Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Морозов А. В. - Деловая психология.

- 46 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

б) иногда это удается;

в) это не так, я - верю!

23. Требования, которые передо мной поставила жизнь, превышали мои возможности:

а) часто;

б) иногда;

в) редко.

24. Наверное, каждый человек недоволен своей внешностью:

а) я думаю, да;

б) наверное, иногда;

в) я так не думаю.

25. Когда я что-то делаю или говорю, бывает, меня не понимают:

а) часто;

б) иногда;

в) очень редко.

26. Я люблю людей:

а) да;

б) утверждение слишком общее;

в) нет.

27. Случается, я сомневаюсь в собственных способностях:

а) часто;

б) иногда;

в) скорее редко.

28. Я доволен собой:

а) часто;

б) иногда;

в) редко.

29. Считаю, что к себе следует быть более критичным, чем к другим людям:

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

30. Верю, что мне хватит сил реализовать свои жизненные планы:

а) да;

б) по-разному это бывает;

в) нет.

Вопреки общепринятому мнению, положительный ответ на вопрос "любите ли вы себя?" часто предрасполагает к успеху, счастью и хорошим контактам с другими людьми и отнюдь не является выражением эгоизма. Отвечая на вопросы этого теста (№ 17) "да" или "нет", можно попытаться разобраться в себе и в отношениях с окружающими.

1. Чувствуете ли вы себя хорошо таким, каков вы есть?

2. Считаете ли, что вас преследуют неудачи?

3. Сообразуете ли свой поступок с мнением окружающих?

4. Имеете ли привычку вспоминать прежние разговоры и ситуации, чтобы понять, что предпринимали в подобных случаях другие люди?

5. Испытываете ли вы смущение, когда вас хвалят в вашем присутствии?

6. Можете ли вы длительное время находиться в одиночестве?

7. Чувствуете ли несомненную зависимость между материальным положением и душевным комфортом?

8. Часто ли испытываете опасения, что случится самое плохое?

9. Трудно ли вам проявлять свои чувства к другим? 10. Можете ли противостоять человеческой общности, в которой живете?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Понятие о личности.

2.Соотношение объема и содержание понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность.

3. Структура личности.

4. Понятия мотивации и диспозиции.

5. Основные диспозиционные составляющие: мотив, потребность, цель.

6. Структура и основные параметры мотивационной сферы человека.

7. Классификация потребностей по А. Маслоу.

8. Общечеловеческие ценности в мотивационной сфере личности.

9. Понятие об интимных отношениях, их виды.

10. Структура и сущность понятий дружба, любовь.

11. Значение эмоций в жизни человека.

12. Основные функции и виды эмоций.

13. Развитие эмоциональной сферы человека.

14. Значение воли в организации социальных контактов человека.

15. Признаки волевого акта и фазы волевого процесса.

16. Становление волевых качеств личности.

17. Понятие о темпераменте.

18. Типы темперамента - их сильные и слабые стороны.

19. Темперамент и свойства нервной системы человека.

20. Типология Э. Кречмера.

21. Свойства темперамента.

22. Понятие психологической совместимости темпераментов.

23. Понятие о характере.

24. Основные черты характера.

25. Структура характера.

26. Акцентуированные характеры по К. Леонгарду, А. Личко.

27. Место характера в общей структуре личности.

28. Определение и виды способностей человека.

29. Общее представление о задатках. 3 0. Классификация способностей.

31. Особенности развития способностей человека.

32. Понятие о ролях человека и их значение.

33. Понятие о жизненном смысле.

34. Духовность - как основа человеческой жизни.

35. Модели личностного развития и типы жизненных позиций.

36. Классификация составляющих человеческого "Я".

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.

3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.

4. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

5. Белоус В. В. Темперамент и деятельность. Пятигорск, 1990.

6. Берне Р. В. Я - концепция и воспитание. М., 1986.

7. Бодалев А. А. Психология о личности. М., 1988.

8. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.

9. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983.

10. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л., 1988.

11. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М., 1989.

12. Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.,1989.

13. Додонов Б. И. В мире эмоций. Киев, 1987.

14. Изард К. Е. Эмоции человека. М., 1980.

15. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.

16. Ладанов И. Д. Управление стрессом. М., 1989.

17. Левитов Н. Д. Психология характера. М., 1969.

18. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971.

19. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989.

20. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982,

21. Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв. М., 1983.

22. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1993.

23. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

24. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

25. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982.

26. Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследования. Пермь,1988.

27. Немов Р. С. Психология. М., 1995.

28. Норакидзе В. Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси,1989.

29. Общая психология: Курс лекций. М., 1995.

30. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

31. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. М., 1977.

32. Психология личности: Тексты. М., 1982.

33. Психология эмоций: Тексты. М., 1984.

34. Психология формирования и развития личности. М., 1981.

35. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности. М., 1983.

36. Рейнвальд Н. И. Психология личности. М., 1987.

37. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.,1988.

38. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

39. Русалов В. М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. М., 1979.

40. Симонов П. В. Темперамент - характер - личность. М., 1984.

41. Способности и склонности: Комплексные исследования. М., 1989.

42. Страхов И. В. Психология характера. Саратов, 1970.

43. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

44. Теплой Б. М. Избр. тр.: В 2 т. М., 1985.

45. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

46. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986.

47. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.

48. Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань, 1986.

49. Юнг К. Психологические типы. М., 1924.

Раздел IV. ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 15. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры

Известны два основных вида социальных контактов: деятельность, о которой уже шла речь в отдельной лекции во втором разделе, и общение, о котором будет подробно рассказано в предлагаемой лекции.

Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как специфические формы социальной активности выступают в единстве, но в определённой ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами. В общении выделяются: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.

Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, например пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. По содержанию общение может быть представлено как:

Материальное - обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

Когнитивное - обмен знаниями.

Деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Иллюстрацией когнитивного и деятельного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

Кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние, например поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счёте - оказать определённое воздействие на самочувствие друг друга.

Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении. Например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т. п.

- 46 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _