Мещеряков Б. и Зинченко В. - Большой психологический словарь.
- 158 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
П. э. должен отвечать требованиям, предъявляемым к любому научному эксперименту (отчасти и научному наблюдению. - Ред.): нацеленность на проверку определенной гипотезы, точность регистрации изучаемых явлений, создание сравнимых условий, устранение побочных факторов. Особенностью П. э. является наличие неконтролируемых факторов (т. е. факторов, причина действия которых не м. б. установлена или количественно определена). См. Виды наблюдения, Метод эксперимента.
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ (англ. voluntary memorizing) - процесс запоминания, который осуществляется в форме сознательной деятельности, имеющей мнемическую направленность (мнемическую установку) и включающей совокупность специальных мнемических действий. Среди условий продуктивности П. з. центральное место занимает использование рациональных приемов. Один из важнейших приемов - составление плана запоминаемого материала. Большое значение имеют сравнение, классификация, систематизация материала. Необходимое условие прочности П. з. - повторение, в результате которого следы повторно протекающих процессов становятся более прочными. Кроме того, повторение создает предпосылки большей осмысленности запоминания, более глубокого, полного запоминания материала. В. Я. Ляудис (1976) рассматривает П. з. как особое мнемическое действие, связанное с построением и воспроизведением образа объекта, необходимого в последующей деятельности. Реализация этой цели обеспечивается системой ориентировочно-исследовательских и исполнительных операций, образующих психологический механизм П. з. См. также Мнемическая деятельность, Непроизвольное запоминание, Памяти виды, Память. (Т. П. Зинченко.)
ПРОКРАСТИНАТОРЫ (англ. procrastinators) - личности, склонные медлить в принятии решений, оттягивать и откладывать выполнение различных работ "на потом". Диагностируются с помощью Aitken's Procrastination Inventory. Установлена положительная корреляция прокрастинации с экстраверсией. Син. "промедлители"; на подростковом слэнге "тормоз". (Б. М.)
ПРОКСЕМИКА (англ. proxemics) - научное направление, близкое к этологии и экологической психологии, занимающееся изучением пространственного поведения человека и животных. Основатель П., Э. Холл, пользовался термином "пространственная психология". Много исследований посвящено таким формам и характеристикам пространственного поведения, как территориальность, индивидуальная дистанция, персональное пространство, оптимальное размещение группы в помещении, состояние и поведение людей в толпе. (Б. М.)
ПРОЛЕПСИС (англ. prolepsis) - один из важнейших "механизмов" психического и личностного развития человека, заключающийся в ситуации, когда сам субъект развития в себе и/или к.-л. др. человек в нем "видит" то, что должно быть достигнуто в результате более или менее длительного процесса развития. Подчеркнем, что только "видением" дело, конечно, не ограничивается; предполагается, что в соответствии с "видением" организуется адекватная деятельность. Амер. психолог М. Коул (1997) определяет П. след. образом: культурный механизм, переносящий "конец в начало", называется П., что означает по словарю Уэбстера: "Представление будущего действия или развития как уже существующего". Примером П. (в данном случае его можно назвать гетеро-П.) может служить нормальное отношение родителей к младенцу как к личности, с которой следует общаться и действовать совместно (персонификация младенца); более того, уже у новорожденных иногда "открываются" признаки будущих черт характера и выдающихся способностей (музыкальных, спортивных, изобретательских, лидерских и т. п.). Подобные авансы (и мифы) имеют огромное значение для личностного развития ребенка. Благодаря им взрослые стремятся к тому, чтобы насытить совокупную деятельность не только эмоциональными средствами общения, но и подлинными знаками (в т. ч. речью). Т. о., совокупная деятельность всегда оказывается знаково-опосредствованной и в силу этого является той средой, где вызревают первичные интерпсихические функции, с которых, по Л. С. Выготскому, начинается путь развития, ведущий к индивидуальной деятельности и высшим психическим функциям. Одновременно совокупная деятельность включает предметы, а нередко и орудия. Поэтому уже в период младенчества встречается специфически человеческая среда развития деятельности. Последняя (помимо предмета деятельности) объективно оказывается трояко опосредствованной: взрослым (медиатором, посредником), знаком (семиотическим артефактом) и орудием (техническим артефактом). Эта "святая троица" составляет фундамент (каркас, скелет) исходной генетической единицы развития. Др. пример П. (который можно назвать ауто-П.) - ролевая игра "дошкольника", когда он представляет себя в той или иной взрослой роли (охотник, мать, учитель и т. д.), имитируя элементы культурной формы поведения. Нетрудно заметить центральную роль гетеро-П. и в описанном Выготским процессе превращения неудавшегося хватательного движения в указательный жест. См. Культурно-историческая психология. (Б. М.)
ПРОПРИО(РЕ)ЦЕПТОРЫ (англ. proprioceptors; от лат. proprius - собственный + receptor - принимающий) - чувствительные аппараты (рецепторы) мышц, сухожилий и суставов. Ч. Шеррингтон выделил их в категорию глубокой чувствительности (наряду с поверхностной, которую, в свою очередь, делил на внешнюю и внутреннюю).
Наиболее изучены мышечные П. (т. н. мышечные веретена) и сухожильные П. (тельца Гольджи). Установлено, что мышечные веретена регистрируют расслабления и удлинения мышц, а рецепторы сухожилий - напряжения при сокращении и растяжении мышц. В суставных сумках обнаружены свободные нервные окончания, рецепторы типа окончаний Руффини, тельца Гольджи и тельца Пачини.
Импульсы от П. по центростремительным путям поступают через задние корешки спинного мозга в подкорковые ядра (таламус) и затем в заднюю часть постцентральной извилины коры, образующую корковое ядро полисенсорного двигательного анализатора. Др. часть проприоцепторных импульсов по коллатералям передается в ретикулярную систему ствола мозга и мозжечок.
С др. стороны, кора головного мозга посредством т. н. гамма-эфферентного механизма производит "настройку" П. на выдачу импульсов определенный интенсивности еще до выполнения к.-л. движений. Т. о. осуществляется весьма сложная регуляция мышечного тонуса и мышечных сокращений по принципу "обратной афферентации" (П. К. Анохин) или "замкнутого кольца" (Н. А. Бернштейн). См. Кинестезические ощущения, Классификации ощущений.
ПРОПРИОЦЕПЦИЯ (англ. proprioception) - сигналы, передаваемые проприоцепторами в ц. н. с., а также соответствующие им ощущения, чувства, чувствительность. В традиционной классификации органов чувств не нашлось места проприоцептивному чувству. Этот пробел отчасти объясняется тем, что сигналы от проприоцепторов неясно различаются сознанием, выступая, по определению И. М. Сеченова, в виде "темного мышечного чувства". При специальном внимании и тренировке в правильном сокращении и расслаблении мышц проприоцептивная чувствительность может осознаваться и использоваться в процессе сознательного контроля за движениями (их силой, скоростью, размахом, ритмом и последовательностью).
П. играет большую роль в построении движений, формировании двигательных навыков, в установлении и регуляции мышечного тонуса. Следует упомянуть и о важной роли П. в речевой функции (см. Кинестезии речевые). В комплексе с информацией, идущей от различных др. рецепторов (тактильных, вестибулярных, зрительных), проприоцептивные сигналы участвуют в образовании различных видов и форм восприятия (восприятие тяжести, стереогноз, схема тела и т. д.). Блокирование или нарушение этих сигналов ведет к деафферентации движений и существенному нарушению их координации.
Большую роль П. играет в т. н. физическом самочувствии, в формировании чувства бодрости. Нейрофизиологическими исследованиями установлено, что проприорецептивные импульсы - мощный активатор ретикулярной системы, а через нее и коры мозга. В этом отношении П., как и ноцицептивная чувствительность, превосходит зрительную и слуховую.
ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ (скорость переработки) (англ. capacity, channel capacity) - наибольшее количество информации, обрабатываемой в единицу времени. Измеряется в бит/с. См. Информационный подход. (А. И. Назаров.)
ПРОСТАЯ РЕАКЦИЯ - Время реакции.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (англ. space representations) - представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т. д. П. п. - необходимый элемент познания и всей практической деятельности, особенно профессионально-технической. Степень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит от характера пространственных свойств отражаемых объектов, задач деятельности, а также от умения человека воспроизводить пространственные свойства объектов в различной графической форме (в виде рисунка, чертежа, схемы, символической записи и т. п.).
По содержанию П. п. подразделяются на 1) представления единичных объектов или их изображений (образ чертежа) и 2) представления, отражающие общие пространственные зависимости между различными объектами (образ радиотехнической схемы, структурной химической формулы и т. п.). По способу создания П. п. различаются в зависимости от характера творческой активности человека, направленной на преобразование ранее полученных образов. Хорошее развитие П. п. - это необходимая предпосылка научно-технической, изобразительно-художественной, спортивной и многих др. видов деятельности, связанных с конструктивным мышлением и техническим творчеством.
ПРОСТРАНСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ "Я" (англ. space of responsibility of self) - этические представления человека о том, что он должен и чего не должен ни при каких обстоятельствах делать - иное немыслимо для него, пока он тот, кто он есть (C. Benson). Благодаря этому (т. е. исходя из этических соображений) человек не дает развернуться некоторым своим способностям, хотя сознает, что мог бы достичь здесь компетентности или мастерства. Понятие П. о. является дополнительным по отношению к понятию "зона ближайшего развития" (ЗБР), которое отражает развитие компетентности ребенка под обучающим руководством взрослого, но не рост его ответственности за свои все более совершенствующиеся действия (ЗБР одинаково хорошо описывает и развивающее обучение ребенка преподавателем в школе, и его эффективное аморальное обучение взрослыми преступниками на улице - в этом смысле понятие ЗБР не связано с моралью). Но если П. о. обучаемого больше, чем П. о. обучающего (несмотря на то что компетентность последнего в конкретной предметной области обучения выше), то аморальное обучение не сможет развернуться (обучение "немыслимому" с нравственной т. зр. обучаемого). (А. Н. Поддьяков.)
ПРОТАНОПИЯ (англ. protanopia; от греч. protos - первый + opsis - зрение) - частичная (дихроматическая) цветовая слепота, для которой характерны пониженная чувствительность к длинноволновой части спектра (красному цвету) и ухудшение различения между зелено-голубым и красным. Для получения желтого цвета путем оптического смешения красного и зеленого протанопам требуется значительно больше красного цвета, чем трихроматам. Из 3 типов фоторецепторов (колбочек), которые в норме обеспечивают цветовое зрение, у протанопов функционируют 2, не действуют красночувствительные рецепторы. Название мотивировано тем, красный цвет считается первым в перечне первичных (единичных) цветов (красный, зеленый, синий). Ср. Дейтеранопия, Тританопия. (Б. М.)
- 158 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Вернуться