Сухарев В.А. - Психология интеллекта.
- 2 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
О том, что информацию, получаемую человеком от собственного тела, обрабатывает правое полушарие, свидетельствует тот факт, что поражения правого полушария чаше всего приводят к искажению нормального ощущения своего тела. В частности, это полушарие очень чутко реагирует на изменение массы тела, обусловленное действием гравитационных сил. При поражении правого полушария изменяется отношение больных к пространству и времени: последние переживаются как менее актуальные, вплоть до их полного игнорирования. При нарушении целостности правого полушария резко обедняется эмоциональная сторона жизнедеятельности. У людей же с поврежденным левым полушарием нарушается речь, страдает или вовсе отсутствует логика в суждениях.
С позиций понимания роли полушарий в познании и осмыслении мира становится понятным, почему неумеренное увлечение телевидением в ущерб чтению наносит серьезный удар становлению личности ребенка. Телевидение с его огромным потоком зрительной информации оказывает воздействие главным образом на правое полушарие. Быстрая смена изображений, невозможность вернуться назад и еще раз просмотреть недостаточно понятые кадры - эти отрицательные черты любого динамического искусства особенно явственно проявляются именно в телетрансляциях.
Осмысление увиденного- передача информации из правого полушария в левое и перекодирование ее в слова-требует времени, а главное - навыка. А его-то у ребенка и нет. Чтение же, наоборот, активно формирует способность левого полушария к абстрагированию. Это важнейшее качество "читающего" человека начисто отсутствует при рассмотрении картинок на экране. В итоге "читающий" человек трансформируется в более интеллектуальную личность, нежели тот, кто всецело отдается лишь зрительным впечатлениям без их осмысления в словах.
Разная по характеру музыка воспринимается с неодинаковым участием левого и правого полушарий головного мозга. Так, классическая музыка, особенно произведения Моцарта, Шопена, Гайдна, Вивальди и др., вызывает большую активность структур мозга в правом полушарии, отвечающем за абстрактное мышление, ассоциации. После прослушивания такой музыки человек испытывает состояние комфортности, душевного равновесия, ощущает легкость в теле, тихую грусть, щемящую радость, вдохновение к творческой деятельности. Формируются разные ассоциации, воспоминания. Становится легче фантазировать, размышлять о смысле жизни.
Ритмическая - джазовая, роковая музыка активизирует левое полушарие головного мозга. Она прежде всего вызывает желание двигаться и ни о чем не думать. Примерно у пятой части людей такая музыка обусловливает веселое или даже сверхвеселое настроение. У такого же количества людей, напротив, возникает чувство раздражения, тоски, тревоги, одиночества. У некоторых людей возникает чувство холода, и ни у кого - тепла. Формирующиеся при этом ассоциации носят в основном приземленный, бытовой характер. Как это и должно быть, при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий.
ОДИННАДЦАТЬ ПРИЕМОВ АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Если воспринимаемая вами информация остается непонятой, то это часто оборачивается недоразумениями, ошибками, разбазариванием времени. Как правило, нечетко преподносимая информация является следствием того, что ее автор использовал только левую половину своего мозга.
Если вы хотите написать текст, понятный каждому, и при этом задействовать обе половины головного .мозга, то этот текст обязательно следует обогатить сравнениями и аналогиями. Только в этом случае можно надеяться, что читатель составит себе именно такое представление о предмете или явлении, которое вы вложили в свое описание.
Если вы слушаете, используя оба полушария головного мозга, то сможете туш же отреагировать на полученную от собеседника информацию, даже если она выражается с дефектами. Это покажет собеседнику, что вы стараетесь его понять и предотвратить возможные недоразумения.
Если во время беседы или публичного выступления вы будете приводить примеры и делать сравнения, ваш язык будет яснее и образнее. Чей яснее картина, которую желает воспроизвести говорящий, тем менее расплывчато он будет выражаться.
При письменном изложении текст по возможности должен содержать иллюстративные материалы.
Если вы получаете информацию и ваш собеседник забывает сообщить важные детали, вежливо задайте ему тотчас же встречные вопросы.
При ознакомлении с большим произведением сначала составьте о нем общее представление (для правого полушария), прочитав оглавление и бегло просмотрев предлагаемые материалы. Если имеются рисунки и другие изображения, то ознакомьтесь с ними до подробного чтения произведения: это напоминает полет на вертолете над "местностью", по которой потам предстоит пройти пешкам.
Если вам предстоит прочитать доклад на новую тему, которую вы должны проработать, старайтесь составить собственное предоставление о предмете вашего доклада и ищите примеры или аналогии из собственного практики.
Запомните, что изолированное заучивание отдельных слов при изучении иностранного языка - это "яд ". Левое полушарие получает при этом двойную информацию, в то время как правое полушарие "сидит сложа руки ". Постоянно прорабатывайте целые (смысловые) тексты или куски текстов и. если возможно, записывайте их на магнитофонную кассету и представляйте себе в виде картин, тогда вам потребуется примерно треть того времени, что при обычной методике, чтобы успешно изучить иностранный язык.
Сильное воздействие, учитывающее специфику обоих полушарий головного мозга, способны оказывать пиктограммы - небольшие упрощенные изображения предмета, которые содержат в себе только самые существенные его элементы.
Представьте себе гонщика-велосипедиста, который едет, используя только первую и вторую передачи, и при эта" удивляется. почему не выигрывает гонку. Что касается нашего мозга, то в использовании его возможностей большинство людей напоминает велогонщика: они даже не осознают, что у их мозга есть третья и четвертая скорости. Конечно, имеется определенный контингент людей, которые используют свой мозг лучше среднего уровня. И мы в таком случае, как правило, предполагаем, что их мозг лучше нашего, считая их особо одаренными.
Действительно, существуют чрезвычайно одаренные люди, однако большая часть тех, кто представляется нам одаренными, просто-напросто более оптимально используют механизмы работы своего мозга. По этому поводу нужно твердо уяснить для себя следующее: до тех пор, пока мы рассматриваем людей, рационально использующих свой мозг, как суперлюдей, то есть как исключение, мы лишаем себя шансов встать вровень с ними.
ВРЕМЯ И МОЗГ
Интересна динамика ощущения времени каждым из полушарий головного мозга. Функции прошлого времени связаны с правым полушарием, будущего - с левым. Будущее как бы ориентирует на себя цели движений, поступков, мыслей, планов, составляющих в целом наиболее активную часть человеческой деятельности. В ее обеспечении у "правшей" главную роль играет левое полушарие. В результате, пока время является будущим, оно связано с левой половиной мозга. Однако переходя в настоящее, этот отрезок времени обусловливает парную работу полушарий, формирование образов внешнего мира и самого себя. Превращаясь в прошлое, тот же отрезок времени становится ответственным за хранение накопленного чувственного опыта. Прошлое несет в себе чувственные "знания" о мире и о самом себе, полученные в разные временные отрезки существования человека. Вместе с тем это время как бы перемещается в правую половину мозга. Непрерывное перемещение будущего в настоящее, настоящего в прошлое предстает, таким образом, как движение времени человека слева направо, в том смысле, что оно "начинается" в левой и "кончается" в правой половине индивидуального пространства. Пространство и время являются поэтому непременным условием для формирования сознания и самосознания: человек осознает себя и окружающий мир только в конкретном пространстве и времени. Организация процессов чувственного познания в конкретном времени и пространстве обеспечивается специальными механизмами правого полушария головного мозга. В то же время процессы абстрактного познания и мышления свободны от рамок конкретного пространства и времени и, как правило, связаны с речью. Механизмы, предназначенные для этой цели, находятся в левом полушарии.
Таким образом, рождаясь с определенной генетической программой, человек начинает свою жизнь с обращенностью в будущее, еще не имея собственного прошлого, не имея опыта восприятия самого себя и окружающего мира. В течение жизни правое полушарие накапливает чувственный опыт, причем обремененность этой половины мозга прошлым временем все нарастает и достигает максимума к концу жизни.
ФЕНОМЕН "ЛЕВШИ"
Известно, что каждое полушарие коры головного мозга управляет движениями и воспринимает ощущения противоположной стороны тела. Так, при поражении левой стороны головного мозга парализуется правая сторона тела.
Человек является уникальным в своем роде существом на земном шаре в том отношении, что одна из его передних конечностей развита лучше другой, причем последнее каким-то образом связано с речевыми навыками. Установлено, что при поражении речевого центра возникает афазия - нарушение способности понимать смысл слов и правильно употреблять их. Почти у всех людей с преимущественным развитием правой руки речевой центр расположен в левом полушарии.
В настоящее время около пяти процентов людей являются левшами, однако такая пропорция существовала не всегда. По археологическим данным, в каменном веке половина людей были левшами, а в бронзовом веке - уже только четвертая часть. Специалисты по психоанализу предполагают, что преимущественное развитие одной руки протекает под влиянием повседневной тренировки в ранние годы жизни. В некоторых случаях это обусловлено эмоциональным негативизмом ребенка, когда он подсознательно отвергает предлагаемые вещи, например предложение родителей выполнять какую-то работу правой рукой.
У левшей принцип противоположности размещения речевого центра нарушается: у большинства из них этот центр располагается в левом полушарии, а не в правом, как можно было бы предположить. Причина такого феномена не установлена, хотя существует мнение, что у каждого левши речевой центр в момент рождения расположен в правом полушарии, однако под влиянием окружающей среды и повседневных тренировок такой же центр образуется и развивается и в левом полушарии, причем речевой центр правого полушария может или исчезнуть, или сохраниться. Наличие двух речевых центров вовсе не означает, что левша обязательно обладает более развитым интеллектом. Тем не менее известно, что после паралича он быстрее восстанавливает способность понимать смысл слов и правильно употреблять их.
Число левшей среди юношей и девушек примерно одинаково, однако лица мужского пола быстрее избавляются от этого "недостатка". Конечно, такие знаменитые левши, как художник Пикассо или теннисист Макипрой. не более неуклюжи, чем те, кто привык работать правой рукой, но тем не менее статистика показывает, что "левши" имеют намного больше шансов пострадать от несчастных случаев из-за того, что окружающий мир более приспособлен для "правшей". Среди двадцатилетних людей "левши" составляют 13% населения, в 50 лет они составляют только 5%, а в 80 лет - лишь 1%.
- 2 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Вернуться