Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Шульц Дуан и Синди - Психология и работа

- 4 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Хоторнские исследования открывают новую эру в истории организационной психологии, начинающей изучать такие феномены, как природа лидерства, образование неформальных групп в рабочей среде, установки работающих людей, принятый в организации традиционный стиль общения и другие особенности менеджмента и организационного стиля, которые ныне признаны факторами, влияющими на производительность труда, мотивацию и удовлетворенность работой.

Хотя Хоторнские исследования и критиковали за недостаточную научную строгость, никто не отрицает их влияния на сам подход психологов к природе работы, а также на содержание организационной психологии как научной дисциплины и на ее развитие.

Вторая мировая война и инженерная психология

Во время Второй мировой войны нужды армии обеспечивали более 2000 психологов: они тестировали и классифицировали новобранцев, а также разрабатывали программы их обучения различным военным специальностям. Управление современными самолетами, танками и кораблями требовало определенных навыков, поэтому нужны были отборочные процедуры, способные выявить именно тех людей, которые могли овладеть навыками в процессе специального обучения.

Появление нового, сложного вооружения способствовало возникновению новой отрасли психологии - инженерной психологии. Работая бок о бок с конструкторами и снабжая их информацией о человеческих способностях и о пределах возможностей человека в том, что касается управления высокоскоростными самолетами, подводными лодками и прочей сложной военной техникой, психологи влияли на разработку последних.

Усилия организационных психологов в решении задач, поставленных войной, способствовали обретению представителями этой профессии более высокого статуса. Правительство и руководители индустрии поняли, что психологи способны решать многие практические проблемы бизнеса. Кроме того, опыт, приобретенный организационными психологами в военные годы, продемонстрировал их коллегам, которые до войны работали в университетских лабораториях и пребывали в относительной изоляции, что в реальном мире существует немало жизненно важных и сложных проблем и что они вполне могли бы помочь решить их.

Интенсивное развитие организационной психологии, начавшееся в США после окончания в 1945 году Второй мировой войны, совпало по времени с не менее интенсивным развитием бизнеса и индустрии. Величина и сложная структура современных корпораций поставила организационных психологов перед необходимостью приобрести новые знания и навыки. Внедрение новых технологий означало, что персоналу нужны обновленные и усложненные программы обучения. Так, с появлением компьютеров не только возникла потребность в обслуживающих их программистах и техниках, но изменились и многие технологии. От психологов ждали ответов на следующие вопросы: какими способностями должен обладать человек, чтобы он мог справляться с подобными обязанностями; люди какого склада вероятнее всего обладают этими способностями и каковы надежные способы их выявления и обучения?

Возросла также и потребность в специалистах по инженерной психологии. Создание сверхзвуковых самолетов, ракет и нового сложного вооружения потребовало дополнительного обучения персонала безопасным и эффективным способам управления ими. Инженерные психологи участвовали в создании промышленных роботов, высокотехнологичного офисного оборудования и в реорганизации рабочих мест с учетом требований современных автоматизированных технологий.

В работе организационных психологов на первом плане оказались проблемы, связанные с человеческими отношениями на производстве. Менеджеры и руководители разных уровней осознали, что создание высокоэффективного производства невозможно без овладения навыками межличностного общения. Природа лидерства, роль мотивации и удовлетворенности работой, влияние структуры предприятия и морального климата в коллективе на производительность труда и подходы к принятию решений - именно эти феномены анализировали и изучали организационные психологи. Признание важности всех этих проблем психологическим сообществом США нашло свое отражение в том, что Отделение организационной психологии Американской психологической ассоциации (APA) превратилось в Общество индустриально-организационных психологов (SIOP).

ОНЛАЙН!

Посетите сайты Американской психологической ассоциации (www.apa.org) и Общества индустриально-организационных психологов (www.siop.org).

Трудности, с которыми сталкивается организационный психолог

В XXI веке быстро изменяющийся характер работы в сочетании с техническим прогрессом и более разнородным населением ставит перед организационным психологом новые задачи и возлагает на него еще большую ответственность. Одна из трудностей, с которыми сталкивается организационный психолог в наши дни, заключается в особенностях доступных видов деятельности и в том, как именно она осуществляется.

Виртуальное рабочее место

Известный организационный психолог так описывает природу работы:

Подумайте о новой парадигме работы: о работе в любое время, в любом месте, в реальном пространстве или в киберпространстве. Для многих наемных работников виртуальные рабочие места, на которых они трудятся в отрыве друг от друга и от менеджеров, - в наши дни уже реальность, и все свидетельствует о том, что в будущем именно такие рабочие места станут преобладающими (Cascio, 1998, p. 32).

Уже никого не удивляют предприятия с большим числом сотрудников, работающих вне его стен и связывающихся со своими работодателями из домашнего офиса с помощью телекоммуникационных систем, звонящих им из самолетов или автомобилей во время деловых поездок или устраивающих телеконференции в тех отелях, где проводят отпуск.

Колоссальные изменения, коснувшиеся того, где именно и как именно мы работаем, являются следствием переживаемой нами эры новых информационных технологий. Многие виды работ могут быть выполнены где угодно в пределах действия современных электронных средств коммуникации - электронной почты, голосовой почты, пейджеров, сотовых телефонов, ноутбуков и персональных информационных систем.

Эффективное и продуктивное функционирование подобных виртуальных рабочих мест возможно при условии, если:

имеется онлайновая информация, которая может быть перенесена из центрального компьютера в персональный и распечатана;

существуют базы данных о потребителях и продукции и автоматизированные центральные файлы, к которым имеют доступ и удаленные от центра пользователи;

есть техническая возможность связаться с сотрудниками и дать им задание в любое время суток (Cascio, 1998).

Недостаток виртуальных рабочих мест, с которыми существует электронная связь, заключается в том, что работники всегда должны быть "наготове", т. е. должна быть возможность связаться с ними даже в те часы, когда их организация не работает. Некоторые компании требуют от таких сотрудников, чтобы они постоянно имели при себе сотовые телефоны или пейджеры, и держат их таким образом "на коротком поводке", не давая никакой возможности уклониться от выполнения требований работодателей. Как заметил один из авторов газеты The New York Times, "едва ли не круглосуточная работа семь дней в неделю - характерная особенность "электронной" экономики".

Виртуальные работники

Возросло не только число людей, выполняющих свою работу вне стен организации, но и число тех, кто не очень склонен работать полный рабочий день и вряд ли проработает до пенсии на одном и том же предприятии. В то время как предыдущие поколения наемных работников ориентировались на некий неписаный психологический контракт с работодателем ("Если я буду хорошо работать, компания даст мне возможность доработать в ней до пенсии"), современные работники не имеют подобной уверенности в том, что обеспечены работой до конца своих дней.

В последние десятилетия ХХ века идея долгосрочной лояльности и преданности организации померкла под влиянием чрезвычайно интенсивного слияния компаний и поглощения одних компаний другими, перехода к производству меньших по величине моделей с сохранением имени и отличительных особенностей оригинала и закрытия заводов, в результате чего миллионы рабочих и менеджеров лишились работы.

Сегодня многие предпочитают внештатную, временную работу по контракту или сезонную занятость. Крупнейший в США и единственный частный работодатель Manpower, Inc. - это агентство, подбирающее для организаций временных работников. На временной работе заняты миллионы американцев: по данным Департамента труда, более 8 миллионов американцев могут быть названы "независимыми подрядчиками".

Многие рабочие, и в первую очередь молодые, говорят о том, что предпочитают непостоянную работу, поскольку она дает им возможность самим распоряжаться собой, предоставляет определенную свободу и в то же время заставляет постоянно делать что--то новое, повышать свою квалификацию и совершенствовать навыки. Многие корпорации тоже отдают предпочтение подобным отношениям с персоналом, поскольку при этом экономят на административных расходах и на налогах и не обязаны думать о таких льготах, как страховка или пенсионный план.

Вовлеченность работника в производственный процесс

Современное производство разительно отличается от того, которое существовало еще сравнительно недавно. Сказанное относится как и к уже созданным новым по своему содержанию рабочим местам, так и к тем, которые еще только создаются. В XXI веке "голубым воротничкам"

[2], среднему руководящему звену и топ-менеджерам предстоит пережить настоящую революцию.

Время, когда можно было научить рабочего выполнять простейшую операцию и сказать ему, что он обязан выполнять ее так и только так, не задавая никаких вопросов, безвозвратно ушло. Современному рабочему нужен "качественный" менеджмент. Ключевыми стали такие слова, как "предоставление возможности", "вовлеченность" и "участие". Рабочие не хотят ограничиваться выполнением какой-либо одной операции, они стремятся к овладению различными навыками, которые можно использовать не только в условиях одного производства, но и "перенести" на другое. Они должны постоянно совершенствовать эти навыки, учиться участвовать в командах, принимающих решения, которые касаются оптимизации производственного процесса. Современные рабочие также принимают на себя все возрастающую ответственность за свою долю участия в производстве товаров или услуг, причем это касается даже таких стадий, как стадии отбора и найма новых рабочих.

Подобная вовлеченность рабочих в производственный процесс влияет и на работу менеджеров. Они больше не могут ни командовать своими подчиненными, ни приказывать им, что, когда и как делать. Теперь они ведут себя скорее как наставники, нежели как начальники в традиционном смысле этого слова. Эти изменения, требующие от рабочих и менеджеров хорошего взаимопонимания, - отчасти результат появления совершенно новых технологий.

- 4 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _