Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Некрасовы Заряна и Нина - Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти.

- 2 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

A. Сразу же, как появится.

Б. Решаете, что у вас будет время обсудить этот поступок, например, после ужина.

B. Замечание вы сделаете, но, так как подобное уже было, при первой возможности поступите с ним так же.

10 лет

Вы купили ребёнку красивый свитер. Он в восторге, но вот надел пару раз, сходил в школу - и забросил, потом наотрез отказался надевать. Вы:

A. Уговариваете носить этот свитер, объясняете, как он ему идёт.

Б. Убираете, надеясь при случае подсунуть снова.

B. Решаетесь присмотреться, как и во что одеты его друзья.

11 лет

Ваш ребёнок повесил на дверь своей комнаты большой плакат, на котором - дуля (кукиш). Как вы думаете, почему он это сделал?

A. Вряд ли он способен сделать это, слишком некультурно.

Б. Так он высказал своё мнение о нас.

B. Думаю, это тактичное предупреждение, чтоб не мешали.

12 лет

Ваш сын пришёл домой с другом. Спрашивает, можно ли им вместе поиграть сейчас за компьютером. Вы отвечаете: "Конечно, зайчик", а чуть позже замечаете, что он обижен. Почему?

A. Какие-то неприятности? Надо расспросить.

Б. Как я могу что-то заметить, если они закрылись в комнате?

B. Зайчик уже вырос, ему неудобно перед другом.

13 лет

Ваш ребёнок часто придумывает варианты повести, которую собирается написать, и рассказывает вам их. Впрочем, повесть он пишет уже давно, но сюжет меняется, характер и поведение героя - тоже, и дальше завязки дело не движется. Что вы ему посоветуете?

A. Писать - любое дело надо учиться доводить до конца.

Б. Видимо, ему не хватает времени или усидчивости; помогу, если попросит, например, подкину идеи.

B. Ничего не стану советовать, буду просто с удовольствием слушать всё новые и новые варианты (подумаю, какие интересные параллели с его жизнью, с тем, о чём думает).

14 лет

Вы идёте по бульвару и вдруг замечаете, что на пьедестале, оставшемся от разбитой скульптуры, стоит ваш ребёнок и очень увлечённо декламирует какие-то стихи. Его шумно слушают несколько приятелей. Вы опешили от неожиданности, но потом:

A. Прикидываете, а не стоит ли подойти поближе.

Б. Прикидываете, нет ли поблизости милиции.

B. Слушаете текст, потом, радостно отметив, что он вполне цензурен, потихоньку уходите, пока вас не заметили.

15 лет

Вы вдвоём с сыном гуляете по городу, никаких планов у вас нет. Сын уверенно ведёт вас вперед, но вам кажется, что вы заблудились. Вечереет, а вы всё никак не можете отыскать нужную вам улицу. Ваш молодой мужчина упрямо не желает расспрашивать редких прохожих. Вы:

А. Начинаете нервничать, берёте инициативу в свои руки и быстро находите дорогу.

Б Вы всегда неплохо ориентировались на местности и поэтому даёте ему советы по выбору маршрута.

В. Решаете, что гулять - приятное занятие, и полностью полагаетесь на него, да и время позволяет.

16 лет

Ради сына или дочери вы забросили своё любимое занятие, так как хотели больше внимания уделять ребёнку. Вы скажете ему об этом?

A. Да.

Б. Нет.

B. А зачем бросать любимое занятие?

Младшее поколение в очередной раз не понимает вас. Как вы считаете:

A. Это вечная проблема "отцов и детей"!

Б. Понять друг друга можно, если очень захотеть.

B. Есть случаи, когда понять друг друга просто невозможно, - остаётся только принять всё как есть.

Результаты

Ни для кого не секрет, что дети думают и чувствуют не так, как мы (секрет только, зачем они запустили тортом в кошку). Им пока недоступна логика взрослых; и то, что взрослому кажется очевидным, может быть недоступным для понимания ребёнка, мир для них наполнен прежде всего чувствами, эмоциями. Они ярче и удивительнее, чем у взрослых, и это исто формирует собственно детскую систему приоритетов и ценностей (где мамино золотое кольцо не дороже павлиньего пера, а потому их можно обменять). И как следствие - точка зрения ребёнка и взрослого часто не совпадают. Проблемы возникают, когда взрослые ожидают, что их наследники станут вести себя так-то и так-то. Ну а дети порой ведут себя с точностью до наоборот и при этом совершенно не понимают, за что им всё-таки досталось, - и очень переживают.

Но проявить понимание придётся нам, взрослым. Оценивая (порой осуждая) поступок ребёнка, необходимо учитывать, что любимый человечек сделал это не просто так, что на это были какие-то причины. Это с вашей, взрослой точки зрения его действия неверны, а со стороны детской логики все законно. И заставляя его подлаживаться под нас, требуя "взрослости" раньше, чем он сам до неё дорастёт, мы не только выдёргиваем его из детства, но ещё и сбиваем с толку, не даём созреть, дорасти, отстоять себя и право на своё миропонимание. Упорно добиваясь частных мелочей - уборка, уроки вовремя, - мы иногда мешаем ему в главном: осознать себя таким, какой он есть на самом деле, стать собой.

Если большинство ответов:

А. Вы всегда видите перед собой маленького взрослого.

И часто на действия малыша реагируете так, как среагировали бы на проступок взрослого. И потому вы бываете недовольны и разочарованы, а ваше сокровище либо выбивается из сил, чтобы "соответствовать", либо уже готовится стать записным лентяем и прогульщиком - всё равно ведь невозможно соответствовать всем вашим взрослым требованиям.

Другими словами, садовник из вас - так себе. И то,что вы делаете, порой напоминает попытки вырастить пальму в Сибири. Ведь вы же построили парник, почему она не растёт!

Б. Ребёнок для вас - маленький, всегда, при любых обстоятельствах, как бы давно вы ни вышли из роддома.

Вы помните, что дети отличаются от взрослых, но, возможно, иногда забываете, что это не признак их беспомощности, слабости или "недоразвитости". Это просто другая Вселенная, альтернативная вашей, с ней тоже надо считаться, её тоже надо уважать.

Другими словами, садовник вы старательный, но вы закидываете пальму ватниками и заливаете удобрениями. Оставьте ей что-то сделать самой, ведь расти - это ее дело, а не ваше!

В. Вы твердо усвоили, что точка зрения маленького человека не всегда совпадает с вашей. Вы знаете, что он видит мир иначе, что он думает иначе. И самое главное - вы успеваете вспомнить об этом и мысленно встать на сторону ребёнка прежде, чем приступить к "воспитательным мероприятиям".

Поздравляем: вы грамотный садовник. Именно такие, как вы, возводят оазисы в пустыне.

Почему предпочтительнее вариант "В"? Об этом мы вам пока не скажем, но скоро вы и сами всё поймёте. Впрочем, наиболее нетерпеливые могут сразу начать с третьей главы, где мы более подробно рассказываем о возрастных особенностях детей.

Кто прав?

Полуторалетнюю Арину угостили булочкой с маком.

Малышка, старательно повертев её в руках, вдруг отколупывает корочку и бросает на пол.

Одновременно раздаются два возгласа:

"Ты что делаешь?!" - это мамин.

"Ай-ай-ай, как плохо! Нельзя бросаться хлебом!" - это тётин, из очереди.

Обе уверены, что малышка хулиганит.

А та поднимает от булки небесно-синие глаза и спокойно говорит: "Глясь!"

Ив самом деле-- малышка никогда не видела мак и спра-ведливдириняла маковые зёрнышки за грязь.

Вот и очищает.

Вывод: Хорошо, когда мама не торопится с выговором.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Любить без условий, растить без усилий

Глава первая

ЛЮБОВЬ БЕЗ УСЛОВИЙ

Безусловная любовь - та почва, на которой вырастают самые прекрасные цветы.

Любить, а не любоваться

Давным-давно (может быть, в прошлую пятницу), когда вашему прелестному созданию было годика полтора-два, он/а научился говорить. И из всех слов русского языка ваше сокровище выбрало чудесную парочку - "дай!" и "неть!" - и тиранило вас ими с утра до ночи (и даже намного дольше). "Пора домой; не рисуй на обоях; иди кушать; дай я тебя умою..." - а в ответ сплошные протесты и требования. Ваше чудо протестовало, бунтовало, хулиганило. Оно пыталось вас не признавать. Даже бороться с вами. Вероятно, иногда вас возмущало и доставало такое поведение, но чаще - забавляло и смешило. Вы легко прощали малышу все фокусы и безобразия, и свои недочитанные книги, и заброшенных из-за него друзей. Вы понимали: он совсем-совсем маленький и вы для него - самый главный в мире человек.

Вы любили его просто так, вот такого, какой он есть: нетерпеливого, капризного, чумазого и своенравного. Любили - и поэтому легко и радостно смирялись и принимали его всего- от макушки до пяток. Недостатков вы не считали (а впрочем, их и не было). А если и сравнивали малыша с другими детьми, так только затем, чтоб лишний раз убедиться: он - самый лучший и другого мне не надо.

Конечно, иногда вы выходили из себя, иногда даже приходилось принимать крайние меры, и это не всегда было приятно. Но на ваше настоящее отношение к ребёнку, на любовь к нему такая повседневная суета не влияла.

Вы прекрасно понимали, что малыш растёт и учится быть самостоятельным. Просто делает он это вот таким своеобразным способом. Потому что иначе ещё не умеет. И вы учили ejro, поддерживали и помогали. И учились сами - понимать своего ребёнка и находить с ним общий язык.

И это был удивительный и самый правдивый в мире язык - язык безусловной любви.

Он понятен без перевода, потому что идёт от сердца к сердцу.

Безусловная любовь - это любовь просто так, задаром. Это "я люблю тебя, потому что ты есть". Это не просто любовь к определённому объекту, а та, настоящая, из которой мы сотканы и которая - единственная в мире - дает ощущение первозданного счастья. В ней нет манипуляций - "я буду любить тебя, только если ты...". Она бескорыстна, потому что родители не ставят себе условий: за что любить, а за что нет. Они не оценивают: "Сегодня ты был хороший, дай за это я тебя поцелую". Или: "Ты мне совсем не нравишься, такой вредный". Или: "Что? Ты опять не выучил уроков? Уйди от меня, я тебя не люблю". Такие фразы (даже если мы говорим их в шутку) и такое наше отношение рождает в ребёнке мучительные сомнения: "Меня любят? не любят? я хороший? я плохой?" Человечку очень важно знать правду - и он ищет ответ. Дети всегда спрашивают родителей, как сильно те их любят. Но спрашивают - не только словами, а действиями, поступками. Натворят что-то - и смотрят: а как папы-мамы на это отреагируют? и где она там, их любовь? а правда ли любят? и как?

Вы замечали, как иногда хочется подойти, погладить, утешить нашкодившее дитя, но вы изо всех сил сдерживаетесь. А почему? И правильно ли? А вдруг сейчас, в эту минуту, рушится самое главное - ваше взаимопонимание, и вы теряете душевный контакт со своим ребёнком? Потому что именно в эту секунду он усомнился в вашей любви, а значит - и в своем праве любить и быть любимым. И как понять, насколько действенно наказание, и вдруг оно приведёт к обратному - к полному отчуждению друг от друга?

- 2 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _