Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Шульц Дуан и Синди - Психология и работа

- 51 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Деловые игры

Деловые игры - это имитация сложных производственных ситуаций. Их цель - формирование навыков, необходимых для решения проблем и принятия решений, и тренировка в использовании этих навыков в ситуации, в которой ошибка обучающегося менеджера не будет чревата для организации никакими, в том числе и финансовыми, потерями.

Учащиеся объединяются в команды, каждая из которых представляет некую гипотетическую организацию, работающую в сфере бизнеса. Каждая команда получает исчерпывающую информацию о своей организации, включая информацию о финансах, продажах, рекламных компаниях, уровне производства, персонале и оборотных фондах. Члены команд должны сами организовать свою работу и распределить между собой обязанности и ответственность. В то время как команды обсуждают корпоративные проблемы, наставник оценивает их аргументацию и принятые решения. Он может попросить их обсудить и дополнительные проблемы, которые могут возникнуть в результате принятых ими решений.

Поскольку обсуждаемые проблемы исключительно реалистичны, многие учащиеся демонстрируют искреннюю заинтересованность в делах "своей" виртуальной компании. Необходимость принимать решения по вполне жизненным проблемам в обстановке цейтнота и под давлением, оказываемым конкурентами, позволяет учащимся приобретать необходимый опыт. Для новичков деловые игры могут явиться первым столкновением с теми реальными производственными проблемами и стрессами, с которыми постоянно сталкиваются менеджеры. Подобное реалистичное предварительное знакомство с работой может подсказать некоторым учащимся, что менеджмент - это не их стихия.

Упражнение "Папка руководителя"

Об упражнении, которое называется "Папка руководителя", рассказано в главе 3 как об одной из отборочных процедур. Оно используется также и как метод обучения будущих менеджеров. Каждому учащемуся вручается набор документов: письма, служебные записки, жалобы клиентов, требования работников и прочие бумаги, содержащие изложение типичных проблем, решение которых входит в обязанности менеджера. Для принятия решения по каждой из них учащимся отводится определенное время. Выполнив задания, они встречаются со своими наставниками для обсуждения принятых решений и получают обратную связь - отзыв о том, как выполнено задание.

Ролевые игры

Ролевые игры основаны на том, что обучающиеся менеджменту люди исполняют определенные роли и ведут себя в соответствии с ними так, как считают приемлемым в данной ситуации. Например, учащихся могут попросить представить себе, что они - начальник и подчиненный, обсуждающие не лестные для последнего результаты его аттестации. Они разыгрывают эту сцену перед своими соучениками и преподавателями, которые комментируют их действия. Сначала один из участников инсценировки может выступать в роли начальника, а затем - в роли подчиненного. Занятия можно записывать на видеопленку и затем анализировать. Поначалу многие теряются и чувствуют себя неловко перед группой, однако стоит им только побороть смущение, как они начинают хорошо справляться со своими обязанностями и исполняют свои роли весьма эмоционально.

Ролевые игры могут быть ценным инструментом обучения. Они помогают учащимся понять позиции подчиненных и знакомят их с теми действиями, которых от них ждут, когда они станут менеджерами. Он дает практический опыт и обратную связь как с наставниками, так и с соучениками. Учащиеся получают возможность потренироваться в выполнении действий, релевантных работе, не рискуя - в случае ошибок или ненадлежащих действий - испортить отношения с коллегами.

ВИРТУАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ

Вы видели это в кино. Реактивный истребитель маневрирует рядом с гигантским летающим танкером, заполненным авиационным топливом, то пристраиваясь ему в хвост, то подныривая под него. В это время от хвостовой части танкера отделяется длинный тонкий шланг с воронкой. Летчик, сидящий за штурвалом истребителя, маневрирует до тех пор, пока его топливный бак не причалит к этой небольшой воронке; между тем скорость истребителя - более 500 миль/час. Это называется дозаправкой в воздухе. Трудная, тонкая и опасная операция, научиться выполнять которую обязан каждый пилот, летающий на истребителе.

Лейтенант Чарли Ховард, новоиспеченный 26-летний летчик, впервые пытается выполнить этот маневр. Он посещал лекции, прочитал инструкцию по дозаправке в воздухе, внимательнейшим образом отсмотрел видеопленку, запечатлевшую взгляд пилота, впившийся в воронку, но сейчас ему страшно, и по мере того как сокращается расстояние между ним и чудовищем у него над головой, его страх нарастает.

Он не сводит глаз с воронки. Их разделяют каких-нибудь 20 футов. Он идет на сближение с ней. Внезапно на его истребитель обрушиваются яростные порывы ветра, его подхватывает вертикальный воздушный поток, и Чарли чувствует, как его вдавливает в сидение. Обезумев, он пытается предотвратить столкновение, но поздно: ветер работает быстрее, чем он, и его крошечный самолет врезается в борт танкера.

"Приехали". Голос звучит прямо у него в ухе. "Ты - покойник, Чарли. И все, кто в танкере, тоже. Ладно. Попробуем еще разок".

Чарли Ховард управляет виртуальным воздушным судном, он работает на тренажере - имитаторе полетов, надев на голову специальный шлемофон - источник вполне правдоподобных образов, созданных компьютером. Единственная жертва авиакатастрофы - его самолюбие, и он может повторять этот маневр до тех пор, пока не овладеет им в совершенстве. Только тогда ему разрешат выполнить его на настоящем истребителе.

Американская армия вложила миллионы долларов в компьютерные тренажеры для пилотов, диспетчеров воздушного сообщения и командиров танков, чтобы они могли приобрести необходимые им навыки без риска причинить вред себе или окружающим или вывести из строя дорогостоящее оборудование.

Виртуальная реальность позволяет ученым, создающим тренажеры, учитывать специфические потребности различных родов войск. Психологу американских ВВС Уэсли Риджену принадлежат следующие слова: "Сложные операции можно отрабатывать постадийно. Можно также начинать тренировки с более легких версий имитации, например, исключить ветер из имитации дозаправки, и постепенно - по мере того, как человек будет овладевать основными навыками, - переходить к более сложным версиям".

Наступит день, когда лейтенанту Ховарду придется проводить дозаправку, находясь в реальном истребителе и при вполне реальном ветре, но благодаря усилиям организационных психологов и компьютерным тренажерам к тому времени он уже будет хорошо подготовлен. Он успеет выполнить не одну дозаправку и останется цел и невредим.

Источник: B. Azar. Training is enhanced by virtual reality, APA Monitor, March, 1996.

Тренинг самоконтроля

Тренинг самоконтроля (self-management training) - это обучение человека навыкам, необходимым для того, чтобы контролировать свое собственное поведение. Работники учатся планировать свои действия, ставить перед собой конкретные цели, контролировать свое продвижение к ним, вознаграждать себя за достижение поставленных целей (и наказывать, если они не достигнуты) и вести себя так, как нужно, чтобы достичь их. Согласно результатам одного исследования, тренинг самоконтроля (в течение 4 недель по одному 2-часовому занятию в неделю) значительно повысил производительность труда 60 продавцов полисов страхования жизни, работа которых прежде не соответствовала стандартам компании, и их веру в себя. Эти позитивные последствия тренинга сохранялись на протяжении всех 12 месяцев, в течение которых проводилось исследование (Frayne & Geringer, 2000).

Моделирование поведения

Подход к обучению менеджменту, основанный на моделировании поведения, заключается в том, что учащимся предлагают моделировать свое поведение по образам, соответствующим исключительно успешному исполнению должностных обязанностей, или подражать этим образцам. Это весьма популярный способ обучения навыкам межличностных отношений и лидерским навыкам, обычно реализуемый с группами супервизоров или менеджеров численностью от 6 до 12 человек. Продолжительность курса обучения до 4 недель, занятия проводятся раз в неделю и продолжаются от 2 до 4 часов. В промежутке между занятиями учащиеся работают на своих рабочих местах, используя на практике полученные знания, что обеспечивает их обратной связью "снизу вверх" - информацией от подчиненных.

Типичное занятие проходит следующим образом. Следуя заранее подготовленному сценарию, инструктор предваряет занятие вступительным словом. Затем группа смотрит видеопленку, на которой запечатлен менеджер, общающийся с подчиненным именно так, как это положено в данной ситуации, а ситуация может быть любой - она может быть связана с обсуждением плохой работы подчиненного, его прогулами или аморальным поведением.

Затем учащиеся тренируются - они учатся вести себя так, как вела себя "модель" - менеджер на видеопленке. Учащихся не просят исполнять роль, их задача - имитировать реальное поведение, которое они будут демонстрировать на рабочем месте, то самое поведение, которое демонстрировала "модель". Наставник и другие учащиеся обеспечивают его/ее обратной связью, т. е. сообщают, насколько похоже он/она имитируют "модель", и в чем его/ее поведение отличается от поведения "модели". Подобное социальное подкрепление помогает учащемуся поверить в свою способность действовать именно так, как положено.

Навыки межличностного общения и лидерские навыки, приобретенные благодаря моделированию поведения, будут прямо перенесены на рабочее место. Поскольку представленная на пленке ситуация "менеджер-подчиненный" представляет собой реальную рабочую коллизию, усвоенные навыки будут использоваться на работе. А это значит, что моделирование поведения как метод обучения в высшей степени релевантен требованиям, предъявляемым должностными обязанностями, благодаря чему повышается заинтересованность учащихся в овладении теми навыками, которым их обучают, и в их практическом использовании.

Информация, полученная от организаций, которые используют моделирование поведения в своих программах обучения, свидетельствует об эффективности этого метода как средства повышения морального уровня персонала, улучшения отношений с покупателями, увеличения числа продаж, уменьшения абсентизма, повышения квалификации супервизоров, повышения производительности труда и улучшения качества готовой продукции и уменьшения противодействия персонала переменам.

Индивидуальный тренинг менеджеров

Индивидуальный тренинг менеджеров - новый метод обучения менеджменту, заключающийся в том, что усилия наставника, или тренера, работающего с одним человеком, направлены на усовершенствование какого-то одного конкретного аспекта деятельности последнего. Не способен выступить с речью? Не умеешь пользоваться Интернетом? Коллеги и подчиненные считают, что ты недостаточно коммуникабелен? Ищи тренера!

- 51 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _