Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Мещеряков Б. и Зинченко В. - Большой психологический словарь.

- 4 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Отношение к А. т. далеко не однозначное, что определяется целым рядом причин: 1) недостаточно высокой эффективностью лечения; 2) крайней тяжестью вегетативных реакций, а также недопустимостью использования рвотных агентов при многих заболеваниях (сердца, желудочно-кишечного тракта, почек, печени, а также при туберкулезе); 3) этическими соображениями, не допускающими применения принуждения пациента и насилия над его волей. (И. А. Мещерякова.)

АВОКАЛИЯ - См. Амузия.

АВСТРИЙСКАЯ (Грацкая) ШКОЛА - группа исследователей (Х. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 1880-х по 1910-е гг. в основном в Грацком ун-те под руководством философа и психолога А. Мейнонга, основавшего в 1894 г. первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии и развивавшего в теоретическом плане идеи своего непосредственного учителя Ф. Брентано. А. ш. известна прежде всего теоретико-экспериментальной разработкой поставленной Эренфельсом проблемы целостного сознания. Именно Эренфельс ввел термин "гештальт-качество" для обозначения целостности психического образа (т. е. несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его ощущений) и сознания в целом. В А. ш. были исследованы (в т. ч. экспериментально - на материале оптико-геометрических иллюзий, патологии восприятия) свойства, некоторых целостных психических образований. Тем самым А. ш. подготовила почву для перехода психологии от элементаристской стратегии познания, характерной, напр., для ассоциативной психологии, к целостному подходу, развивавшемуся гештальт-психологией и лейпцигской школой, хотя в целом представители А. ш. не вышли за пределы элементаристского способа познания. Они считали качество целостности ("гештальт-качество") - напр. мелодию, форму - еще одним элементом восприятия, присоединяющимся к исходной сумме ощущений как новый элемент - "автоматически" (Эренфельс) или в результате особого "продуктивного" духовного акта (Мейнонг). Отсутствием или наличием такого акта объяснялись В А. ш. отсутствие или возникновение оптико-геометрических иллюзий и особенности восприятия музыки, в частности амузия (Витасек, Бенусси).

Вместе с тем А. ш. поставила проблему др. единиц анализа сознания, нежели в ассоциативной психологии, проблему целостно-образующих факторов и проблему активности субъекта в построении образа (что игнорировали гештальт-психологи), а также внесла свой вклад в разработку проблем восприятия пространства, перцептивных иллюзий, гносеологических и этических вопросов. (Е. Е. Соколова.)

АВТОИДЕНТИФИКАЦИЯ, АУТОИДЕНТИФИКАЦИЯ (англ. Self-identification) - самоопределение, идентификация (отождествление) себя с другим или другими (группой). В последнем случае синонимически используется термин "групповая идентификация" (или "социальная идентификация"). В этнографии и этнопсихологии широко используется термин "этническая А. (или самоидентификация)". Психологи аналогично говорят о половой, возрастной, конфессиональной, профессиональной, социальной А. (самоидентификации) личности. Следует различать процессы формирования А., сформированные процессы (и механизмы) А. и их результаты в самосознании и Я-концепции; для результатов А. можно рекомендовать использование термина "идентичность" (см., напр., Половая идентичность, Социальная идентичность). В более узком смысле А. означает лишь те процессы личностной идентификации, которые являются продуктом сознательных стремлений и усилий личности, а не побочным продуктом стихийных процессов подражания, заражения, психологической защиты или результатом внешнего внушения и воспитания. (Б. М.)

АВТОКОРРЕЛЯЦИЯ (англ. autocorrelation) - способ обработки сигнала, при котором сигнал задерживается и затем задержанный сигнал умножается на первоначальный. Помогает выделить периодические составляющие сигнала.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ (англ. movement automatization) - один из способов формирования ответной реакции оператора, характерный для последнего этапа обучения. На начальном этапе образования навыка осуществляется сознательная регуляция движений при непосредственном участии процессов мышления и речи. По мере овладения навыком регуляция отдельных движений переходит на неосознаваемый уровень, где ведущую роль начинают играть восприятие и ощущения, особенно кинестезические ощущения. При изменениях условий деятельности, вызывающих затруднения в выполнении движений, происходит деавтоматизация движений, переход регуляции движений с неосознаваемого уровня на уровень его сознательного регулирования (см. Психическая регуляция движений). Физиологическая основа А. д. - это формирование динамических стереотипов. См. Двигательный навык. (Н. Д. Гордеева.)

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА (АОС) - см. Программированное обучение.

АВТОМАТИЗМ (англ. automatism) - фоновая координация в нижних уровнях построения движений, создаваемая и активируемая вышележащим уровнем. Напр., при ходьбе (ведущий уровень) А. - синергия ходьбы (см. Мышечные синергии). А. обладает приспособительной вариативностью и пластичностью, свойственными тому уровню, на котором он реализуется, поэтому его нельзя рассматривать как стойкий стереотип. А. представляет собой не самостоятельное движение, а подсистему коррекций, не требующих своего осознания. (А. И. Назаров.)

АВТОНОМИЯ (от греч. autos - сам + nomos - закон) - (в возрастной психологии) стадия нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения. Иногда А. рассматривается как третий этап морального развития личности после гетерономии (или конвенциональной морали) и аномии (доморального этапа). См. также И. Кант, Подростковый возраст.

АВТОНОМНАЯ (или малая) РЕЧЬ (англ. telegraphic speech) - один из ранних этапов развития детской речи, переходный к овладению речью взрослых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др.). Син. телеграфная речь.

По форме "слова" А. р. - это по большей части результат искажения детьми слов взрослых или слогов, иногда повторяемых дважды (напр., "коко" вместо "молоко", "ко но" вместо "спокойной ночи" и т. п.).

Характерными психологическими особенностями А. р. являются: 1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений "слов", их неопределенность, многозначность; 2) вытекающий из первой особенности способ "обобщения" - объединение в одном слове разнородных предметов, в отличие от классификации на основе развернутой речи, отражающей общественный опыт; 3) отсутствие флексий и синтаксических отношений.

А. р. может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих взрослых, исключающая "подстраивание" под несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики, а также коррекции (если этот этап развития речи затянулся) А. р. В случаях ее развития у близнецов рекомендуется, кроме того, их временное разъединение.

АВТОРЕФЕРАТ (от греч. autos - сам + от лат. referre - сообщать) - краткое изложение научного произведения (напр. диссертационного исследования) самим автором.

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ (англ. authoritarian personality) - комплекс личностных характеристик, включающий, с одной стороны, переменные когнитивного стиля (ригидность, нетерпимость к неопределенности и когнитивной сложности, догматизм) и социально-политические установки - с другой (конформизм, консерватизм, этноцентризм, антидемократизм, предубеждения к меньшинствам, расистские взгляды).

Концепция А. л. разрабатывалась философами, социологами и психологами т. н. франкфуртской школы (сотрудники Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне), перед которыми были поставлены задачи выяснения психологических корней антисемитских и профашистских настроений. Ее главными теоретиками были Хоркхаймер, Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас. Понятие и термин "А. л." предложил Э. Фромм в рамках своего учения о социальных характерах. Большую известность концепция А. л. получила благодаря выходу в свет в 1950 г. коллективной монографии: Adorno T. W., Frenkel-Brunswik K., Levinson D. J., Sanford R. N. The authoritarian personality (N. Y.: Harper & Row, 1950). В ней были изложены результаты исследований, которые проводились под руководством Теодора Адорно (1903-1969).

Для диагностики А. л. разработано множество опросников, в т. ч. шкала антисемитизма (A-S scale), шкала этноцентризма (E scale), шкала политико-экономического консерватизма (PEC scale), а также California F scale ("F" означает фашизм).

Критики концепции указывали, в частности, на неоднозначные отношения между переменными когнитивного стиля и социополитическими ориентациями людей (примитивный когнитивный стиль м. б. как у консерваторов, так и у левых бунтарей-нонконформистов), между этими ориентациями и реальным поведением. Недостаточно эмпирически обоснованно выдвигавшееся теоретиками франкфуртской школы представление о формировании синдрома А. л. под влиянием г. о. семейных практик воспитания. (Б. М.)

АВТОРИТАРНОСТЬ (от лат. auctoritas - власть, влияние) - социально-психологическая характеристика стиля руководства и лидерства, особенностями которого являются: жесткая централизация руководителем (лидером) своих управленческих функций, сосредоточение в его руках всей полноты власти, подавление инициативы подчиненных ("ведомых"), недопущение их к решению важнейших вопросов совместной деятельности, преимущественное использование приказов и распоряжений, различных форм наказания для осуществления на них соответствующего воздействия. Син. автократичность.

АВТОФИЛИЯ (от греч. autos - сам + phileo - люблю) - самолюбование. Считается устаревшим словом.

АГА-ПЕРЕЖИВАНИЕ (англ. A-ha experience) - эмоциональное переживание, связанное с внезапно найденным решением и пониманием проблемы; эмоциональный компонент инсайта (ага-реакции). Термин предложен К. Бюлером (1922). Син. чувство озарения. См. Эвристика.

АГАСФЕР.

1. Имя легендарного "вечного жида". Согласно старинной легенде, иерусалимский сапожник Агасфер оскорбил и ударил Христа, за что был осужден на вечное скитание. Легенда об Агасфере нашла свое отражение в произведениях многих писателей (Гете, Жуковского, Беранже, Ленау, Кине и др.).

2. В переносном смысле - человек, скитающийся всю жизнь, не находящий себе пристанища.

АГАСФЕРА СИНДРОМ - поведение психопатических личностей с физической зависимостью от алкоголя или наркотиков, проявляющееся в "скитаниях" по больницам с целью получения наркотических средств; ради последнего прибегают к аггравации, симуляции и самокалечению.

АГГРАВАЦИЯ (от лат. aggravare - делать тяжелее, отягощать) - мед. термин для обозначения преувеличения больным тяжести нарушения здоровья, болезни. А. следует отличать от симуляции, при которой демонстрируются признаки на самом деле отсутствующего заболевания.

- 4 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _