Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Шульц Дуан и Синди - Психология и работа

- 9 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Fraser J. A. Whitecollar sweatshop: The deterioration of work and its rewards in corporate America. (2001). New York: Norton. Мрачный групповой портрет, изображающий работающих американцев как вконец измученных людей, вовлеченных в гонку, которую они не в состоянии выиграть. Вину за это автор возлагает на увеличивающуюся продолжительность рабочего дня, на страх перед увольнением и заменой временным работником, на уменьшающиеся выплаты по акциям, принадлежащим работникам, а также на порочные технологии, которые не оставляют работника в покое даже дома.

Lookout Media & Westerdahl J. (1999). Nice Job - The guide to cool, odd, risky, and gruesome ways to make a living. Berkeley, CA: Ten Speed Press. Описание различных весьма нестандартных работ, включая такие, как составитель ароматических добавок для мороженого, исполнитель роли Санта Клауса в супермаркете и модель, демонстрирующая определенные предметы туалета. Автор описывает должностные обязанности этих людей, получаемые ими компенсации, предъявляемые к ним требования, положительные стороны их труда и профессиональный риск.

Lowman R. L. (Ed.). (1998). The ethical practice of psychology in organizations. Washington, DC: American Psychological Association. Книга, в которой описаны примеры из профессиональной практики организационного психолога, иллюстрирующие различные аспекты его деятельности.

Sternberg R. J. (Ed.). (1997). Career paths in psychology: Where your degree can take you. Washington, DC: American Psychological Association. Известные психологи, карьеры которых сложились поразному, делятся своими впечатлениями о том, как складывается их типичная рабочая неделя, и дают советы тем, кто готов пойти по их стопам.

Tenopyr M. L. (1992). Reflections of a pioneering woman in industrial psychology. Professional Psychology: Research and Practice, 23, 172-175. Мэри Тенопир руководила в компании AT&T работой по отбору персонала и психологическому тестированию. Известный специалист, внесший заметный вклад в развитие организационной психологии, она описывает свою карьеру и роль женщин в бизнесе.

Глава 2. Методы, инструменты познания и тактика

Зачем нужно изучать методы проведения психологических исследований?

Понятно, что исследования в области организационной психологии чрезвычайно важны для работодателей и наемных работников, но какое значение они имеют лично для вас? Зачем вам нужно знать, каким образом психологи накапливают и анализируют информацию? Не собираясь становиться организационным психологом, вы, тем не менее, скорее всего будете вынуждены соприкоснуться с результатами исследований организационных психологов. Как потенциальному менеджеру вам придется сотрудничать с психологами при решении различных проблем менеджмента, и именно вы будете нести ответственность за решения, принятые на основании рекомендаций работающего в компании психолога или психолога-консультанта, приглашенного ею.

Представьте себе, что именно на вас лежит ответственность за внедрение новой технологии производства цветных мониторов для компьютеров. Необходимо спроектировать и создать современное производство, и одна их стоящих перед вами задач - облегчение перехода от старой технологии к новой.

Вам следует помнить о разных аспектах этой проблемы. Как отреагируют рабочие на то, что должны привыкать работать по-новому? Достаточно ли у них ресурсов для того, чтобы освоить новое оборудование и поддерживать качество готовой продукции на высоком уровне? Понадобится ли переучивать персонал? Если да, то как и где следует организовать эту переподготовку? Как новая технология повлияет на состояние техники безопасности в компании? Это всего лишь некоторые из тех вопросов, на которые вам придется ответить. Если вы примете неверное решение, и вам, и вашей компании придется дорого заплатить за это.

Используя информацию, полученную в результате проведения психологических исследований, организационные психологи могут помочь вам. Но чтобы быть в состоянии оценить их совет или рекомендации, вы должны знать, как именно они изучали проблему и пришли к тем выводам, которые предлагают вашему вниманию. Не исключено также, что именно вам придется решить, стоит ли программа исследований того, чтобы тратить на нее время и деньги. Знания о методах проведения психологических исследований позволит вам принять наиболее правильное решение.

Излагая материал этой главы, мы не ставим перед собой цели научить вас проводить психологические исследования, но хотим познакомить с требованиями, предъявляемыми научным подходом, и с его возможностями и методами. Используя научный метод для решения проблем, которые нередко решаются с помощью интуиции или умозрительно, организационная психология вносит существенный вклад в усовершенствование менеджмента и в улучшение производственных показателей. Понимание этих инструментов познания даст вам уверенность в том, что для решения конкретных задач, стоящих перед вашей организацией, они использовались надлежащим образом.

Требования, предъявляемые к исследованию в области психологии

Основные требования, предъявляемые к научному исследованию, - это объективность наблюдения, контроль и возможность воспроизведения и проверки его результатов.

Объективность наблюдения. Основным требованием и принципиальной особенностью научного исследования в любой отрасли знания является объективность наблюдения. В идеале исследователи делают свои выводы, основываясь на результатах объективных наблюдений, трактуемых ими без какой бы то ни было предвзятости. Так, решая использовать какой-то конкретный тест, метод обучения или определенную организацию рабочего места, психолог не имеет права руководствоваться ни личными пристрастиями, ни рекомендациями признанного авторитета в данной области, ни даже результатами ранее проведенного исследования. Его решение должно базироваться на объективной оценке обстоятельств данной конкретной ситуации.

Контроль. Второе требование к психологическому исследованию заключается в том, что наблюдения должны быть систематичными и хорошо контролируемыми. Условия, при которых проводится объективное наблюдение, следует выбирать так, чтобы исследователю был известен каждый фактор, способный повлиять на конечный результат. Так, если мы изучаем влияние музыкального фона на производительность труда работников, вводящих информацию в компьютерные базы данных, мы должны таким образом контролировать условия проведения эксперимента, чтобы на его результат не смог повлиять ни один другой фактор, кроме музыки.

Воспроизводимость результатов и возможность их проверки. Объективность наблюдения и систематичный контроль обеспечивают выполнение третьего требования, предъявляемого к научным исследованиям, - воспроизводимость его результатов и возможность их проверки. Если эксперимент проведен в строго контролируемых условиях, их может воспроизвести любой исследователь, работающий в другом месте и в другое время. Результаты исследований, подтвержденные другими учеными, заслуживают большего доверия. Подобная воспроизводимость результатов возможна лишь при тщательно контролируемых условиях. Следовательно, для воспроизводимости результатов любого психологического исследования, независимо от того, в какой обстановке оно проводилось, необходимы тщательное планирование и контроль за условиями его проведения.

ОНЛАЙН!

Более подробная информация о методах проведения психологических исследований представлена на сайте www.methods.fullerton.edu.

Что ограничивает возможности психологических исследований?

Реализация программы психологического исследования даже в университетской лаборатории сопряжена с преодолением многочисленных трудностей, а при проведении исследований в реальных условиях производства или офиса количество трудностей и проблем многократно увеличивается.

Не все типы поведения доступны изучению. Одна из очевидных причин ограниченности использования психологических исследований - это то, что исследовательский метод не может быть применен для решения всех проблем. Например, социальные психологи не могут изучить в контролируемых условиях поведение людей во время массовых беспорядков. Точно так же в промышленности невозможно провести систематичное изучение безопасной эксплуатации какого-либо механического приспособления, способного при определенных условиях причинить вред работнику. Существует определенный предел риска, на который можно просить людей пойти в интересах науки.

Наблюдение за поведением может изменить его. Вторая проблема заключается в том, что сам факт наблюдения за поведением испытуемых во время эксперимента может вмешаться в действия последних. Например, если при проведении изучения удовлетворенностью работой сотрудников просят пройти личностное тестирование, они могут преднамеренно исказить реальную картину, либо потому что не желают отвечать на вопросы личного характера, либо потому что не любят своего шефа, либо потому что им не нравится психолог, проводящий исследование. В качестве другого примера рассмотрим изучение влияния шума реактивных двигателей на производительность труда механиков, обслуживающих самолеты. Если механикам известно, что за ними наблюдают, они нарочно могут начать работать быстрее или медленнее, чем обычно.

Хоторнский эффект. Иногда поведение работника изменяется только потому, что на его рабочем месте появилось нечто новое. Психологи впервые столкнулись с этим феноменом во время проведения Хоторнских исследований, что и определило данное ему название - Хоторнский эффект. В главе 1 мы рассказали о том, что наряду с прочими проблемами во время проведения Хоторнских исследований изучалось влияние увеличения освещенности рабочего места на производительность труда. По мере увеличения уровня освещенности производительность труда возрастала и осталась высокой даже тогда, когда уровень освещенности заметно понизился. Казалось, производительность труда вообще не зависит от уровня освещенности. На производительность труда повлиял сам факт появления чего-то нового на рабочем месте, сама перемена как таковая. Организационный психолог, проводящий исследование, должен определить, является ли наблюдаемое им изменение поведения участников эксперимента следствием изменения изучаемых условий работы, или не связано с ними и представляет собой реакцию на само новшество.

Исследования, проводимые в лабораторных условиях. Некоторые исследования приходится проводить в искусственных условиях. Менеджеры могут не разрешить организационному психологу экспериментировать на сборочном конвейере или в офисе, и он вынужден проводить свои исследования не в реальных условиях, а в обстановке, имитирующей реальный производственный процесс. Результаты такого исследования отражают поведение в ситуации, не идентичной рабочей обстановке, в которой их предполагается использовать. Подобная искусственность результатов уменьшает их практическую значимость.

- 9 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _