Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Дэвид Шапиро - Невротические стили.

- 4 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Ранний психоанализ оценивал индивидуальную деятельность по-другому. Считалось, что сознательная личность подчиняется либидозным силам29, или же она ограждена от этих сил защитными механизмами (но при этом сама личность остается пассивной). Эриксон пишет:

"Ранний психоанализ... считал, что либидо является основной субстанцией, а индивидуальное эго - лишь защитным буфером, хрупкой прослойкой между либидо и смутным "внешним миром"... Продолжая изучать возможности и структуры либидо, мы не должны приписывать живым людям роль марионеток мифического Эроса - ни ради терапии, ни ради теории."30

Марионеточная теория не следует прямо из изучения инстинктивных влечений и бессознательных сил; скорее, она возникает вследствие недооценки функций эго, а может быть, и сознания. Возможно и то, что эта теория отражает слишком узкое изучение интрапсихических областей, структур и сил. Эта точка зрения существенно изменилась под влиянием современных представлении о деятельности эго, и несомненно будет меняться в дальнейшем, при изучении сознания, внимания, мышления и понимания, намерения, насилия и. т.д. Однако марионеточная концепция и по сей день присутствует в психиатрии и психоанализе, и вопрос пассивности пли активности невротика до сих пор остается открытым.

Следствием этой концепции является, например, определенное искажение значения психологического детерминизма. Психологический детерминизм означает, что невротик находится под властью сил, которые проявляются в его поведении, тогда как он сам становится лишь пассивным наблюдателем. Эта идея присутствует и в анализе исторических (детских) причин поведения. С точки зрения марионеточной концепции, фрагменты истории вторгаются в поведение, минуя актуальные формы деятельности, и человек лишь пассивно наблюдает за своим поведением, оказываясь не более, чем жертвой своей истории. Но я хочу подчеркнуть, что суть заключается не в психологическом детерминизме, исторических причинах или в неосознанных мотивах; суп, в том, что если исходить из этих факторов, окажутся незадействованными сознание и актуальные стили деятельности. С нашей точки зрения, невротик не является беспомощной жертвой своей истории; его мышление и намерение - иными словами, его стиль - были сформированы личной историей и теперь являются составными частями невротической деятельности и заставляют его думать, чувствовать и действовать так, чтобы эта деятельность стала необходимой.

Нам мало дает тот факт, что марионеточная теория очень хорошо разрешает клинические трудности с определенными пациентами: в основном с импульсивными людьми и с алкоголиками, которые говорят нам то же самое, что и эта точка зрения: они - жертвы своих импульсов и "ничего не могут поделать". Слыша подобное, мы смущаемся. В некотором смысле, эти пациенты правы, о том же говорит нам детерминизм; и мы не хотим возлагать на пациентов ответственность за невроз. С другой стороны, мы не можем полностью принять идею об их невиновности и в ответ замечаем, что они не очень сожалеют о том, что с ними делают импульсы. Марионеточная концепция заставляет одних терапевтов вопреки своим ощущениям принимать подобные заявления, другие же терапевты начинают морализировать. Изучение этого стиля даст возможность увидеть, что импульсивные поди действительно при определенных обстоятельствах не могут сопротивляться: "я ничего не могу сделать". Ослабление нормального ощущения воли является одним из аспектов импульсивного стиля.

Я уверен, что общий взгляд на невроз может возникнуть только в результате тщательного изучения невротических стилей. Но при этом хочу еще раз подчеркнуть, что моей целью было изучение этих стилей как таковых. Пусть читатель решит сам, следуют ли эти выводы из приведенных фактов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Это можно проиллюстрировать наблюдением Эскалоны и Хайдер: "Если обратить внимание на изменения в поведении ребенка и ограничиться только изучением стадий от младенчества до - в нашем случае - старшего школьного возраста, можно заметить, что поведение меняется, но сохраняется его стиль и способ адаптации ребенка. (Sibylle К. Escalopa and Grace Heider, Prediction and Outcome [New York; Basic Books, 1959], p.9).

2 Sigmund Freud, "The Predisposition to Obsessional Neurosis" [1913], Collected Papers (New York: Basic Books, 1959), Vol.2, p. 131.

3 Например, Sigmund Freud, "Character and Anal Erotism" [1908], Collected Papers, op.cit., Vol2, pp.45-50; Ernest Jones, "Anal-Erotic Character Traits" [1918], Papers on Psychoanalysis (Baltimor: William Wood, 1938), pp. 531-55; Karl Abraham, "Contributions to the Theory of the Anal Character" [1921], Selected Papers on Psychoanalysis (New York: Basic Books, 1957), pp.370-92.

4 Wilhelm Reich, Character Analysis [1933] (New York: Orgone Institute Press, 1949). 51bid., p. 144

5 Там же, р. 144.

6 Там же, р. 196.

7 Там же, р. 156.

8 В следующем параграфе станет ясно, ч го эта концепция не эквивалентна концепции "вторичной автономии" Хайнца Хартманна (Heinz Hartmann, "Comments on the Psychoanalytic Teory of the Ego", in Ruth S.Fissler et al., The Psychoanalytic Study o/ the Child, Vol.5 [New York: International Universities Press, 1950], pp.74-96].

9 Райх считает, что в развитии форм характера играют роль только инстинктивные факторы - "даже у новорожденного есть свой "характер"" (там же, р. 156) - но, очевидно, это явно просто уступка противоположному взгляду. В то время он считал, что патология характера приобретается, а не наследуется.

10 Там же, р. 146.

11 Heinz Hartmann, Ego Psychology and the Problem of Adaptation (New York:International Universities Press, 1958).

12 Erik H. Erikson. Childhood and Society (New York: Norton, 1950).

13 George S.Klein, "Cognotive Control and Motivation", Assesment of Motives, ed. Gardner Lindzey (New York: Rinehart, 1959), pp. 87-118.

14 Riley Gardner, Philip S. Holzmann, George S. Klein, Harriet Linton and Donald P. Spence, "Cognitive Control: Л Study of Individual Consistencies in Cognitive Behavior", Psychological Issues, 1, Whole No.4 (1959).

15 Hartmann, op. cit., p.14.

16 См. David Rapaport, "Present-Day Ego Psychology", лекция в Сан-Франциско, 1956.

17 Erikson, op. cit., p.65.

18 Nам же, р. 85.

19 Характериологию нельзя рассматривать, как изменение зрелого характера по отношению к его инфантильному прототипу, ибо, согласно Эриксону, развитие это продолжается и после завершения психосексуального развития. Однако для зрелого характера та пли иная фаза может оказаться определяющей.

20 Robert W. White, "Competence and the Psychosexual Stages of Development", Nebraska Symposium on Motivation, ed. Marshall R. [ones (Lincoln: University of Nebraska Press, 1960), pp. 97 - 141.

21 Klein, "Need and Regulation", Nebraska Simposium on Motivation, ed. Marshall R. Jones (Lincoln: University of Nebraska Press, 1954), pp.224-74.

22 George S. Klein, op. cit., p.89.

23 David Rapaport, "Psychoanalytic Theory of Motivation", Nebraska Simposium on Motivation, ed. Marshall R. Jones (Lincoln: University of Nebraska Press, 1960), p.219.

24 Philip Reiff, Frued: The Mind of the Moralist (New York: Viking, 1959).

25 Reiff, op. cit., p.49. Критика Райффа не затрагивает историческую или генетическую точку зрения.

26 Хартманн пишет: "... вполне естественно, что феноменологическое описание деталей ментальных проявлений, к которому мы прежде относились с пренебрежением, оказалось особенно важным в психологии эго" (op. cit., pp.6-7).

27 На этом сделан акцент в теории Альфреда Адлера, в соответствии с которой субъективная важность события зависит от индивидуального "стиля жизни". Но, как я понимаю, понятие "стиль" в данном случае означает способ приспособления, благодаря которому человек достигает своих жизненных целей.

28 Теория "активности" невротической деятельности ясно изложена в терапевтических идеях Хельмута Кайзера. CM.Hellmuth Reiser. "The Problem of Responsibility in Psychoterapy", Psychiatry, 18. No. 3 (1955), 205-211.

29 Эту точку зрения поддерживает известная идея Георга Гроддека: нами "правят" неизвестные и некопгролиру-емые силы. См. Sigmund Freud, The Egо and the Id (London: The Hogarth Press, 1950), p.27.

30 Erikson, op. cit.. p.60.

ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНЫЙ СТИЛЬ

Вильгельм Райх называл компульсивных людей "живыми машинами".1 Такое описание оказывается вполне подходящим, ибо соответствует их субъективному переживанию. Вместе с тем оно является хорошим примером общего формального описания. Данное механическое качество невозможно вывести из инстинктивных импульсов или ментального содержания.

Нам хорошо известны многие формальные характеристики обсессивно-компульсивной деятельности (более простое выражение - невроз навязчивых состояний - В.М.): намного лучше, чем характеристики других невротических состояний. Например, нам знакомо четкое мышление, "ригидность", определенная напряженная активность и т. д. В интеллектуальной области обсессивно-компульсивные личности подают наиболее характерные примеры четких защитных и адаптивных реакций. Однако, если такие черты столь хорошо известны, это вовсе не означает, что они достаточно хорошо понятны и серьезно изучены. Например, я ничего не знаю об исследованиях обсессивно-компульсивной интеллектуальной ригидности, хотя она представляет собой один из самых известных психиатрических феноменов. И это несмотря на то, что обсессивно-компульсивный невроз был очень серьезно исследован на основе динамической теории, то есть на основе теории инстинктивных и контристинктивных сил.

Мной были исследованы следующие три аспекта обсессивно-компульсивного стиля деятельности: (1) ригидность, (2) способ деятельности и искажение переживания автономии, (3) потеря чувства реальности. Первый и третий аспекты связаны, в основном, с познанием и мышлением. Второй связан с активностью, которую мы называем "инстинктивной", и наиболее характерными аспектами субъективного переживания обсессивно-компульсивной личности; этот аспект ближе всего к общему описанию обсессивно-компульсивного стиля жизни.

РИГИДНОСТЬ

Термин "ригидность" часто используется для описания разных характеристик обсессивно-компульсивных людей. Например, он может относиться к неподвижности тела, поведенческому социальному стереотипу или общей тенденции следовать прежним путем, оказавшимся неподходящим или даже абсурдным. Но прежде всего "ригидность" относится к стилю мышления.

Что имеется в виду под ригидностью мышления? Рассмотрим общеизвестный пример: вы вступаете в дискуссию с компульсивной, ригидной личностью, которую можно назвать "догматической". Даже случайный разговор с таким человеком может вызвать сильное раздражение, и на то есть своя причина. Вы не просто встречаете непредвиденное несогласие с вашей точкой зрения. Нет, раздражение возникает от того, что вы не видите ни настоящего согласия, ни обоснованного возражения. О мышлении здесь вовсе говорить не приходится и создается впечатление, что вас просто не слышат и лишь едва обращают внимание. Это можно проиллюстрировать на следующем фрагменте беседы двух человек. Два друга, К и Л, обсуждают, стоит ли К покупать дом.

- 4 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _