Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Семира, В. Веташ - Психология религий.

- 16 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Как мы говорили, Весы - знак зачатия Рака, и Китай органично принимает дзэн-буддизм, который там носит присущий духу этой страны акцент на эстетике внешнего и аналогии внешнего и внутреннего. Для России буддизм почти сливается с даосизмом в общее понятие восточной философии - и главная роль даосской и буддийской созерцательности для западного мира в том, что она позволяет увидеть ненужное и лишнее в наших повседневных заботах и волнениях. Она уводит - не от жизни, а от шума и суеты, которые лишь мешают естественному течению жизни (которым заведует Рак) и разрушают экологию нашего существования (за которую отвечает знак Тельца). Это иллюстрируют слова китайского писателя Чэнь Цзижу: "Посиди спокойно, и ты поймешь, сколь суетны повседневные заботы. Помолчи немного, и ты поймешь, сколь пусты повседневные речи. Откажись от обыденных хлопот, и ты поймешь, как много сил люди растрачивают зря. Затвори свои ворота, и ты поймешь, как обременительны узы знакомств. Будь человечнее, и ты поймешь, как бездушны обыкновенные люди."[32]

Так через тихое и непредвзятое видение восточная философия делает людей человечнее, даже когда она отрицает душу. Буддизм основывается на непосредственной вере индуизма: вере, для которой не нужны слова. Она реализуется не в идеологических концепциях, а в самой жизни, в умении видеть и воспринимать.

Созерцательность и пассивность буддизма дополняет активная позиция йоги. Для буддиста весь мир - майя, иллюзия: и в какой-то мере жизнь - это только игра, достойная созерцания, но не душевного участия, влекущего за собой привязанности. Йога побуждает человека включиться в эту игру, манипулируя своим телом и душой так, как если бы они были внешними нам предметами. Как Рак и Близнецы, буддизм и йога выявляют силу и разумность человеческой души, многообразие её проявлений и её актуальные жизненные возможности.

Подъём энергии кундалини в йоге - это вызов, пробуждение страсти, буддизм - угашение страсти, и в этом они дополняют друг друга. Мы можем безболезненно и безбоязнено манипулировать энергией страсти только когда способны успокоить свою природу, а именно этому и учит буддизм. Практически моменты йоги включаются в буддизм, как рациональное дополняет психологическое, что наиболее ярко проявилось в махаянской школе буддизма йогачары. Согласно ей, абсолютная истина может быть достижима лишь теми (точнее, разумом тех), кто практикует йогу. Йогачары рассматривают дхармы, из которых состоит мир, как составные части сознания, и здесь осуществляется переход от психологического к логическому понятию "я" (от "я"-души к "я"-сознанию: астрологически от Луны к Меркурию).

Относительность переменчивого "я" (как души) даёт власть над ним неявному, но неизменному высшему эгo-сознанию, которое не является отражением иллюзий мира, но существует независимо от них. Высшим видом нирваны считается абсолютное просветление - не уход от мира, но наиболее действенное участие в нём, целью которого мыслится принесение пользы другим. Просветление как рациональная явленность истины - её доступность в словах, образах и движениях момента - также является характеристикой планеты Меркурий.

В целом можно сказать, что буддизм и йога (Рак и Близнецы) описывают психологию как таковую: внутреннюю изменчивость души и её стремление найти неизменные ориентиры: её включение в процессы познания. Пассивное восприятие, рождающее эмоциональные привязанности и формирующее индивидуальное "я",- и активную реакцию мысли, разрушающую их ради манифестации новых форм вечно изменчивой жизни.

Следующий стабильный знак Тельца описывает вершину, до которой подымает человека буддизм - образ неизменного в потоке существований мудрого Будды. Телец овладевает теми неуловимыми душевными вибрациями, к которым обращается знак Рака, умея их рационально понять и выразить эмоционально, и таким образом становится хозяином своей души. Он тот, кто вправе распоряжаться её превращениями и перевоплощениями, чей ум берёт верх над чувствами и чьи эмоции контролируют заблуждения ума. Повседневные плоды, которые стремится дать человеку религиозное учение буддизма,- это владение своей психологией и по-тельцовски спокойное мирное счастливое существование. Это умение жить самой жизнью, понимать мудрость всех её проявлений, и быть надёжным фундаментом для тех, кто ещё не обрёл философского отношения к миру.

Сомнения буддизма в очевидном и концепция иллюзорности бытия непосредственно служит борьбе с формализмом современного общества - неслучайно дзэн-буддизм подхватило поколение хиппи. Выворачивание ценностей наизнанку, антиинтеллектуализм и высокая оценка физического труда, психотехника ошеломления и другие грубые приёмы буддизма - лучшее оружие в сражении с приземленно-мещанским здравым смыслом общества потребления, ищущего комфорт в узко-привычном. Чем более общество навязывает человеку материальный диктат и сковывает его законами бюрократии, тем более актуальным становится негативное учение дзэн-буддизма - завоевавшее уже почти весь мир.

ИУДАИЗМ

"Сначала возникла мысль создать мир Судом.

Увидел Бог, что так мир не устоит,

и присоединил к Суду Милосердие."

("Когелет" 8,4)

"ВЕСЕННИЕ" РЕЛИГИИ

Таким образом, астрологически философия Востока - Китая и Индии - опирается на психологические архетипы двух кардинальных знаков, питаемых энергией лета: мужского логического знака Весов и женского чувствующего знака Рака. Вспомогательную роль по отношению к ним играют соседние мутабельные знаки Девы и Близнецов, подвергая сомнению идеи кардинальных знаков и дополняя их созерцательную философию практической позицией. Психологическими достижениями этих религий можно считать творчески полноценное существование человека в мире, символизируемое в Зодиаке стабильным знаком Льва (даос, в котором отражается красота жизни), и его философская мудрость, описываемая стабильным знаком Тельца (неизменный будда).

В религиозной картине Запада, где наиболее значимыми религиями являются христианство, иудаизм и ислам, доминирующую роль также играет идея кардинального знака - Овна, которому сопутствуют архетипические черты мутабельного знака Рыб. На это указывают акцент на человеческой активности - развитии идеи свободы воли - и сама образность западной религии, соответствующая западному Зодиаку. Образ агнца-Овна и раннехристианский символ рыб христианство взяло из предшествующей мифологии, вобрав в себя и другие архетипические черты соответствующих знаков. Свершения западной культуры - её стремление к всемирному единству и высоту её научной мысли - описывает стабильный знак Водолея (и соответствующий ему образ ангела).

Иудаизм, христианство и ислам объединяет идея прихода мессии - идея совершенства личности, способной взять на себя исправление мира: идея рождения мира в новом облике. Она соответствует весеннему обновлению природы кардинального знака Овна - самой яркой точке года. В этих, как и в других глобальных религиях, стержневой остаётся идея кардинального знака. Но историческая опора здесь происходит на религию мутабельного знака Рыб - иудаизм. Это соответствует тому, что Рыбы - самый религиозный знак: его делает таким неустойчивость жизненной позиции и преданность иной реальности, которая становится его главной опорой. Знак Рыб - время половодья, переходное от зимней смерти к весеннему пробуждению - в наибольшей степени предполагает будущую трансформацию мира. Идея всеобъемлющего изначального истока всего - единого Бога Рыб - естественно служит тому, чтобы во всю мощь раскрыла себя идея возрождения кардинального знака Овна.

Психология мутабельного знака позволяет расширить картину, задаваемую кардинальным знаком, развить её в глубину. Подобное соотношение сохраняется между христианством, проявляющим мужскую идею божественности личности (Овен) и в опоре на неё ставящим задачу объединения людей (Водолей), и иудаизмом, соответствующим знаку Рыб, обращающему нас к тайне зарождения жизни. Для иудаизма, давшего толчок возникновению христианства, характерна женская позиция пассивного принятия воли Творца и акцент на этической стороне учения, который ориентирует на проникновение в скрытые психологические процессы души. Эту глубинную ориентацию несколько теряет христианство, цель которого - тайное сделать явным. Поэтому в средневековье иудейская Каббала проявляет себя как мистический аспект христианской религии. Христианство служит экзотерической, а иудаизм - эзотерической стороной общей мессианской концепции Овна-Рыб.

ЭТИКА ПОМОЩИ ТВОРЦУ

Иудаизм - религия глубин души, раскрывающая перед нами религиозность и психологизм знака Рыб и описывающая наиболее сокровенные внутренние движения психики, которые соответствуют основным этическим понятиям человечества. Неустойчивость и слабость знака Рыб в жизни даёт ему повышенную внушаемость и зависимость от внешних влияний - и потому внутреннюю потребность в этической опоре и наличии персонифицированного - действующего - Бога, который оказывает на жизнь людей более активное влияние, чем все прочие обстоятельства их существования.

Но несмотря на внутреннюю ориентацию знака Рыб, их идеал символизирует экзальтация Венеры - планеты земного блага и счастья, к которому приводит праведность и мудрость понимания жизни знака Тельца. Архетипический образ тельца - быка, пашущего поле,-тесно связан с идеей творения, на которой делает несомненный акцент учение иудаизма, где человек предстает сотворцом и главным помощником Бога. Этот мифологический образ можно найти и в писаниях. "Как тот бык, на которого сначала возлагают ярмо, дабы извлечь из него пользу миру... так и человек должен прежде всего принять на себя бремя Царства небесного... и если этого нет у него, святость не почиёт на нём." ("Зогар")

Представление о Боге - едином истоке всей полноты бытия, на которое опирается философия иудаизма, носит нептунианский характер сокровенного. Постигнуть высший смысл для знака Рыб - значит ощутить невыразимое словами. Если загадочный буддизм ценит разум больше обманчивых ощущений, то понять строгое знание иудаизма - это прежде всего ощутить его. "В духовных мирах ведь нет места, времени, движения - лишь чувства."[33] Рыбы свято верят - но лишь в то знание (Меркурий), которое опробировано жизненным опытом (Венера), и знание приобретает для них подчас религиозное значение, что мы видим и в иудаизме. Поэтому иудаизм - это учение, анализирующее и саму этику ради постижения мельчайших механизмов жизненной воли с аккуратностью противоположного, земного знака Девы - что в наибольшей степени проявлено в Каббале.

Опора на чувства также сопоставляет иудаизм знаку Тельца, и в целом эту религию можно описать движением Телец-Овен-Рыбы: от чувственной природы (Венера) происходит уход ради развития активности и выхода на новый путь (уход из Египта: Марс) и затем возрат к ней на более тонком уровне (Нептун, или экзальтация Венеры в Рыбах). И чтобы показать, что умопостроение Каббалы - не мертвая схема, но и на самом деле Древо жизни, иудаизм представляет его сквозь призму того, что наиболее трогает душу: этических понятий и интимных процессов.

- 16 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _