Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Шульц Дуан и Синди - Психология и работа

- 5 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Изменяющийся технологический процесс и навыки работников

Радикальные перемены, коснувшиеся очень многих рабочих мест, стали следствием достижений микроэлектроники - появления программ подготовки и редактирования текста, компьютеров и роботов. Результат проведенного недавно опроса 205 организационных психологов, которые отвечали на вопрос: "Какая из современных тенденций, проявляющихся при организации рабочих мест, окажет, по вашему мнению, наибольшее влияние на организационную психологию?", - ошеломляет: 72 % респондентов назвали развитие Интернет-технологий (Waclawski & Church, 2000).

Современное производство - это автоматизированное производство, насыщенное сложным оборудованием, выполняющим те операции, которые прежде выполнял человек. Большинство клерков в наши дни используют в своей работе сложную оргтехнику, которая исключает выполнение малоквалифицированной канцелярской работы. Современные рабочие и служащие должны быть технически грамотными людьми, способными разбираться в системах и в процессах, неизвестных их предшественникам. Компьютеры, факсы, модемы, сотовые телефоны, электронные записные книжки, электронная почта и Интернет изменили характер операций, выполняемых на многих рабочих местах, и создали такие рабочие места, которых раньше не было.

Некоторые компании используют электронную технику как один из способов поощрения своих работников. Например, и Ford, и Delta Airlines обеспечивают своих сотрудников как работающих в офисах и на складах, так и занятых на производстве, домашними компьютерами и принтерами и бесплатным доступом в Интернет.

Вследствие уменьшения удельного веса ручного труда и высоких требований современных технологий малообразованным мужчинам и женщинам, не владеющим компьютерной грамотностью, становится все труднее найти работу. К 2006 году потребность американского рынка труда в неквалифицированной рабочей силе составит всего 12 %, т. е. за 20 лет она уменьшится на 5 %.

Представьте себе работу докеров. Когда-то считалось, что им нужен не столько ум, сколько физическая сила. В 1969 году разгрузкой 900-футовой баржи 500 человек занимались в течение 3 месяцев. Сегодня благодаря автоматике 10 докеров разгружают контейнеровоз за сутки. В 1969 году Международная ассоциация докеров насчитывала 27 000 членов, к 2000 году в ней осталось всего 2 700 человек, и теперь им нужны для работы такие знания и умения, о которых 30 лет тому назад никто и понятия не имел, например знание компьютеризированной системы обработки грузов.

Около 25 миллионов американцев старше 17 лет практически неграмотны, т. е. они настолько плохо владеют навыками чтения и письменной речи, что не в состоянии заполнить анкеты поступающих на работу. Они не знают и арифметики. Результаты одного исследования, проведенного с участием группы американцев в возрасте от 21 до 25 лет, свидетельствуют о том, что только 34 % белых, 20 % испанцев и 8 % афроамериканцев правильно назвали сумму сдачи, которая должна быть получена при расчете по ресторанному чеку, включавшему две позиции.

Работодатели считают, что становится все труднее найти работников, обладающих базовыми знаниями, необходимыми для овладения многими не слишком сложными специальностями. Чтобы отобрать 2000 человек, способных научиться выполнять работу, не требующую даже среднего образования, телекоммуникационной компании, расположенной на северо-востоке США, пришлось проинтервьюировать и протестировать 90 000 заявителей. По данным компании General Motors, рабочие, плохо умеющие читать, писать и плохо знающие арифметику, с трудом справляются с обучающими программами, которые проводятся один раз в несколько лет для повышения их квалификации и для ознакомления рабочих с новыми технологиями.

ВРЕМЕННО ВАШ

Десять лет тому назад я устроился на работу - раскладывать документацию по конвертам. Это была вынужденная мера: я только что закончил колледж и не имел ни малейшего понятия о том, как мне распорядиться своей жизнью, но кредиторы, которые финансировали мое обучение в колледже, не сочувствовали моему экзистенциальному кризису. Место свое я получил через агентство, нанимавшее на временную работу. За то, что я запихивал в коричневато-желтые конверты документацию компании, мне платили 7,25 доллара в час. Меня хватило на один день. С тех пор само понятие "временная работа" изменилось неузнаваемо...

Количество людей, занятых на временной работе, возросло отчасти потому, что работодатели стали более осмотрительными и не спешат связывать себя какими бы то ни было обязательствами. "Прежде чем нанимать людей, они хотят понять, с кем имеют дело", - сказал Джеймс Эсси, президент группы, занимающейся временным персоналом компаний, расположенных в Манхэттене (Нью-Йорк). Многие компании предпочитают временных работников еще и потому, что не обязаны обеспечивать их всеми льготами или могут вообще не давать им никаких льгот.

Однако непостоянство свойственно не только работодателям. Многие молодые люди последовательно меняют несколько мест работы, отказываясь вступать в серьезные отношения с какой-либо организацией до тех пор, пока не поймут, что она представляет собой на самом деле. "Вы присматриваетесь друг к другу, как в гражданском браке, - сказала Джорджия Эллис, вице-президент Temporary Services (Пятая Авеню, Манхэттен). - И это вовсе не вредит вашему имиджу, потому что ни у кого не складывается впечатления, что вы "летун". У вас есть оправдание: вы - временный работник".

Кристин Робинсон, 29 лет, - одна из тех, кого принято называть "постоянно временно работающими". У нее длительный контракт. В течение последних 2 лет мисс Робинсон, которая к тому же еще и актриса, временно занимает должность художника-графика в компании Andersen Consulting в Манхэттене, где она работает 3 дня в неделю. Остальные два дня в неделю она может посвящать другим временным контрактам. "Свобода, - говорит она, - бесценна. Я стараюсь вести себя уважительно и не пренебрегаю своими обязанностями, но если мне нужно уйти - я ухожу. И никогда не беру работу домой".

Среди молодых людей, временно работающих в разных корпорациях, много актеров, музыкантов и писателей, которые хотят сосредоточиться на своих "настоящих" карьерах и иметь возможность не плясать ни под чью дудку. Они ценят гибкие рабочие графики и нередко рассматривают свою дневную работу как подступы к настоящей жизни.

В экономике полной занятости заметно возросла конкуренция между агентствами, занимающимися подбором персонала на временную работу. Многие из них для привлечения претендентов предлагают различные льготы: оплаченный отпуск тем, кто проработает 6 месяцев, компенсацию расходов на детей, покупку медицинской страховки по льготной цене.

Однако жизнь временного работника - отнюдь не сахар. Примерам унижающего его достоинство поведения как работодателей, так и постоянных работников несть числа. Подробности можно узнать в журнале Tempslave или в Интернете, на сайте Temp24-7 (www.temp247.com), доступном временным работникам. На сайте Temp24-7 даже есть игра - нападение временного работника на своего босса...

Однако шутки в сторону. Большинство сегодняшних временных работников тесно связаны со своими боссами и агентствами. Некоторые работодатели настолько привыкают к своим временным работникам, что когда те уходят в отпуск, нанимают для замены других.

Если временный сотрудник чем-то недоволен, он может потребовать, чтобы его перевели на другую работу. Или может уволиться. Сьюзн Линн, 27 лет, ушла из Greenville, S. C. - юридической фирмы, в которой работала, на ланч и обратно не вернулась: она разозлилась за то, что на нее накричали. Агентство, которое направило девушку в эту фирму, поддержало ее и предложило ей другую работу. В будущем подобная свобода и любовь без всяких предварительных условий способны вызвать настоящий всплеск интереса к временной работе.

Источник: Abby Ellin. New York Times, April 18, 1999

Неоднородность персонала

Ситуация на производстве изменилась не только благодаря новым технологиям, но и благодаря демографическим факторам, и в первую очередь изменению расового состава рабочей силы. Сейчас, в начале XXI века, по меньшей мере, 35 % всех новых рабочих составляют афроамериканцы, азиаты и испанцы. Кроме того, примерно половина из них - женщины. Белые мужчины-рабочие становятся меньшинством. И большие, и маленькие организации должны быть исключительно чувствительны к нуждам и проблемам персонала, в котором представлены носители разных культур и разных традиций.

Ежегодно США принимают до 800 000 эмигрантов. Большинство из них мечтают получить работу, но они плохо знают английский и вообще малограмотны. Они также не знают, что такое корпоративный дух, а это создает дополнительные трудности для бизнеса и индустрии.

Изменение технологии и состава рабочей силы открыло новые возможности перед организационными психологами в отношении отбора и обучения персонала, реорганизации рабочих мест и перепроектирования оборудования, совершенствования менеджмента, а также вопросов морали и техники безопасности. Иными словами, сейчас самое подходящее время выбрать для себя специальность организационного психолога.

Карьера организационного психолога: получение образования и дальнейшая работа

Мало кто, пройдя один или два курса обучения, сочтет себя квалифицированным физиком, химиком или биологом; тем не менее, многие считают себя знатоками психологии, даже если не имеют специального образования. Кое-кто полагает, что для занятий практической психологией вполне достаточно здравого смысла и опыта длительного общения с людьми. Однако это так же мало поможет вам стать психологом, как прием лекарства - врачом.

Современная организационная психология - непростая и серьезная профессия, требующая университетского образования, практического опыта и постоянного изучения новых достижений теоретической и прикладной науки. Чтобы работать организационным психологом, необходимо как минимум иметь степень магистра, а это требует двух или трехлетнего обучения по 42 часа в семестр. Многие обладатели степени магистра, не прекращая обучения, работают полную или неполную рабочую неделю. Ежегодно среди дипломированных организационных психологов две трети получают степень магистра.

Большинство магистров организационной психологии находят работу по специальности в промышленности, в правительственных учреждениях, в консалтинговых фирмах и в научно-исследовательских институтах. Наибольшим спросом пользуются их знания в области психологического тестирования, разработки и валидизации всевозможных опросников, отбора персонала и его распределения по рабочим местам, оценки результативности труда персонала, честной кадровой политики и практики и обучения персонала. Находят практическое применение и знания о мотивации, удовлетворенности работой и организационном развитии, полученные организационными психологами в колледже. Следовательно, обучение, предшествующее получению степени магистра организационной психологии, - хорошая база для результативной и успешной карьеры. Однако более высокие позиции в бизнесе и на педагогическом поприще, как правило, требуют докторской степени, а это значит, что после получения степени магистра необходимо учиться еще в течение 3-5 лет.

- 5 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _