Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Шульц Дуан и Синди - Психология и работа

- 10 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Студенты колледжа как испытуемые. Проблема искусственности усугубляется еще тем, что большинство исследований по организационной психологии проводится в университетах с участием студентов колледжей в качестве испытуемых. Обзор публикаций пяти важнейших журналов свидетельствует о том, что 87 % исследований выполнено с их участием. Большая часть исследований, в которых сравниваются характеристики и поведение "студенческой" и "нестуденческой" выборок, свидетельствуют о существенной разнице между ними. Например, опытные менеджеры, работающие в сфере бизнеса, и студенты колледжа по-разному выполнили одно и то же задание: оценить претендентов на должность менеджера: студенты оценивали их значительно выше, чем менеджеры, и считали, что они заслуживают более высокой стартовой зарплаты.

Иными словами, студенты колледжа могут вести себя не так, как ведут себя рабочие или менеджеры в реальных производственных условиях, и эти отличия делают результаты исследований, выполненных с их участием, лишь "ограниченно годными". Хотя некоторые организационные психологи утверждают, что результаты исследований, проведенных в университетских лабораториях, можно использовать для решения проблем общего характера, связанных с трудовыми ресурсами и организациями, их оппоненты придерживаются иного мнения: они полагают, что различия слишком велики, а потому выводы общего характера следует делать с большой осторожностью.. Чтобы результаты исследований, рассмотренные в данной книге, оказались максимально полезными для читателей, речь в первую очередь пойдет об исследованиях, выполненных в реальных производственных условиях с участием работников и менеджеров.

Методы проведения психологических исследований

Организационные психологи, проводящие исследования в реальных производственных условиях, пользуются несколькими методами. Выбор наиболее подходящего из них - одна из важнейших задач, которую необходимо решить ученому, приступающему к реализации исследовательской программы. В большинстве случаев выбор метода определяется природой проблемы, которую предстоит изучить. Ниже мы расскажем об экспериментальном методе, о методе, основанном на наблюдении за поведением в естественных условиях, о методе, основанном на проведении опросов, и о методе, основанном на использовании Интернета.

Концепция экспериментального метода проста, однако реализовать его на практике нелегко. Целью эксперимента является определение влияния какого-либо параметра на действия или поведение изучаемых людей (называемых "испытуемыми" или "участниками эксперимента").

Психологи, проводя эксперимент, имеют дело с двумя разными переменными. Одна из них - стимул, или независимая переменная, и эксперимент проводится для изучения ее влияния на действия или поведение испытуемых. Вторая переменная - это сами действия или поведение испытуемых, она называется зависимой переменной, поскольку зависит от стимула. Обе переменные доступны объективному наблюдению, измерению и могут быть зафиксированы.

Планирование эксперимента

В качестве примера рассмотрим следующий эксперимент. Менеджмент озабочен низкой производительностью труда группы рабочих, занятых на сборке телевизионных приемников. Организационных психологов, работающих в компании, просят подумать над тем, как можно увеличить производительность их труда. Психологи начинают с того, что рассматривают ряд факторов, которые могут быть причиной низкой производительности труда; к их числу относятся маленькая заработная плата, недостаточная квалификация, не пользующийся уважением супервизор, устаревшее и ненадежное оборудование. Однако после изучения рабочего места психологи высказывают предположение о том, что проблема возникла из-за его плохого освещения, и планируют экспериментальную проверку своей гипотезы.

В этом эксперименте обе переменные легко идентифицируются и измеряются. Независимая переменная - это уровень освещенности, стимульная переменная, которую психологи во время эксперимента будут увеличивать, чтобы определить ее влияние. Зависимая переменная - реакция рабочих, в данном случае - производительность их труда, изменяющаяся в зависимости от уровня освещенности.

Психологи позаботились о том, чтобы рабочее место было оборудовано дополнительными источниками света, и оценили производительность труда до начала эксперимента и спустя две недели после того, как они были включены. До начала эксперимента каждый рабочий собирал в среднем по три телевизора, а через две недели - в среднем по восемь телевизоров в час, т. е. производительность труда сборщиков значительно возросла.

Почему это произошло? Можно ли сказать, что изменение зависимой переменной (производительности труда) стало результатом изменения независимой переменной (уровня освещенности)? Нет. На основании приведенного выше описания эксперимента этот вывод сделать нельзя.

Откуда мы знаем, что производительность труда увеличилась именно в результате увеличения освещенности, а не по какой-либо другой причине? Что, если в течение этих двух недель менеджер был более внимателен к рабочим, ибо знал, что за всем происходящим на его участке наблюдают психологи, работающие в компании? Может быть, сборщики трудились более усердно, думая, что их собираются уволить? Может быть, благодаря солнечной погоде у них было хорошее настроение или все дело в Хоторнском эффекте, т. е. в том, что на рабочем месте появилось нечто новое и была нарушена привычная монотонность труда. Производительность труда могла возрасти по многим причинам, но психолог должен быть уверен в том, что на поведение испытуемых не повлияло ничто, кроме стимуляции, интенсивность которой изменялась.

Контроль. Описанный выше эксперимент лишен важного признака научного метода, а именно контроля. Контроль за экспериментальными условиями дает нам уверенность в том, что любое изменение реакции испытуемых является исключительно следствием изменения независимой переменной. Чтобы реализовать это важное требование и обеспечить надежный контроль, психологи работают с двумя группами испытуемых - с экспериментальной группой, в состав которой входят испытуемые, подвергающиеся воздействию независимой переменной, и с контрольной группой. Экспериментальная и контрольная группа должны быть по возможности идентичны друг другу во всех отношениях, за исключением одного: контрольная группа не подвергается воздействию независимой переменной.

Следовательно, для того чтобы наш эксперимент соответствовал всем требованиям, предъявляемым к научному эксперименту в психологии, мы должны разделить сборщиков телевизоров на две группы и оценить производительность труда членов обеих групп до начала проведения эксперимента и после его завершения. Производительность труда контрольной группы служит своего рода стандартом, с которым сравнивают производительность труда экспериментальной группы после окончания эксперимента.

Если группы рабочих идентичны и если производительность труда членов экспериментальной группы по окончании эксперимента значительно превосходит производительность труда членов контрольной группы, мы вправе сделать вывод о том, что увеличение производительности труда стало результатом увеличения уровня освещенности рабочего места. Такие внешние факторы, как погода, поведение супервизора или Хоторнский эффект, не сказались на поведении испытуемых. В противном случае, т. е. если какое-либо одно из этих обстоятельств повлияло бы на их действия, то в производительности труда членов обеих групп произошли бы одинаковые изменения.

Отбор участников эксперимента

Контрольная и экспериментальная группы должны быть по возможности максимально идентичны. Добиться этого можно, используя один из двух способов их комплектования - на основе случайной выборки или по принципу соответствия.

Способ комплектования групп на основе случайной выборки предполагает отсутствие какого-либо критерия при отборе испытуемых в контрольную и в экспериментальную группы. Применительно к нашему конкретному эксперименту это означает, что если в компании работают 100 сборщиков телевизоров, то их произвольно делят на две группы по 50 человек в каждой. Поскольку попадание работника в контрольную или в экспериментальную группу - дело случая, можно предположить, что группы в основном идентичны. Такие способные влиять на зависимую переменную параметры, как возраст или производственный стаж, практически равномерно распределены между обеими группами, поскольку ни один из них не принимался во внимание при включении работников ни в одну из них.

Когда же группы комплектуются по принципу соответствия, их идентичность обеспечивается тем, что входящие в них испытуемые соответствуют друг другу по характеристикам, способным влиять на производительность труда (на зависимую переменную). Применительно к нашему примеру это значит, что среди сборщиков нужно найти двух ровесников, имеющих сопоставимый производственный стаж, одинаковые рейтинги, выставленные супервизором, и примерно одинаково развитых, и поместить одного из них в экспериментальную группу, а второго - в контрольную. Таким образом будет достигнута максимально возможная идентичность этих групп.

Желательно использовать именно последний способ комплектования экспериментальной и контрольной групп, хотя он трудоемкий и дорогой. Чтобы отобрать достаточное число пар, контингент потенциальных участников эксперимента должен быть весьма многочисленным. К тому же довольно трудно найти людей, сопоставимых более чем по одному параметру. Непросто подобрать пары, руководствуясь одним только производственным стажем, а когда речь идет о соответствии нескольких характеристик, проблема становится практически не решаемой.

Исследование, проведенное в полевых условиях: влияние обучения на текучесть кадров и производительность труда

[3]

В качестве классического примера типичного эксперимента рассмотрим исследование, выполненное с участием операторов швейных машин на фабрике по производству дамского белья. Менеджеры обратились к психологу-консультанту с просьбой ответить на вопрос, почему в течение одного года 68% швей уволились по собственному желанию. Проведя опрос среди операторов, изучив их отношение к работе и проинтервьюировав супервизоров, психолог предположил, что высокая текучесть кадров вызвана недостаточной подготовкой операторов.

Чтобы изучить влияние организации обучения на текучесть кадров и производительность труда, психолог разработал план соответствующего исследования. Обратите внимание на то, что причиной, побудившей менеджмент прибегнуть к помощи психолога, стало большое число уволившихся по собственному желанию операторов. Готовясь к проведению эксперимента, целью которого была проверка его гипотезы относительно причины этого явления, психолог понял, что, выполнив небольшую дополнительную работу, можно получить информацию и о второй зависимой переменной - о производительности труда.

Испытуемые и план проведения эксперимента. Участниками эксперимента стали 208 женщин-операторов, работавших на фабрике первый год и принятых в качестве учениц. Зависимыми переменными были: 1) текучесть кадров - процент операторов, уволившихся в течение первых 40 дней с момента поступления на работу; 2) производительность труда - дневная выработка в первые 40 дней работы на фабрике. Период времени, равный 40 дням, был выбран психологом потому, что из материалов, предоставленных ему компанией, следовало, что большинство операторов уволились именно в первые 40 дней. Зависимые переменные легко поддавались наблюдению, измерению и могли быть точно зафиксированы.

- 10 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _