Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Курпатов Андрей - С неврозом по жизни.

- 16 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Учиться, учиться и учиться!

Понятие "хобби" так или иначе связано с понятиями "отдых" и "развлечения". Впрочем, большинство хобби даже при первом приближении таковыми не являются: "активный отдых" или "экстремальные развлечения" - вещи весьма специфические. Противоречивыми выглядят сами эти словосочетания, ну да ладно... Есть у невротиков "особая стать", которая, видимо, эти несовместимости вполне может совместить. Удалось ей и "образование" сделать невротическим занятием.

Что должно толкать людей на получение образования? Действительно, нам необходим определенный набор знаний для определенной деятельности, которую мы избрали в качестве своей основной профессии. Еще кое-какие знания нам необходимы для "общего образовательного уровня", чтобы, по крайней мере, понимать, о чем умные люди по телевизору говорят. Впрочем, и это, по большей части, уже лишнее. Но можем ли мы на этом остановиться? Вопрос этот отнюдь не праздный.

Прежде чем попасть ко мне на психотерапевтический прием, многие наши сограждане вступают на шаткий путь получения дополнительного образования - кто второго, кто третьего. Зачем им это образование - они в большинстве случаев объяснить не могут (дают весьма путаные объяснения). Даже имея богатейший практический опыт в той или иной сфере деятельности, благодаря которому можно дать фору любому профессору с теоретической кафедры, такой субъект отправляется за получением "знаний". Зачем?! Он, конечно, найдет объяснения, в этом можно не сомневаться, но какой в этом смысл?

Неважно, как жестоко вы погоняете вашу лошадь, как пришпориваете вы ее бока, неважно, как быстро она бежит; если вы мчитесь по кругу, вы не уйдете от той точки, в которой начали движение. - Суфийское высказывание

С другой стороны, если ты не удовлетворен сегодняшней своей работой, то кто даст гарантию, что ты будешь удовлетворен следующей, образование к которой сейчас получаешь? Удовлетворение или неудовлетворение - это чувство, и сидит оно внутри головы; от перестановки этой головы с одного места на другое ничего не изменится. Причем такой субъект и сам сомневается, что новая работа после получения соответствующего образования сильно его порадует. Но что есть "сомнение", если перед тобой стоят такие грандиозные задачи, как удовлетворение инстинкта самосохранения! Образование в этом смысле - объект для траты сил просто уникальный!

Образовываются наши герои на какой угодно счет: просто "по своей профессии", по "другой профессии", "для общего образования", "для интереса". Почему-то во все это верится с трудом, особенно когда человек параллельно образовывается по экономике, изобразительному искусству, навыкам ораторского мастерства и дайвингу. Невольно возникает ощущение: что-то тут не так. Да и это, кажущееся, на первый взгляд, достойным занятие - образование - для большинства оказывается все тем же способом занять свою тревогу. Увлечение на какое-то время, конечно, снимает тревогу, но смущает следующее: на что тратятся силы? Насколько быстро это надоест? Как тяжело будет избавиться от этой новой привычки? Когда возникнет вопрос о бессмысленности жизни?

Умрем на голом энтузиазме!

Впрочем, хобби и образование - это в подавляющем большинстве случаев дело затратное. А если у тебя таких денег нет, если заработки твои не предоставляют такой возможности, но компенсировать свою тревогу ты четко решил посредством трудоголии, что тогда?! Тогда, решаешь ты, пусть сама работа, хотя и не приносящая прибыли, хотя и не имеющая никакого практического выхода, пусть она станет моей "путеводной звездой"! И начинается...

Говорят, что теперь на голом энтузиазме никто не работает. Но позвольте спросить, если никто не будет работать на голом энтузиазме, если иначе как противозаконными средствами денег не заработать, то на чем тогда наша многострадальная страна держится? Нефть да газ - но это только 30% бюджета. Где остальные 70%? Купи-продай? Но ведь на что-то надо купить... Наука, искусство, образование, медицина, общественное благо, наконец, они-то должны как-то существовать, и ведь как-то же они существуют (хотя зачастую больше имитируют свое существование)! Как? На голом энтузиазме! Конечно, какие-то загадочные, не произносимые вслух мечты за всем этим стоят, но в целом реализуются они на голом энтузиазме. А если что-то за этим энтузиазмом и скрывается, то именно невротическая трудоголия.

Читая на досуге что-то из написанного о деяниях Александра Македонского, Юлий Цезарь погрузился на долгое время в задумчивость, а потом даже прослезился. Когда удивленные друзья спросили его о причине этого, он ответил: "Неужели же вам кажется недостаточной причиной печали то, что в моем возрасте Александр уже правил столькими народами, а я до сих пор еще не совершил ничего блестящего!". - Плутарх

Как же все это у нас начиналось? Возможно, был когда-то давно в нашей жизни человек "самых честных правил", вдохновивший неокрепшее молодое сознание наше на избранное теперь поприще; возможно, был строгий начальник, который и требовал как следует, и желание выполнить его требования вызывал; возможно, в детстве вбили нам в голову идею "великого служения"... Возможно. Однако вопрос, откуда у невротического поведения ноги растут, - дело десятое, важно то, что теперь это невротическое поведение стало эпицентром возбуждения в головном мозге, доминантою. Важно, что теперь, что бы мы ни делали, что бы с нами ни происходило, мы никогда не выпускаем из вида этой своей доминантной цели и задачи.

Организовывать, создавать, проводить в жизнь - вот слова, которые патологическим образом парализуют всю жизнь трудоголика. Работа пожирает человека денно и нощно, она в центре его внимания, только ею одной он и интересуется, только на нее и считает нужным тратить свои силы. А результаты? Они не имеют принципиального значения, поскольку разнообразные препятствия, злоключения и неприятности только усиливают, разжигают его. Для общества, возможно, это и неплохо (исключая разве близких родственников, друзей и прочих несчастных, кто был раздавлен во внутреннем пространстве субъекта господствующей доминантой).

Двадцать три года, и ничего не сделано для бессмертия! - Фридрих Шиллер

Должен же хоть кто-то работать, пока остальные страдают неврозами, исходят на хобби или, например, посвятили себя великому подвигу служения своей измученной этим семье. Должен... Слава трудоголикам, слава трудовому почину! Кто там гибнет на трудовой вахте? Ну, что ж, за "святое дело", "за правое", за мировую эволюцию, впрочем, что мировой эволюции в такой жертве? Что ей до одной положенной на ее жертвенник человеческой жизни? Ей до этого дела нет. Хочешь - ложись, не хочешь - находи для себя другие способы невротизации, благо, все неврозы хороши - выбирай на вкус!

Глава 2. Борьба и разрушители.

Их жизнь - борьба, покой им только снится! Никого не напоминает?. Итак, мы переходим к рассмотрению еще одного лидера чартов невротического поведения, где главное дело - это борьба, а сами борющиеся так или иначе выступают в роли разрушителей. С чем воюем? Ради чего воюем? Здесь эти вопросы не обсуждаются. Человек действует согласно знаменитому девизу г-на Портоса: "Я дерусь, потому что я дерусь!".

Если мы с вами вспомним основную функцию инстинкта самосохранения, то нам не трудно будет понять, откуда ноги растут у этого странного жизненного стиля. Итак, инстинкт самосохранения реализуется двумя средствами: борьбой или бегством. Если животное оказывается в ситуации угрозы, перед ним только две дороги: или нападать, или уносить ноги. Мероприятия эти весьма энергоемкие, а поэтому и выделяются на них значительные силы нашего организма. Впрочем, мы - Homo Sapiens'ы - от большинства своих угроз убежать не можем, поскольку локализуются они внутри наших собственных голов. Тут больше поможет гильотина, чем нападение.

Современный человек достиг относительно высокой степени внешней безопасности, но это произошло за счет утраты внутренней гармонии. - Александр Лоуэн

Любой невротик обязательно раздражителен, т. е. проявляет агрессию, защищается. Причем поскольку проявить агрессию в отношении, например, собственного начальника весьма и весьма затруднительно, поскольку чревато увольнением, дополнительными нагрузками или уменьшением заработной платы, то, как правило, страдают наши близкие, а в некоторых случаях домашние питомцы. Впрочем, люди культурные не позволяют себе (или, по крайней мере, пытаются не позволять) проявлять собственное раздражение, поскольку "это неприлично", "недостойно", "невежливо" или "просто неправильно". Однако средства выделены и надо их куда-то, говоря современным экономическим жаргоном, "расписать". И куда же? Если на причину, вызвавшую стресс, нельзя (зачастую просто потому, что она скрыта от сознания), на родственников, друзей, знакомых - тоже нельзя, то остается только на самого себя. В этом случае мы будем иметь уже не агрессию, а аутоагрессию (т. е. агрессию, направленную на самого себя), и это тоже - борьба.

Кто под руку подвернется?

Если вы не в курсе, то знайте: дети - существа ужасно жестокие! Они еще не стали людьми, находясь на промежуточном этапе от животного к человеку (нет в них еще сознательности!). Они еще не стали полноценными членами общества. Будучи от природы, как и всякие звереныши, эгоистичны, они фиксированы на себе, а других, если и замечают, то уж точно не чувствуют, не догадываются, что другому человеку может быть больно, обидно, тяжело. Со временем это пройдет, но пока..., пока дети жестоки. В любом детском коллективе (класс, кружок, отряд в летнем лагере) моментально определяются лидеры и "изгои". Последние становятся "козлами отпущения", или, как говорят англичане, "мальчиками для битья", то есть существами, на которых можно отыграться, на которых можно "спустить собак" и таким образом вволю разрядиться.

Дети, конечно, находятся в состоянии постоянного стресса, ведь воспитание само по себе - стресс. А если есть стресс, то есть и оба предписанных инстинктом самосохранения варианта поведения - бегство или нападение. От сильных, разумеется, убегают, а на слабых, понятное дело, нападают или "наезжают" (это кому как будет угодно). И даже если они, эти слабые, и не виноваты, они могут стать виноватыми. Помните крыловское: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать! - сказал и в темный лес ягненка поволок"? Здесь то же самое: получай тумак, "мальчик для битья", потому что я сейчас напряжен из-за родителей, учителей, воспитателей и старшеклассников. Дети разряжаются на слабых и не умеющих постоять за себя сверстниках, впрочем, если кто в этом и виноват, то вышеперечисленные создатели стресса, поэтому обвинять ребенка в жестокости абсолютно неправомерно, ее можно только констатировать.

Впрочем, взрослые от детей мало чем отличаются. Разница только в том, что мы можем объяснить себе, почему в таких-то и таких-то ситуациях не следует раздражаться. Но ведь подобные объяснения не отменяют самого раздражения, они его, напротив, даже усиливают. По большей части взрослые не выглядят жестокими только потому, что они научились хорошо это скрывать, да так, что всякие обвинения их в жестокости кажутся просто некорректными. Во взрослой жизни часто встречаются "козлы отпущения", на которых тревожные, но внушающие страх персонажи "отыгрываются". Чаще всего "козлами отпущения" оказываются родственники (которым по самому их статусу приходится терпеть все) или домашние животные (существа, как известно, молчаливые и терпеливые, поскольку зависимые).

- 16 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _