - старательно, добросовестно, терпеливо. Засевают тем, что засыпает им в лукошки школьная программа. А ведь там не только сортовые зерна, но и плевелы, и мусор, и камни. Душа болит у сеятеля, когда он видит, что порою летит в почву из-под его руки, иногда и руки ранятся в кровь, если в горсть захватывается стекло. Что поделаешь! - у каждого своя роль и своя судьба. Судьба сеятеля - каждое утро выходить в поле и сеять, сеять, сеять, а что взойдет, какой урожай получится - откуда ему знать?

Принцип шестой: наполнитель.

Ученик - сосуд. Он попадает в школу почти пустой, с крохотным кристалликом души на дне. И вот задача учителя - наполнить этот сосуд раствором знаний, чтоб кристаллик стал расти, чтоб этот процесс был необратим, чтоб у него (идеал!) образовалась инерция роста - на всю жизнь. Значит, надо знать формулу души, чтобы раствор стал для нее животворной средой, и раствор создавать щедро, перенасыщенным, иначе кристалл не сможет расти.

Принцип седьмой: факельщик.

Ученик - факел, учитель - хранитель огня. Учитель зажигает ученика жаждой знаний; тот начинает гореть - и для него из тьмы выступает некоторая территория. А если запылает ярко - то и территорию осветит большую, и лучше сможет разглядеть на ней любую деталь. Какие ассоциации! - один - Прометей, другой - Данко: "Что сделаю я для людей!.." Прекрасная роль, да и с нашей концепцией вроде бы нет противоречия: оба отдают, отдают, отдают - и получают от этого удовольствие. А как же! - чем больше отдаешь, тем больше остается...

Все так.

Но вы уловили лукавство в нашей похвале - и уже смекаете: хорошо-то хорошо, да, видать, не совсем, раз эти умельцы что-то явно недоговаривают, чего-то ждут от меня, хотят, чтоб я сам сделал следующий шаг...

Правильно - хотим.

Остановитесь и подумайте, в чем методологическая ошибка у этих, таких знакомых вам учителей.

ОН ЗАНЯТ ТОЛЬКО СОБОЙ

1. Во всех семи случаях учитель и ученик - два отдельных предмета, два космоса, две сущности. И как бы глубоко ни зашел учебно- воспитательный процесс они так и остаются отделенными, неслиянными, различными.

- 46 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _