Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Семира, В. Веташ - Психология религий.

- 3 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Первый религиозный ритуал Стрельца - репетиция удачной охоты. О нем рассказывают камни, выкрашенные красной краской и символизирующие убитых зверей, в которые воины попадали своими копьями. Это тренировка козероговского навыка метания копья - и внутренняя настройка целого племени на определенное действие: выработка духовного единения людей, и их связи с природой. Здесь можно вспомнить, что само слово "религия" означает "восстановление связи". Религия восстанавливает связь между людьми и человека с внешним миром: из архетипов (образов идей) которого соткана его душа.

Человеческий интеллект потревожил природу - поэтому оказался вынужден искать обратную связь с ней. Этому способствовали и ритуалы похорон, появившиеся 100 тысяч лет назад. Осознавая смерть, человек выступал убийцей зверей. Он нарушал гармонию, и потому сначала по-козероговски, своими руками хотел возобновить природный круговорот, хороня шкуру и кости убитого медведя, помогая ему переродиться. Позже связывать желаемое с действительным стала молитва - посланная к небесам абстрактная мысль Стрельца. Он посылает стрелу мысли из лука эмоций, натянутого между полярностями добра и зла, борьбу которых символизирует этот знак.

Это напряжение, дающее возможность полета духа и мысли, в мифологии описывает образ грозы - главная мистерия индоевропейских и других древних мифов. Во впечатляющей битве грозы сталкиваются небесный громовержец и его противник, подземный змей: индийские Индра и Вритра. Змей крадет у громовержца стада коров - богатые влагой тучи, тот возвращает их и поит землю их молоком, возвращая ей плодородный дождь. Нижний мир похищает, присваивает себе энергию, сохраняет её - верхний возвращает её жизни. В этом смысл вечной борьбы двух начал мира: тьмы и света, внутреннего и внешнего, а астрологически - планет Юпитера и Плутона. Прав белый свет - но без скрытой во тьме внутренней энергии он не может существовать. Освободить из плена материи скрытые в ней ресурсы, отдать их жизни, чтобы она расцвела - изначальная цель любой религии. Но какие ресурсы взять и куда направить - в этом различие разных вер.

Смысл жизни и цель всех людей изначально была одна - это была цель выживания. Она стала сознательной тогда, когда люди постигли существование смерти. И тогда она повела людей за собой к цели сохранить себя, свои навыки, свой род, свою память об умерших. К цели обрести бессмертие, бесконечное существование и вечную жизнь.

Культ мертвых достиг своего расцвета в древнейшей цивилизации Египта. Египтяне делали мумии не просто для того, чтобы сохранить любимое при жизни тело. За телом должен был вернуться дух, при смерти улетевший на небеса. Он должен был воссоединиться с душой, которая могла погибнуть в подземном мире, а потому о ней надо было заботиться - поминать в храме. А ещё надо было не забыть имени некогда жившего человека - его личности, индивидуальности: это было гарантией того, что все части его души сложатся, как надо. И египтянам не казалось странным, что в человеке бессмертна лишь какая-то часть. Ведь эволюция не завершена. В жизни человек достигает своей цели, но не полностью. Так же происходит и в смерти. Подобные верования о разных частях души, одна из которых бессмертна, другие же - нет, можно найти на всех концах света. Когда стало ясно, что человеческий род не прекратиться и не потеряет свою благоприобретенную историю, человек стал бессмертен - частично. Но это дало ему гарантию в будущем обрести вечную жизнь в полной мере сохранения индивидуальных существований. Из верований Египта христианство взяло свою идею воскрешения во плоти.

Древняя мифология, обожествлявшая природные силы, как и наука, описывала объективные закономерности мира. Но субъективный, личностный фактор в развитии культуры стал определяющим. И вот в V-VI веке до н.э., тогда же, когда в Вавилоне стали составляться первые личные гороскопы, в Иране, Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Европе появились учения людей, ставших искать личный путь возврата к изначальному. Легендарный Заратуштра и реально жившие в это время Лао-цзы и Будда создали учения, которые мы сегодня обычно и называем религиями, забывая о многотысячелетней предшествующей истории человеческой веры. За ними последовали легендарные Моисей и Христос, и реально царствовавший Магомет.

Новые религии выразили свои идеи о реальности не туманными мифами и многозначными образами, но ясными и определенными словами. Так стал мыслить человеческий интеллект. Изменилось мышление человека, изменилась история. Новые религии остались мостиком к прежнему единству человека с природой, которого сейчас столь трудно достичь. Они напоминают о древней, но доселе главной цели человечества - сохранить себя и обрести вечную жизнь - и ради этого зовут к новому единению общества, созидаемого людьми на всем протяжении человеческой истории.

Они действенны, пока есть нужда ставить акцент на личностном развитии человека. Ради этого они рождены. Но когда объективное отражение реальности сменяет субъективное, они нередко отходят в сторону, отступая перед наукой, в которой все по козероговски закономерно, и вера зиждется не на абстрактной мысли, а на опыте. И здесь надо не забывать, что непосредственный опыт - основа не только науки, но и религии: кирпичи Сатурна, из которых формируется козероговский стержень личности и скорлупа памяти её ещё требующей защиты, пока не до конца бессмертной души.

ЗОРОАСТРИЗМ

БОРЬБА ПОЛЯРНОСТЕЙ

Близкой к природе остается самая старая из новых религий - зороастризм. Она опирается на мифологические и астрологические, натурфилософские и вполне материальные понятия четырёх стихий - кирпичиков мироздания и одновременно его духовных элементов. Согласно Геродоту, персы отождествляли бога с Небом, и почитали солнце, Луну, землю, огонь, воду и ветер. Они не строили храмов, не воздвигали алтарей и не поклонялись изваяниям, мысля божество растворенным в природе и одновременно чисто духовным. Такое абстрактное мировосприятие присуще знаку Стрельца, который символизирует дуализм и связь природного и человеческого начал, материи и духа.

Если верить Геродоту, совершая молитву и принося жертву, персы никогда не молились за себя лично: но всегда за царя и весь народ, причисляя себя к нему. Этот коллективный характер любого священнодействия также отражает общественный знак Стрельца. Превыше всего они ставили честность, и это - яркое качество данного архетипа.

В образе стихий зороастризм оперирует стрельцовской абстракцией атомов материи Козерога и выводит их на борьбу начал света и тьмы. Авестийский дуализм мира и акцент на борьбе добра и зла несомненно раскрывает динамику, азарт и критический настрой Стрельца. Согласно зороастризму, этот мир был сотворен духом зла Ариманом, который при творении опередил своего доброго брата Ахурамазду, а потом соблазнил сотворенную им первую пару людей, подобную Адаму и Еве. Потому мир обречен на гибель: и через 9 тысяч лет (число 9, появившееся поздно в сознании и мифах людей, означает немыслимо долгий срок) Ахурамазда одержит победу над Ариманом и создаст новую Вселенную. Пока же, чтобы хоть как-то исправить зло мира, к людям пришел пророк Заратуштра, который дал им нравственные законы, научив активно участвовать в мировой битве добра и зла.

Заратуштра учил противостоять злу с помощью "благих мыслей, благих слов и благих дел", причем акцент здесь ставится на последнем. Подразумевается, что человек действительно постоянно сталкивается со злом, видит его повсюду и имеет энергию бороться с ним, подобно яркому Стрельцу, а не просто пребывает в благодушном состоянии, как люди с пассивным Юпитером. Уделяя внимание действию, Заратуштра идеализировал "праведную" хозяйственную деятельность земледельцев, противопоставляя ее кочевничеству скотоводов, угрожавших набегами мирным поселениям (что отражает тягу Стрельца к твердому мироустройству и стабильному благополучию, которые символизирует планета Юпитер.

Но общественные принципы разума Юпитера ведут нескончаемую борьбу с инстинктивной природой Плутона. В этом - главный конфликт мировых сил, представленный задолго до Авесты в любой развитой мифологии. Он является стрежнем динамики развития человеческого сознания, которое на самом деле и является целью этой битвы добра и зла, находящей своё материальное воплощение в событиях нашей жизни.

Конфликт Юпитера и Плутона: дуализм добра и зла - остается стрежнем любой веры, по-разному преломляясь в разных религиях. В индуизме он формирует противостояние двух сил мира: девов (светлых, внешних, небесных сил) и асуров (темных, внутренних). В иудаизме он остается завуалированной тайной, на которой основывается все. В христианстве - становится ересью манихейства: возвратом к прошлому, более грубому представлению о мире, по сравнению с достижениями развитого интеллекта. Зато воинственный ислам, сменяющий зороастризм на его территории, делает целью борьбу со злом внешнего мира, битвой доказывая правоту добра. В то же время зло внутреннее, практически неустранимое в иудаизме и христианстве, рассеивается как дым страшных джинов при прикосновении к нему волшебным мечом (архетипическим аналогом мысли) - или просто рукой (аналог практического разума, владеющего миром).

Ислам отражает знак Скорпиона, противоборствующий Стрельцу - но о нем, следуя хронологии, мы поговорим позднее. Обратим лишь внимание на то, что в иранской мифологии перевернуто противостояние девов и асуров: небесные дивы - злые духи, а из внутренней энергии ахуров возникает Ахурамазда как главный борец со злом. Правда во внутренней силе, а не во внешней - это перевернутый взгляд на борьбу Юпитера и Плутона: снизу, с позиции стабильного знака Скорпиона, который фиксирует это противоборство, делает его вечным.

Но любая война кончается миром, и гармонию полярных начал описывает следующий кардинальный знак Весов, по логике развития отрицающий предыдущий знак Скорпиона. И если искать религию, которая не ставит акцента на противоборстве добра и зла, но нивелирует её, следует обратится даже не к вере как таковой, а к самой древней из религиозных философий, где движение мысли впервые приподнялось над религиозными чувствами. Ум ищет и находит гармонию между полярностями мира в философии даосизма.

ДАОСИЗМ

"Те, кто стремятся овладеть миром и

управлять им,- не постигли его. Ибо мир

есть духовный сосуд и не подчиняется силе."

("Дао дэ цзин", 29)

ДЕЯНИЕ БЕЗ БОРЬБЫ

Философия даосизма отражает национальный характер Китая. Архетипические черты Весов, ставящем яркий акцент на культурной жизни и эстетике человечества, позволяют нам лучше понять даосизм как путь гармонии и равновесия. Философия дао предполагает естественное слияние человека с природой, и её путь - деяние без борьбы: следование ритмам Космоса без напряжения, приносящего страдание душе,- обещает ощущение небесной гармонии уже на Земле. Почему в Китае родилась такая религия и в каком смысле философия Дао остаётся актуальной для нас?

- 3 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _