Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Семира, В. Веташ - Психология религий.

- 2 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Архетипический анализ разных вер помогает понять религиозную направленность своей души и использовать их многовековой опыт работы с психикой: не для пассивного самооправдания своих качеств, но для реального понимания своих бессознательных установок. И ещё это ключ к пониманию самих религий - а также вспомогательный язык, пользование которым, возможно, облегчит выяснение вопросов мировоззрения: если не на общественном уровне, то, во всяком случае, в быту.[8]

АРХЕТИПИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АНАЛИЗА

Для лучшего понимания психологии религий и ее проекции на нашу современную жизнь, сопоставим их архетипам, несущим универсально-временную характеристику: архетипам Зодиакального круга. Время задает наиболее характерные психологические параметры, и четыре кардинально разных мировоззренческих подхода к внешнему миру и миру души, создавших актуальные сегодня религии, можно сопоставить четырем кардинальным точкам года - равноденствиям и солнцестояниям.

Самой яркой и возбужденной точке года - весеннему равноденствию - соответствует знак Овна и активное мировоззрение христианства, зовущее деловой Запад к переустройству мира. Огненный знак Овна - знак борьбы и труда. Открывая новый цикл, он устремляет выйти за пределы привычного к неизведанному. Ратуя за новую жизнь, он может провоцировать социальные конфликты и войны, и это - тоже черта христианских стран (как и исторически единых с христианством иудаизма и ислама, изначально питаемых одной и той же верой).

Со спокойным и тихим периодом летнего солнцестояния и знака Рака соотносится созерцательное отношение к миру буддизма и размеренная жизнь Индии. Водный знак Рака - характер, глубоко чувствующий вечно изменчивое течение жизни (которая летом раскрывает всю полноту и многообразие своих форм). Его как нельзя лучше отражает идея перерождения души. Если Овен использует внутреннее горение ради внешнего преобразования, то Рак гасит внешние изменения во внутреннем покое. Индийская философия рисует образ ухода от суеты дел в глубины души, выводя за пределы ежеминутных изменений к вечному и неизменному.

Воздушный знак Весов - знак культурных ритуалов и полета мысли, не отягощенной тяжестью земной материи. Он соответствует осеннему равноденствию - моменту перед началом увядания природы. Такое хрупкое равновесие жизни и смерти стремится удержать религиозная мысль Китая. Уравновешивая жизнь и смерть, философия даосизма останавливается у порога смерти, в постоянной колебательной гармонии не доходя до крайней точки, и эта гармония обещает даосу бессмертие: по-осеннему тихое и спокойное, без резких чувств и волнений. Культурный знак Весов ставит акцент на эстетике и нравственности момента.

Нерушимость законов материи подчеркивает земной знак Козерога, начинающийся с точки зимнего солнцестояния. С этим знаком можно соотнести наиболее примитивные формы верований в духов предков, местности и предметов. Они присутствуют и в нашей жизни: начиная с почитания умерших и кончая фетишизмом. Но в наиболее жизнеспособной форме они сохранились, пожалуй, в труднодоступных племенах Африки и Австралии или в Южной Америке (например, верования индейцев, известные нам из книг Кастанеды).

Наша современная материалистическая вера в физические законы Вселенной как основу всего - носит тот же характер: ставя ключевой целью не развитие теоретических и нравственных концепций, но практическое оперирование с миром материи. С духовной точки зрения здесь смыкается древность и современность, так как не столь важно, воздействуем ли мы на объект, имея научное представление об его молекулярной структуре или мифологический образ того, как он был сотворен. Более существенно, что мы берем на себя ответственность за полученный результат (и не особенно полагаемся на Бога или природу: которая зимой безжизненна и навевает мысли о смерти).

Философские концепции мировых религий и их астрологическая проекция в психике людей будут подробно описаны ниже. А здесь приведем некоторые идейные акценты кардинальных знаков, для иллюстрации того, что опоры их мировоззрения действительно принципиально разные (хотя все религии говорят об одном и том же). Конечно, это очень упрощенная схема, но построение модели, в данном случае, астрологической, помогает охватить вопрос целиком и с разных сторон.

В астрологии знаки равноденствий и солнцестояний неслучайно называются кардинальными знаками или знаками воли. На их посыле, связанном со сменой времен года, уменьшением или увеличением поступления солнечной энергии и изменением соотношения света и тьмы, в жизнь входят кардинально новые идеи. Поэтому их и естественно выбрать для сопоставления четырех принципиально разных подходов к миру, отраженных мировыми религиями. Для кардинальных знаков, рождающих идеи изнутри себя, более существенна, чем для других, физическая основа их идей (климат, территория, местные традиции и культура страны). Здесь понятие религии в наибольшей степени сливается с образом исконного национального духа.

Некоторые астрологи относят Китай и Индию к знаку Козерога (так же, как иногда к нему относят Египет и Иудею). На самом деле такое определение подчеркивает лишь древность учений, связанных с глубинными корнями культуры, и отражает наше серьёзное отношение к культурам, каждая из которых может служить стержневой для формирования мировоззрения человека. Истинный же национальный характер и роль определённого мировоззрения в картине общечеловеческих взглядов нам показывают местные особенности религии.

Стабильные знаки середины сезона, или знаки чувства, являют развитие жизни, которое готовит почву идее и опирается на неё, и потому склонны придерживаться уже доказавших себя в истории идей. Они развивают его - так создают христианское писание четыре евангелиста, в иконописи сопоставленные этим знакам (Лука изображается с Тельцом, Марк со Львом, Иоанн с орлом (знак Скорпиона) и Матфей с ангелом (знак Водолея)). Психотип стабильных знаков не тяготеет к созданию совершенно новых учений (это справедливо как для национального духа стран, так и для людей, родившихся под этими знаками). Акцент здесь ставится на утверждении и эволюции существующего мировоззрения.

Так водолейский характер России отразило православие, развивая одну из ветвей христианства. Ислам, выражающий психотип Скорпиона, исторически сделал шаг вперед в опоре на идеи иудаизма (через мостик христианства, на котором он не остановился). Пантеистическое мировоззрение солнечного знака Льва (бог во всем), ярко проявленное в современном индуизме, является прямым продолжением языческого поклонения природным силам. И идея: "Бог есть любовь"- органически присущая Тельцу, которым правит Венера, не создает отдельной религии, а лишь утверждает идеи уже существующих учений (так вишнуитское - кришнаитское течение развивает индуизм).

Как знаки чувства, стабильные знаки больший акцент ставят на сердце, чем на разуме: и этот акцент мы считаем естественным для любого развитого религиозного мировоззрения. Также здесь существенно удовлетворяющее эмоции ритуальное оформление веры, праздники и церемонии.

Переменные знаки конца времени года описывают пути видоизменения идей для их окончательного практического внедрения в жизнь. Так созерцательный даосизм (Весы) адаптирует к практике деятельное конфуцианство, соответствующее соседнему переменному знаку Девы. Идеи переменных знаков, в астрологической терминологии - знаков разума - действительно более рациональны, и по отношению к утвердившимся религиям исполняют протестантскую роль. Упрощая ритуалы и идеи, они подспудно они освобождают место для нового направления мысли. Мировоззрение такого типа нередко выглядит революционным и встает в оппозицию к существующему порядку вещей. Так иудаизм, отражающий национальный характер переменного знака Рыб, с овенской решительностью борется с прочно укрепившимся поклонением "Ваалам и Астартам" и чувственной силе "золотого тельца": выстраивая логическую линию Телец-Овен-Рыбы.

Историческая эволюция глобальных идей как правило прослеживается в обратном зодиакальном порядке (как развиваются и мифологические представления людей о мире на более ранней стадии). Движение в эту сторону описывает эволюцию общества, прямой ход знаков Зодиака - эволюцию личности. Согласно обратному эволюционному движению (Весы-Рак-Овен) буддизм легко дополнил и заместил даосизм в средневековом Китае, а ислам изгнал буддизм с индийской территории во времена империи Великих Моголов. Согласно прямому ходу знаков Зодиака христианство сделало шаг в развитии личности по сравнению с иудаизмом (Рыбы-Овен).

Пользуясь такой моделью, рассмотрим через зодиакальные архетипы психологические особенности разных религий, их соотнесённость с национальным характером соответствующих стран и их роль в мировой культуре в целом. Это возможно сделать потому, что зодиакальный архетип являет неразложимую цельность и полноту, в которую вписываются существенные черты духа народа и его мировоззрения.

РОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ

Говоря об истории религии, как и истории вообще, мы обращаемся к понятиям кардинального знака Козерога. Основой древнейших верований человека была природа с её вечно повторяющимися явлениями и циклами. Они заставили обожествить объективные природные явления и время, связывавшее их между собой. И в первой из цивилизаций: шумерской - религией стала астрология, основанная на циклическом повторении и изучении закономерностей природного процесса. Познавать себя самого человеку изначально помогала земля и материальный мир. И пока это было так, религия не противопоставлялась науке.

Ведь даже самоопределение людей сначала шло через внешние предметы: которые известны нам как тотемы и фетиши. Через тотем своей местности человек идентифицировал себя со своим родом и отличал свое племя от другого. Тотемы и фетиши напоминали ему о себе самом и нередко выступали для него хранилищем невидимой души, её священным аналогом. Их утрата означала для владельца собственную гибель и, как показывают исследования примитивных племен, зачастую реальную! Столь сильной была психическая связь между человеком и теми явлениями мира, которые он выделил, чтобы обозначить ключевые моменты собственного существования. Не будет преувеличением сказать, что образы явлений мира не только хранили душу, но и формировали это ключевое религиозное понятие.

Как и другие человеческие навыки, учащие людей выживать в этом мире, вера передавалась из поколения в поколение. Сохранение навыков в истории было связано с поклонением предкам. Оно существовало во всех странах, и во многих сохранилось до наших дней (синто в Японии). Такова изначальная религия Козерога, почитающего старших и хранящего память о прошлом: это просто наука жить.

Само понятие религии в астрологии описывает следующий знак Стрельца: он символизирует уже отрыв мысли от материи, и закрепление её в определенных традиционных формах, которые принимаются на веру. Вера тоже рождается из многократного повторения опыта. А потом заменяет его, сокращая путь к себе и своей душе. Но непосредственный опыт - основа веры.

- 2 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _