Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Шульц Дуан и Синди - Психология и работа

- 8 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Оценка результативности труда персонала (глава 5). На протяжении всей вашей карьеры время от времени эксперты будут оценивать результативность вашего труда. Решения о продвижении по службе, увеличении заработной платы, переводе на другую работу или об увольнении будут приниматься на основании результатов этих оценок. Жизненно необходимо, чтобы эти решения были как можно более объективными и справедливыми и не зависели от личных симпатий или антипатий вашего непосредственного начальника. Организационные психологи разработали способы оценки результативности самых разных видов деятельности. Поскольку ваша будущая удовлетворенность работой и стабильность вашего положения зависят от этих оценок, важно, чтобы у вашей компании была приемлемая и объективная система оценки результатов вашего труда.

Обучение персонала и повышение его квалификации (глава 6). Фактически каждый новый работник в той или иной форме проходит производственное обучение. Неквалифицированных рабочих нужно научить конкретным операциям, которые им предстоит выполнять; кроме того, может возникнуть необходимость привить им полезные для работы навыки. Квалифицированных рабочих, поменявших работу, нужно обучить подходам и процедурам, используемым его новым работодателем. Потребность в обучении возникает и тогда, когда изменяется технология производства. По мере того как усложняется техника, а жизнь организации становится более динамичной, возрастают потребность как в способных к обучению работниках, так и в тех, кто может их обучать, а также роль и тех и других.

Лидерство в организации (глава 7). Одна из важнейших задач индустрии - отбор, обучение и специальная подготовка эффективных руководителей. Эта проблема важна для вас по двум причинам. Во-первых, как работник вы будете трудиться под началом менеджера или супервизора и ваша удовлетворенность работой будет зависеть от стиля его (или ее) руководства. Во-вторых, поскольку большинство руководителей бизнеса - выпускники колледжей, весьма вероятно, что на протяжении своей карьеры вы поработаете менеджером какого-либо звена. Психологов также интересуют лидерские способности в различных ситуациях и влияние различных стилей руководства на подчиненных. Для успешного развития любой организации необходимо, чтобы лидерами становились наиболее компетентные люди и чтобы они использовали свои лидерские навыки наиболее эффективным способом.

Мотивация, удовлетворенность работой и вовлеченность персонала в жизнь организации (глава 8). Мотивация персонала, его удовлетворенность работой и преданность организации имеют решающее значение для любой компании. На мотивацию, удовлетворенность работой и отношение к организации влияют многие аспекты производственной обстановки, включая качество руководства, возможности продвижения по службе, состояние техники безопасности, а также физический и моральный климат. Негативные стороны работы могут стать причиной таких нежелательных явлений, как абсентизм, текучесть кадров, низкая производительность труда, частые несчастные случаи и жалобы со стороны персонала. Задача организационных психологов - выявить и изменить условия, способные ухудшить качество рабочей жизни, раньше чем они успеют причинить серьезный моральный и материальный ущерб персоналу и работодателям.

Организационная психология (глава 9). Большинство людей работают в коллективах. Где бы мы ни работали - в учебном заведении, в универсальном магазине или в компании, создающей компьютерные программы, - мы имеем дело с определенным организационным климатом или с определенной организационной культурой. Термином "организационная культура" обозначается формальная структура организации и ее политика, природа существующего в ней лидерства и неформальных групп, объединяющих работающих в ней людей. Неформальные группы могут диктовать нормы и правила поведения, отличные от тех, которые соответствуют политике организации.

Условия работы (глава 10). Физическая обстановка, в которой работает персонал, была первым объектом внимания организационных психологов. Детальному изучению подверглось влияние организации работы и освещенности рабочих мест, температуры воздуха в рабочих помещениях, уровня шума и продолжительности рабочего дня. Позднее организационные психологи переключили свое внимание на более сложные социальные и психологические условия работы. Психологический климат на производстве, включая такие влияющие на него факторы, как усталость работников и монотонность труда, могут оказаться более важными, чем температура или влажность воздуха, поскольку реакция на психологические параметры более индивидуализирована, нежели реакция на физические параметры.

Безопасность и здоровье персонала (глава 11). Несчастные случаи на производстве не только имеют трагические последствия для людей, ставших их жертвами, но и причиняют огромный финансовый ущерб организациям, убытки которых за счет потерь рабочего времени, выплат компенсаций, а также поиска, отбора и обучения новых работников исчисляются миллиардами долларов. Поскольку большинство несчастных случаев - результаты ошибок, совершенных людьми, именно организационные психологи играют ведущую роль в снижении уровня аварийности производств. Велика их роль также в борьбе с употреблением алкоголя и наркотиков и с проявлениями жестокости в организациях.

Стресс, вызванный условиями работы (глава 12). Стресс, вызванный условиями работы, оказывает огромное влияние на физическое состояние человека и его психическое здоровье. Он может препятствовать нормальному исполнению служебных обязанностей и способен стать причиной серьезной болезни. Многие компании пытаются бороться со стрессами и с их последствиями с помощью специальных консультативных программ и реорганизации рабочих мест, целью которой является улучшение условий труда.

Инженерная психология (глава 13). Дизайн орудий труда и оборудования, необходимых для выполнения тех или иных производственных операций, имеет самое непосредственное отношение к физическим условиям труда, к мотивации работника и к его моральному состоянию, а также к безопасности труда. По мере усложнения техники, используемой в промышленности, на транспорте и в сфере услуг, возрастают и требования к людям, управляющим ею. Именно от специалиста по инженерной психологии зависит создание такого оборудования, которое наилучшим образом подходило бы обслуживающему его человеку, а для этого необходимо учитывать как сильные, так и слабые стороны обоих - и человека, и машины.

Психология потребителя (глава 14). Работа специалиста в области психологии потребления важна для вас в том случае, если вы работаете в компании, производящей и продающей товары широкого потребления и услуги, а также если вы хотите быть толковым и знающим покупателем. Психологи участвуют в проведении маркетинговых исследований, в определении эффективности рекламных компаний и в анализе мотивации и потребностей покупателей.

Выводы

Работа дает человеку возможность проявить себя - это источник самоуважения, она определяет ваш социальный статус и удовлетворяет вашу потребность в принадлежности к какой-либо определенной социальной группе. Организационная психология - это наука, использующая методы, факты и принципы науки о поведении и психических процессах для объяснения того, что происходит с людьми на работе. Психология, будучи наукой, использует наблюдения и эксперимент и имеет дело с такими проявлениями поведения людей, которые доступны объективному наблюдению.

Организационная психология зародилась в начале ХХ века и формировалась под влиянием двух мировых войн. Принципиальные изменения в организационной психологии произошли под влиянием результатов Хоторнских исследований, проведенных в 1920-1930х годах и приведших к осознанию роли социальных и психологических факторов в поведении работающего человека. Инженерная психология возникла вследствие появления в период Второй мировой войны принципиально новых и сложных видов вооружения. Развитие организационной психологии в послевоенный период - следствие заботы о моральном климате, в котором работает персонал той или иной организации.

Стимулами для дальнейшего научного прогресса в этой области знания стали появление виртуальных рабочих мест и виртуальных работников, потребность в людях, обладающих принципиально новыми навыками, неоднородность рынка труда и изменение характера самой работы.

Чтобы иметь право работать в качестве организационного психолога, достаточно иметь степень магистра, однако докторская степень позволит вам претендовать на более высокую должность. Организационные психологи, работающие в различных организациях, сталкиваются с рядом проблем, возникающих отчасти из-за потребности в их услугах, в частности с результатами деятельности людей, не имеющих достаточной подготовки, а потому дискредитирующих профессию организационного психолога, с трудностями, возникающими при "переводе" жаргона специалистов-психологов на язык, понятный менеджерам, с нежеланием менеджеров и работников изменять устоявшийся порядок вещей и работать по-новому, а также с необходимостью сочетать проведение серьезных и продолжительных исследований с выдачей рекомендаций по вопросам, решение которых не терпит отлагательства.

В последующих главах будут рассмотрены вопросы, которыми занимаются организационные психологи: поиск и отбор персонала, психологическое тестирование, оценка эффективности труда персонала, обучение и продвижение по службе, лидерство, мотивация и удовлетворенность работой, условия труда, в том числе вопросы техники безопасности и способы предотвращения возникновения стрессовых ситуаций, инженерная психология и психология потребителя.

Ключевые слова

Индустриально-организационная (организационная) психология (Industrial-organizational psychology)

Хоторнские исследования (Hawthorn studies)

Дополнительная литература

Graduate study in psychology: 2000 edition. (2000). Washington, DC: American Psychological Association. В книге представлена информация о более чем 500 факультетах, на которых можно получить ученую степень по психологии. Кроме того, содержатся сведения о программах обучения, о требованиях к поступающим, финансовой помощи студентам, о плате за обучение и об условиях проживания. Электронный адрес, по которому также можно познакомиться с этой книгой, - www.apa.org/gradstudy/.

The science and practice of industrial and organizational psychology. Survey of graduate programs in industrial-organizational psychology and organizational behavior. В этих двух брошюрах, подготовленных к печати Ассоциацией индустриальных психологов и психологов, изучающих психологию организации производства, описаны теоретические и практические аспекты организационной психологии и программы подготовки магистров организационной психологии. Ассоциация высылает копии. Запросы направлять по адресу: Administrative Office, PO Box 87, Bowling Green, OH 43402-0087.

Bowe M., & Streeter S. (2000). Gig: Americans talk about their jobs at the turn of the millennium. New York: Crown. Более 125 человек, в том числе известный кинопродюсер и уборщик улиц, описывают свою работу и то, как они ее получили.

- 8 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _