Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Марцинковская Т.Д. - История детской психологии.

- 52 -

← Предыдущая страница | ⇐ Первая страница | К оглавлению ⇑

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • АДАПТАЦИЯ - постоянный процесс активного приспособления ребенка к социальной среде.
  • АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ - двойственность, противоречивость нескольких, одновременно испытываемых эмоциональных отношений.
  • АППЕРЦЕПЦИЯ - зависимость восприятия от прошлого опыта и от содержания деятельности человека.
  • АРХЕ - первооснова мира, главная составляющая часть души.
  • АРХЕТИП - центральное понятие аналитической психологии Юнга. Представляет собой образы, отражающие содержание культуры данного общества, которые передаются от поколения к поколению и скрыты в коллективном бессознательном.
  • АССОЦИАНИЗМ - первая психологическая школа, возникшая в XVIII в. Объясняла происхождение всех психических процессов принципом ассоциации.
  • АССОЦИАЦИЯ - связь между психическими явлениями, при которой восприятие одного из них влечет за собой появление другого.
  • БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН - закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида.
  • БИХЕВИОРИЗМ - психологическое направление, отрицающее сознание как предмет исследования и сводящее психику к различным формам поведения.
  • ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - вид деятельности, с которой на данном этапе онтогенеза" связано возникновение важнейших психических новообразований.
  • ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
  • ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ - сложные прижизненно фор мирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительной особенностью ВПФ является их опосредованный характер и произвольность.
  • ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ - психологическое направление, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам.
  • ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ -; ряд психологических школ, придающих решающее значение в организации человеческого поведения бессознательным, расположенным в слоях психики мотивам (влечениям, желаниям).
  • ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - психологическое направле-ние, признающее главным предметом исследования личность человека, рассматриваемую как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту.
  • ДЕТЕРМИНИЗМ - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их фактов. Психологический детерминизм исходит из всеобщей причинной обусловленности психических явлений и состояний.
  • ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении периода детства.
  • ДУША - понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику животных и человека.
  • ЗНАК - предмет (явление), служащий представителем другого предмета (явления).
  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ - уподобление, отождествление с чем-либо или с кем-либо.
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - устойчивая, индивидуально-специфическая система психологических средств и способов выполнения деятельности.
  • ИНСАЙТ - внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, на основе которого достигается осмысленное решение проблемы.
  • ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения или формы поведения.
  • КАЛОКАГАТИЯ - совокупность добродетелей, то есть гармоническое развитие и тела, и души.
  • КАТАРСИС - эмоциональное потрясение, вызывающее состояние внутреннего очищения, разрядки.
  • КРЕАТИВНОСТЬ -творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность.
  • МОТИВ - побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребности.
  • НАУЧЕНИЕ - процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения - целенаправленного или стихийного.
  • НУС - всеобщий разум, нематериальное хранилище всеобщих знаний, накопленных человечеством.
  • ОДАРЕННОСТЬ - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.
  • ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ - дети, обнаруживающие общую (интеллектуальную) или специальную (к конкретной деятельности) одаренность.
  • ОНТОГЕНЕЗ - процесс формирования основных структур психики индивида в течение его детства.
  • ПЕДОЛОГИЯ - комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка и составления целостного представления о его жизни и психическом развитии.
  • ПЕРСОНАЛИЗМ - направление в психологии, созданное В. Штерном, считающее предметом исследования целостную личность как особую первичную реальность.
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (КОГНИТИВНЫЕ) ПРОЦЕССЫ - психические процессы, отражающие различные стороны действительности в виде образов или представлений (восприятие, память), которые впоследствии преобразуются при помощи мышления и воображения. Эти процессы являются инструментами познания окружающего мира, картина которого создается на основе полученных познавательными процессами данных.
  • ПСИХОАНАЛИЗ - метод исследования глубинных, бессознательных структур психики.
  • ПСИХОЛОГИЯ - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
  • РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
  • РАЦИОНАЛИЗМ - концепция, объясняющее происхождение знания из данных, полученных мышлением. При этом знания о частных предметах формируются у человека на основе ощущения и восприятия, но знания о всеобщих закономерностях и понятиях могут быть получены (или извлечены) только из разума или при его помощи.
  • РЕКАПИТУЛЯЦИИ ТЕОРИЯ - теория Холла, распространившая биогенетический закон и на психическое развитие детей. Эта теория доказывала, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
  • РЕФЛЕКСИЯ (интроспекция, самонаблюдение) - процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и переживаний. Рефлексия является одним из первых методов исследования психики.
  • РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ - речь, внешняя по форме и внутренняя по содержанию, то есть обращенная к себе.
  • СЕНСУАЛИЗМ - концепция, объясняющее происхождение всех видов знания из данных, полученных органами чувств. При этом ощущение, восприятие и память являются основой знаний о частном (единичных предметах или ситуациях). Обобщение этого первичного знания с помощью мыслительных операций приводит к формированию понятий, знания о всеобщем.
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентации, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.
  • СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ - специфическая для каждого возрастного этапа система отношений ребенка с окружающим миром, " отраженная в его переживаниях.
  • СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности, обусловливающие легкость и быстроту обучения.
  • ТЕСТ - стандартизированная система заданий, позволяющая быстро и объективно измерить уровень развития определенного психологического качества. Выделяют тесты интеллекта, тесты одаренности (креативности), тесты достижений и личностные тесты.
  • ТРАНСФЕР - применяемый в психоанализе термин, обозначающий перенос на психотерапевта эмоционального отношения пациента к значимым для него людям, прежде всего родителям.
  • ТРУДНЫЕ ДЕТИ - термин, существовавший в психологии для обозначения детей, не отвечающих по своим интеллектуальным и личностным качествам возрастной норме. В эту категорию попадали как дети с умственной отсталостью, так и трудновоспитуемые и, иногда, одаренные дети.
  • ФИДОГЕНЕЗ - процесс возникновения и исторического развития психики животных и человека.
  • ФРУСТРАЦИЯ - психическое состояние человека, вызванное трудностями (объективными или субъективными), возникающими в процессе достижения цели.
  • УСТАНОВКА - бессознательная готовность человека действовать определенным образом и в определенном направлении.
  • ЭЙДОЛА - обозначение невидимой глазу мини-копии предмета в древнегреческой психологии. Попадая в органы чувств, эйдола вызывает представление о данном предмете.
  • ЭМПИРИЗМ - концепция, доказывающая, что истинная картина мира формируется на основе опытного знания.
  • ЭТОЛОГИЯ - наука об общебиологических основах и закономерностях поведения животных.

- 52 -

← Предыдущая страница | ⇐ Первая страница | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _