Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Морозов А. В. - Деловая психология.

- 45 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Роль телесного "Я" можно проиллюстрировать открытым в начале нашего столетия эффектом компенсации и сверхкомпенсации органических дефектов [383]. Этот эффект проявляется в том, что люди, в детстве страдавшие либо реальными физическими дефектами, либо телесными недостатками чисто психологического свойства (малый рост), прилагают удвоенные усилия, чтобы компенсировать этот дефект развитием тех или иных черт характера, способностей и умений, и это не только часто им удается, но и нередко приводит к выдающемуся развитию тех или иных способностей.

Вторая грань "Я" - это социально-ролевое "Я", выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-ролевого "Я" - характерная черта бюрократа всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и государственных интересов - и ничего кроме этого его "Я" не содержит. Поэтому бесполезно апеллировать к его человеческим качествам.

Вместе с тем у каждого человека "Я" неизбежно включает в себя определенные социально-ролевые компоненты, поскольку социальная идентичность человека, определение им себя в терминах выполняемых им социальных функций и ролей - достаточно важная, хоть и не самая главная характеристика личности.

Третья грань "Я" - психологическое "Я". Оно включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос "какой Я?". Психологическое "Я" составляет основу того, что в психологии называют образом "Я" или "Я"- концепцией, хотя телесное и социально-ролевое "Я" тоже в него входят.

Четвертая грань "Я" - это ощущение себя как источника активности или, наоборот, пассивного объекта воздействий, переживание своей свободы или несвободы, ответственности или посторонности. Это то "Я", которое является не представлением о себе, а некоторой первичной точкой отсчета любых представлений о себе, то "Я", которое присутствует в формулах: "Мыслю - следовательно существую", "На том стою и не могу иначе". Его можно назвать экзистенциальным "Я", поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего, экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.

Наконец, пятая грань "Я" - это самоотношение или смысл "Я". Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка - общее положительное или отрицательное отношение к себе. Однако просто одним знаком самоотношение не опишешь.

Во-первых, следует различать самоуважение - отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то моими реальными достоинствами или недостатками - и самопринятие - непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Нередко встречается высокое самопринятие при сравнительно низком самоуважении или наоборот.

Во-вторых, не менее важными характеристиками самоотношения, чем его оценочный знак, являются степень целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок.

Все эти особенности самоотношения, накладывающие огромный отпечаток на всю жизнь человека, формируются родительским воспитанием. Позитивная самооценка, лежащая в основании внутренней свободы, создается любовью, а отрицательная самооценка, ведущая к несвободе, - нелюбовью. Целостное, интегрированное самоотношение, лежащее в основе ответственности, формируется личностно-пристрастным воспитанием, а мозаичное, противоречивое самоотношение, порождающее несамостоятельность, - безлично-формальным воспитанием и т. д.

Главная функция самоотношения в жизнедеятельности здоровой автономной личности - это сигнализация о том, что в жизни все в порядке или, наоборот, не все. Если мое самоотношение находится не на должном уровне - это для меня сигнал о том, что нужно что-то менять, но не в самоотношении, а в жизни, в моих отношениях с миром.

Самоотношение, таким образом, является механизмом обратной связи, оно не является или по крайней мере не должно являться самоцелью или самоценностью. Но на деле бывает иначе. Главной целью для человека может стать сохранение положительной самооценки или избегание отрицательной любой ценой. В этом случае самооценка перестает отражать состояние реальных жизненных процессов и заслоняет от человека мир, а порой искажает его, если правдивая картина мира угрожает его самооценке. Активность человека в мире оказывается в этом случае лишь средством поддержания высокой самооценки. Но этот путь ведет в тупик. Высокая самооценка относится к таким "вещам", которые могут быть доступны человеку лишь как побочный результат его активности, но ускользают от него, как только он пытается сделать их целью.

В качестве других примеров можно, вслед за В. Франклом, назвать счастье и самоактуализацию. В другой связи Франкл напоминал о том, что назначение бумеранга - не в том, чтобы возвращаться к бросившему его, а в том, чтобы поразить цель. Возвращается только тот бумеранг, который не попал в цель. Слишком большое внимание, уделяемое человеком своему "Я" - признак того, что он не достиг успеха в реализации своих жизненных целей. "Если я хочу стать тем, чем я могу, мне надо делать то, что я должен. Если я хочу стать самим собой, я должен выполнять личные и конкретные задачи и требования. Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир" [336, с. 120].

В заключение этой лекции, завершающей самый большой по объему и очень важный по значению раздел "Психология личности", предлагается выполнить несколько тестов, направленных на выяснение того, как вы сами к себе относитесь.

Отвечая на вопросы приведенного ниже теста (№ 15), выберете тот вариант ответа, который наиболее вам подходит.

1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то?

а) Очень часто;

б) иногда;

в) практически никогда.

2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:

а) постараетесь победить его в остроумии;

б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора;

в) поддержите беседу и попробуете запомнить его шутки, чтобы потом пересказать знакомым.

3. Выберите одно из мнений, вам наиболее близкое:

а) то, что многим кажется везением, на самом деле - результат упорного труда;

б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств;

в) в сложной ситуации главное не упорство или везение, а человек, который сможет ободрить и утешить.

4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:

а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное;

б) тоже попытаетесь найти смешное в вашем партнере и высмеять его;

в) обидитесь, но не подадите вида;

г) уйдете, хлопнув дверью.

5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека:

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:

а) духи, которые нравятся вам;

б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся;

в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче.

7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?

а) Да;

б) нет;

в) не знаю.

8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?

а) Да;

б) нет;

в) не знаю.

10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе три цвета подряд:

а) голубой;

б) желтый;

в) красный. Какой цвет вы видели наиболее ярко?

Подсчет баллов и интерпретацию результата смотрите в Разделе IX "Интерпретация тестов и опросников".

Практически никто не бывает полностью доволен собой. Каждого что-то "грызет", у каждого свои комплексы. Все время сравниваем себя с кем-то, чтобы убедиться, что мы чего-то стоим. А как обстоят дела с вашими комплексами? Выберите из каждого пункта опросника (тест № 16) "свой" ответ, подсчитайте сумму баллов и получите результат.

1. Люди меня не понимают:

а) часто;

б) редко;

в) такого не бывает.

2. Чувствую себя "не в своей тарелке":

а) редко;

б) все зависит от ситуации;

в) очень часто.

3. Я оптимист:

а) да;

б) только в исключительных случаях;

в) нет.

4. Радоваться чему попало, это:

а) глупость;

б) помогает пережить трудные минуты;

в) то, чему стоит научиться.

5. Хотел бы иметь такие же способности, как другие:

а) да;

б) временами;

в) это меня не трогает.

6. У меня слишком много недостатков:

а) это правда;

б) это не мое мнение;

в) неправда.

7. Жизнь прекрасна!

а) и это действительно так;

б) слишком общее утверждение;

в) вовсе нет.

8. Я чувствую себя ненужным:

а) часто;

б) временами;

в) редко.

9. Мои поступки окружающим непонятны:

а) часто;

б) иногда;

в) очень редко.

10. Мне говорят, что я не оправдываю надежд:

а) часто;

б) иногда;

в) очень редко.

11. У меня масса достоинств:

а) да;

б) все зависит от ситуации;

в) нет.

12. Я пессимист:

а) Да;

б) в исключительных случаях;

в) нет.

13. Как всякий думающий человек, анализирую свое поведение:

а) часто;

б) иногда;

в) редко.

14. Жизнь - грустная штука:

а) вообще - да;

б) утверждение слишком общее;

в) это не так.

15. "Смех - это здоровье":

а) банальное утверждение;

б) об этом стоит помнить в трудных ситуациях;

в) вовсе нет.

16. Люди меня недооценивают:

а) увы, это так;

б) не придаю этому большого значения;

в) вовсе нет.

17. Сужу о других слишком сурово:

а) часто;

б) иногда;

в) редко.

18. После полосы неудач всегда приходит успех:

а) верю в это, хотя и знаю, что это вера в чудеса;

б) может и так, но научного подтверждения этому нет;

в) не верю в это, потому что это вера в чудеса.

19. Веду себя агрессивно:

а) часто;

б) иногда;

в) редко.

20. Бывает одиноко:

а) очень редко;

б) иногда;

в) слишком часто.

21. Люди недоброжелательны:

а) большинство;

б) некоторые;

в) вовсе нет.

22. Не верю, что можно достичь того, чего очень хочешь:

а) потому что не знаю того, кому это удалось;

- 45 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _