Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Морозов А. В. - Деловая психология.

- 78 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Б. Надеюсь, что кто-то будет меня "подстегивать".

В. Когда я прихожу домой, то думаю о том, что сегодня было на работе.

4. А. Я говорю быстро и громко. В беседе довольно категоричен и перебиваю других.

Б. Когда мне отвечают "нет", я реагирую совершенно спокойно.

В. Мне с трудом удается сдерживать свои чувства и тревоги.

5. А. Мне часто бывает скучно.

Б. Мне нравится ничего не делать.

В. Я действую, учитывая желания других людей, а не свои собственные.

6. А. Я быстро хожу, ем и пью.

Б. Если я забыл что-то сделать, меня это не беспокоит.

В. Я сдерживаю свои чувства.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Понятие конфликта в психологии.

2. Сущность конфликтогенов, их типы. Понятие эскалации конфликтогенов.

3. Конструктивные и деструктивные конфликты.

4. Реалистические и нереалистические конфликты (по Л. Коузеру).

5. Основные типы конфликтов.

6. Основные причины возникновения конфликтов.

7. Формулы конфликта.

8. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов.

9. Структурные методы управления конфликтами.

10. Стратегии и тактики поведения в конфликте. "Сетка" Томаса-Килменна .

11. Особенности и различия стилей поведения в конфликте.

12. Рекомендации по управлению конфликтами.

13. Понятие агрессивности. Способы снятия напряжения.

14. Основные правила бесконфликтного общения.

15. Принципы разрешения конфликтов.

16. Типы конфликтных личностей.

17. Понятие стресса как комплексной физиологической реакции организма.

18. Теория Г. Селье. Основные фазы стресса.

19. Стрессоры, их роль в возникновении и развитии стресса.

20. Состояние человеческого организма и изменения, происходящие в нем при воздействии стрессфакторов.

21. Психические и психосоматические заболевания, обусловленные воздействием стрессовой ситуации.

22. Особенности активной и тормозной реакции на стресс.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В. И. Конфликтология. М., 1995.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.

3. Битянова Р. М. Социальная психология. М., 1995.

4. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.

5. Богомолов Н. Н. Доктрина "человеческих отношений". М., 1970.

6. Бодалев А. А. Личность и общество. М., 1983.

7. Виткин Дж. Женщина и стресс. СПб., 1996.

8. Виткин Дж. Мужчина и стресс. СПб., 1996.

9. Голизек Э. Преодоление стресса за 60 секунд. М., 1995.

10. Гришина Н. В. Если возникает конфликту/Психология в управлении. Л., 1983.

11. Громова О. Н. Конфликтология. М., 1993.

12. Дружинин В. В., Конторов Д. С., Конторов М. Д. Введение в теорию конфликта. М., 1989.

13. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.

14. Корнелиус X., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Пермь, 1992.

15. Левин К. Типы конфликтов//Психология личности. М., 1982.

16. Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. М., 1973.

17. Лупьян Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Минск, 1986.

18. Лурия А. Р. Экспериментальные конфликты у человека// Проблемы современной психологии. М.; Л., 1930.

19. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Управление конфликтами, изменениями и стрессами. М., 1992.

20. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.

21. Обозов Н. Н. Психология конфликта и способы его разрешения. Л.,1991.

22. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.,1988.

23. Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. Киев, 1991.

24. Хасан Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск, 1996.

25. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1996.

26. Шрайнер К. Как снять стресс. 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. М., 1992.

Раздел VII. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Лекция 25. Профессионально-этнические принципы и психометрические основы психодиагностики

Так же как и медицинское обследование, любое психодиагностическое обследование может существенно повлиять на судьбу человека. Поэтому во всех странах, где психодиагностическая практика широко и интенсивно развивается, она регламентируется как общим профессионально-этическим кодексом, так и специально разработанными профессионально-этическими стандартами в области тестирования и психодиагностики.

Итак, каковы же основные профессионально-этические принципы?

1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики.

2. Принцип личной ответственности.

3. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип "профессиональной тайны").

4. Принцип обеспечения суверенных прав личности.

5. Принцип объективности.

6. Принцип конфиденциальности.

7. Принцип психопрофилактического изложения результатов.

Как теоретическая дисциплина, общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надёжных диагностических суждений, правила "диагностических умозаключений", с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определённого психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических "переменных". Иногда такие правила сравнительно просты, иногда довольно сложны, в одних случаях "встроены" в сам диагностический инструмент, в других - требуют особой работы с диагностическими показателями - стандартного сравнения профилей, расчёта интегральных показателей, сопоставления с альтернативными диагностическими пробами, экспертной интерпретации, выдвижения и отбрасывания гипотез.

Основание, используемое для классификации психодиагностических инструментов, - это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данного приёма. По этому основанию обычно различают:

1. Объективные тесты.

2. Стандартизованные самоотчёты, которые, в свою очередь, включают:

а) тесты-опросники;

б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ;

в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда [225], и методики классификации;

г) индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток.

3. Проективные техники.

4. Диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Объективные тесты - это те методики, в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания.

Общим для всей группы методик стандартизованного самоотчёта является использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти.

Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух- или трёхальтернативный выбор ответов). Опросники строятся как одномерные или многомерные, включающие целый ряд психологических переменных.

Открытые опросники не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого; стандартизация обработки достигается путём отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.

Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т. п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например: "тёплый - холодный", "сильный - слабый"). Обычно используются трёх-, пяти- и семиточечные шкалы. Особый вариант шкалирования - это субъективная классификация, предполагающая выявление субъективной структурации объектов на уровне шкалы наименований.

Индивидуально-ориентированные (идеографические) техники типа репертуарных решёток могут по форме совпадать со шкальными, опросными методами, напоминать беседу или интервью. Их основное отличие от тест-опросников состоит в том, что параметры, которые оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого. Отличие этих методов от метода интервью состоит в том, что репертуарные решётки позволяют осуществлять применение современного статистического аппарата и делают довольно надёжными диагностические выводы относительно индивидуальных особенностей субъекта.

Проективные техники основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве "стимула", при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта. В клиническом употреблении проективные техники часто строятся на интуиции и теоретической подготовке психодиагноста, которые оказываются необходимыми на этапе интерпретации данных. Исследовательское употребление проективных техник предполагает, как правило, применение контент-аналитических процедур, стандартизирующих обработку данных.

Диалогические техники учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счёт специфических особенностей этого контакта, релевантных диагностической задаче.

При конструировании и адаптации тестовых методик используются два класса задач: задачи с предписанными ответами, так называемые закрытые задачи, и задачи со свободными ответами, так называемые открытые задачи. В большинстве нормированных и стандартизированных, то есть психометрически обоснованных, психологических методик используются задачи первого класса. Это относится не только к тестам способностей, интеллектуального развития и др., но и к стандартизированным опросникам, где в качестве задач рассматриваются вопросы или утверждения, на которые необходимо реагировать заранее заданным образом. Задачи второго класса чаще всего формируются для так называемых проективных методик.

До включения в тест задача должна быть оценена с точки зрения объективности, надёжности, валидности, трудности и дискриминативности.

Объективной задача может быть признана тогда, когда она несколькими (не менее трёх) независимыми экспертами-психологами оценивается как соответствующая признаку, который подлежит измерению.

Надёжной задача является, если при её повторном предъявлении она вызывает у испытуемого эквивалентную первому предъявлению реакцию.

Валидной задача считается тогда, когда в соответствии с критерием она чаще всего правильно решается теми испытуемыми, у которых измеряемый признак более выражен, чем у других испытуемых. (Например, в интеллектуальном тесте валидными будут те задачи, которые правильно решают испытуемые с более высоким интеллектом, чем с более низким).

Трудность задачи рассчитывается из соотношения процента правильных ответов на данную задачу с учётом объёма репрезентативной выборки испытуемых. Оптимальными для теста являются задачи, индекс трудности которых равен 50 %.

- 78 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _