Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Некрасовы Заряна и Нина - Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти.

- 27 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Одним из признаков перехода ребёнка от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности, а по сути - того способа, каким ребёнок познаёт мир и себя (приобретает знания о мире и о себе).

Чтобы освоить мир и определить своё место в нём, ребёнок сначала должен усвоить достижения предшествующих поколений. В каждом возрастном периоде он делает это по-разному, но всегда-через определённую деятельность. Когда же растущий человек переходит на следующую ступеньку развития, старый тип деятельности (как способ познания мира и себя) не исчезает, но отходит как бы на второй план, уступая место новому. Так, например, игра - основной вид деятельности дошкольников, но играют не только маленькие дети, играют и подростки, и взрослые, только игры у них другие, а "чистая" игра для них уже не так важна. Ведущая деятельность - это, по сути, ведущее отношение ребёнка к действительности.

Таблица № 1

Ведущий вид деятельности

Возрастной периодВид деятельностиПольза

МладенецЭмоциональный контакт с родителями (или с теми, кто их заменяет); непосредственно эмоциональное общение.Благодаря этому образуется потребность общаться с другими людьми.

Раннее детствоПредметно-манипулятивная деятельность; практическое сотрудничество со взрослым.Ребёнок занят предметом и действием с ним; возникает потребность в речи (чтобы наладить контакт).

Дошкольный возрастОбщение (ролевая игра); игра (как универсальная форма развития);

сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, игры-драматизации;

потребность принять участие в жизни и деятельности взрослых.Формируется потребность воздействовать на мир; действует как взрослый, но с предметами-заместителями.

Младший школьный возрастУчебная деятельность; игра исчерпала свои познавательные возможности; игровая мотивация сменяется на познавательную.Учится выполнять осмысленную работу, развиваются такие качества, как устойчивое внимание и прилежание; развивается словесно-логическое мышление; ребёнок учится управлять восприятием, вниманием, памятью; появляется способность к произвольной регуляции поведения.

Подростковый возрастОбщение интимно-личностное; общение со сверстниками (в общественно полезной деятельности).Постепенно осознаёт (узнаёт) себя и свой внутренний мир; учится строить отношения с другими людьми; умеет посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека и принимать решения в соответствии с этим.

ЮностьУчебно-профессиональная деятельность.Осознав свои потребности и интересы, отвечает на вопросы "кто я, каким и кем мне быть".

Основная цель конкретного возрастного периода - центральная задача, которую ребёнок должен решитьТаблица № 2

ПериодЧему надо научиться, что в себе выработатьЕсли задача решенаЕсли задача не решена

Дошкольный возрастРешить проблему доверия, а затем - независимости (автономии).Формируется чувство базисного доверия (1-й год); умение проявлять свою волю и самому что-то делать (2-й год); инициатива (3-5 лет).Не формируется; сомневаются в своих способностях; появляется чувство вины за усилие быть независимым.

Школьный возраст (6-11-13 лет)Приобрести уверенность в том, что они способные и трудолюбивые существа (развитие компетенции).Ведут себя уверенно; проявляют трудолюбие; Живут в равновесии (в гармонии) с миром.Ведут себя приниженно; появляется чувство неполноценности.

Тинейджеры 14-20 лет (12-18 лет)Проигрывают разные роли, чтобы самоутвердиться. Необходимость постичь своё собственное "я" (синтез прошлых, настоящих и будущих возможностей)Идентичность (знать и любить себя, принимать таким, как есть); уверенность в своём будущем;

положительный образ своего "я"; интимность; способность любить.Ролевое смещение;

не решается вопрос "кто я такой?";

изоляция;

чувство социальной изолированности.

Возрастные кризисы

Таблица №3

Когда? ОсобенностиЗачем? Что ребёнку надо?Как? Формы протестаКто? Главный авторитет

Кризис первого года.

"Неть!"

Стремление к физической самостоятельности.Исследовать мир, удовлетворить своё любопытство; познать свойства и назначения вещей;

пометить своё место в мире. Эмоционально окрашенное самоощущение; это - предтеча личности, сознания.Побег (уходит, уползает из-под контроля);

отказывается выполнять требования;

делает то, что нельзя;

отказывается от помощи

взрослых.Родители или тот, к кому выработалась прочная привязанность.

Кризис трех лет

(2,5-3 года) "Я сам!" Появление самосознания.Научиться удовлетворять свои потребности и желания самостоятельно.

Эмоционально оценивает себя очень высоко, без соотнесения с оценкой других.Ревность; подозрительность; негативное поведение отрицание (то есть отрицание того времени, когда был беспомощным, и всего, что с ним связано: игрушки, одежда, некоторые привычки и т. п.).Родители или тот, кому ребёнок доверяет. (Напомним: доверие формируется на основе привязанности.)

Таблица № 3 (продолжение)

Когда? ОсобенностиЗачем? Что ребёнку надо?Как? Формы протестаКто? Главный авторитет

Кризис дошкольного возраста

(5-7 лет)

Рождение социального "Я".

Лейтмотив: "Хочу, но не могу!"

Ребёнок делает открытие: "А взрослым-то быть лучше, чем маленьким!- Стать равным взрослым, то есть всемогущим, всезнающим;

переделать, усовершенствовать то, что имеет (но умения не хватает). Рождается социальное "Я- То же, но в более мягком варианте.

Изменяется поведение: ребёнок ведёт себя демонстративно;

перестаёт следовать привычным нормам поведения (особенно когда дело касается бытовых требований).Родители.

Постепенно увеличивается авторитет тех, кто даёт знания.

Кризис подросткового возраста

Лейтмотив: "Кто я такой?", "Зачем я здесь?" Становление нового самосознания.Понять себя и свои возможности.

Формируется "Я- концепция".То же, только в более жёсткой форме.Авторитет родителей и взрослых постепенно сменяется (вытесняется) авторитетом ровесников.

Ребёнок растёт и изменяется. И на каждой новой ступеньке он немного иной: уже не тот, что был "вчера", и ещё не тот, что будет "завтра". На каждой новой ступеньке обязательно возникают такие изменения, которые определяют сознание ребёнка, его отношение к среде обитания (к миру), его внутреннюю и внешнюю жизнь и то, как он будет развиваться дальше.

Как меняется ребёнокТаблица № 4

ВозрастНовые качества

МладенчествоЭмоционально окрашенное самоощущение (это - предтеча личности, самосознания).

Раннее детствоЗарождение самосознания; появляется "Я".

ДошкольникУчится сочетать свои цели и желания с требованиями других людей (соподчинение мотивов);

воображение становится основой творческого отношения к деятельности, жизни и самому себе.

Младший школьный возрастПсихические процессы произвольные (способен управлять ими);

учится вырабатывать внутренний план действий;

рефлексия собственного поведения (способность оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности);

контроль и самоконтроль;

потребность в активной умственной деятельности.

Подростковый возрастУмение сознательно регулировать свои поступки; умение понимать чувства и настроения других людей и строить своё поведение в соответствии с этим.

Ранняя юность,

Или старший школьный возрастПсихологически готов к личностному и профессиональному самоопределению: самосознание сформировалось; развитые потребности; есть нравственные установки, ценностные ориентиры, временные перспективы; осознаёт свои интересы, потребности, способности.

А теперь с учетом всего вышесказанного давайте подробно пройдемся по детским возрастам.

Глава четвёртая

ЗДРАВСТВУЙ, ЭТО Я!

От 0 до 3

Не так давно считалось, что для новорождённого мир-это такая странная реальность, где всё гудит и светится. И что кроме неясных пятен света и тени он не видит ничего.

Но, оказывается, крохотные дети много чего и видят, и умеют. Экспериментально установлено, что младенцы в первый месяц жизни могут различать цвета, звуки, формы, и - мало того! - они даже имеют некоторое представление о числах и простейших физических законах.

Их сенсорный (чувствительный, чувствующий) аппарат от рождения настроен на восприятие социальных объектов (то есть нас с вами). Например, новорождённые поворачивают голову не на любой звук, а в направлении человеческого голоса, и куда пристальней будут вглядываться в рисунок человеческого лица (даже если он схематичен), чем, например, в погремушку-мячик. Но самого себя как отдельное существо младенец пока не осознаёт. Он даже от мамы себя не отделяет. Он тянется к ней как к своему продолжению, по прикосновению, по запаху, по дыханию он легко узнаёт её. Где заканчивается его тело (и он сам), где начинается всё другое - пока это ему неизвестно. Он слит, един со всем, что происходит вокруг него и внутри него. Весь мир состоит словно бы из разрозненных кусочков, и, как рассыпанную мозаику, маленькому человеку ещё предстоит его "собирать".

На исходе третьего месяца ребёнок начинает сначала смутно, потом всё чётче осознавать самого себя. А месяцам к шести у младенца начинают формироваться представления о других людях (и особенно о маме) как о необходимых, но отдельных существах. Потом он начнёт узнавать себя в зеркале (именно себя, что это его - его! - отражение). Потом у малыша появится самосознание-осознание собственного "Я". Постепенно, годам к четырём-пяти, он усвоит идею пространства, и пёстрая мозаика большого мира сложится в целостную картину. А потом уяснит ещё одну - очень сложную для детского понимания-идею времени, прошлого и будущего. В это же время у него сформируется довольно чёткое представление о схеме своего тела, то есть понятие о его пропорциях и о том, как части тела расположены относительно друг друга. По сути, в первые годы свой жизни - от 0 до 5 лет - ребёнок проделывает грандиозную внутреннюю работу: создаёт собственную концепцию мироустройства. И находит в ней место для себя.

А чтобы всё сложилось, чтобы из частей возникло целое, чтобы уверенно и радостно совершал ребёнок эту грандиозную внутреннюю работу, ему нужна поддержка и опора взрослого.

Без опаски

"Собирать" картину мира и определять своё место в нём малыш будет обязательно, вопрос лишь в том, как он будет делать это. Спокойно и радостно или, наоборот, настороженно, вздрагивая и напрягаясь в ожидании всяческих подвохов и катастроф. Вот это уже зависит от нас. Не бояться большого мира, радостно и полноценно изучать мир можно только тогда, когда доверяешь ему.

Если вы заботитесь о своём малыше, вовремя удовлетворяя его главные жизненные потребности, растите в любви и ласке, малыш поймёт, что мир безопасен. Почему? Потому что будет знать (чувствовать!), что у него есть надёжная защита и опора- вы. В первый год жизни у ребёнка сформируется базовое (основное, стопроцентное) доверие. Сначала - к родителям, а потом и к миру, в который он так недавно пришёл. Базовое чувство доверия - это надёжный щит от многих эмоциональных проблем, например, таких, как умение (точнее, неумение) устанавливать и поддерживать близкие доверительные отношения с людьми.

- 27 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _