Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Андерхилл Эвелин - Мистицизм

- 115 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

16. Августин. Исповедь, кн. XIII, гл. 9. "Все те, кто любит, ощущают это притяжение, больше или меньше, в зависимости от степени их любви" ("De Calculo sive de Perfectione filiorum Dei").

17. Meister Eckhart, Pred. III.

18. Ibid., XIII.

19. "Revelations of Divine Love", cap. VI.

20. Греческий и английский тексты можно найти в Dr. M.R.James, "Apocrypha Anecdota", series 2 (Cambridge, 1897), p. 1-25. Далее можно убедиться, что я принимаю гипотезу Мида о драматическом характере этой поэмы. См. G.R.S.Mead, "Echoes from the Gnosis", 1896.

21. Jalalu'ddin Rumi (Wisdom of the East Series), p. 77.

22. У Данте читаем:

Я видел в этой глуби сокровенной

Любовь как в книгу некую сплела

То, что разлистано по всей вселенной... (Par. XXXIII. 85.)

23. Patmore, "The Rod, the Root, and the Flower", "Aurea Dicta", CCXXVIII.

24. "Das Fliessende Licht der Gottheit", pt I. cap. III.

25. "Quia amore langueo", анонимная поэма XV в. Печатается по Lambeth MS, E.E.T.S., 1866-67.

26. Pred. LXXXVIII.

27. Так, Франциск Асизский рассказывает, что в юности он "силился ускользнуть от десницы Божьей" (Thomas of Celano, Legenda Prima, cap. II).

28. St. Bernard, "Cantica Canticorum", Sermon VII. Дальнейшее превосходное обсуждение мистического языка св. Бернарда см. Dom Cuthbert Butler, "Western Mysticism", 2nd ed., pp. 160 seq.

29. Vide infra, Pt. II. cap. V.

30. Профессор Пратт, свидетельство которого менее всего может быть расценено как пристрастное, совершенно справедливо замечает: "Существует несколько превосходных объяснений того, что мистики почти неизбежно используют язык человеческой любви в описании радости любви к Богу. Первое, и самое простое, состоит в том, что у них нет никакого иного языка... мистик вынужден либо использовать выражения, заимствованные у земной любви, чтобы описать свое переживание, либо вообще отказаться от попытки его описать. Это единственный способ, каким он может передать не-мистику хотя бы намек на то, что он чувствовал" ("The Religious Consciousness", p. 418).

31. "El Castillo Interior", Moradas Setimas, cap. II.

32. "De Quatuor Gradibus Violentae Charitatis" ("О четырех шагах пламенной любви"). - Migne, Patrologia Latina, vol. cxcvi. col. 1207.

33. "In primo gradu fit desponsatio, in secundo nuptiae, in tertio copula, in quarto puerperium... De quarto dicitur, Concepimus, et quasi parturivimus et peperimus spiritum" ("Первым шагом было обручение, вторым - бракосочетание, третьим - совокупление, четвертым - деторождение... По подобию этих четырех мы зачали и рождали и родили дух"). - Isa. XVIII. 26. - Op. cit., 1216, D.

34. "Subida del Monte Carmelo", lii. cap. V.

35. "Невеста Бога" (лат.).

36. "Божья матерь благодати" (лат.).

37. Vide infra, pt. II. caps. I. and X.

38. "Theologia Germanica", cap. I.

39. "A Short Enquiry Concerning the Hermetic Art", p. 29.

40. "Religio Medici", pt. I.

41. "A Suggestive Enquiry into the Hermetic Mystery", p. 143. Это редкое и любопытное учение духовной алхимии было анонимной работой поздней г-жи Атвуд, Она пыталась изъять его сразу после публикации, будучи под впечатлением - общим для мистиков определенного типа, - что она разоткровенничалась о вещах, о которых не следует говорить; так Ковентри Пэтмор по той же причине уничтожил свой шедевр "Sponsa Dei".

42. Цит. по "A Suggestive Enquiry into Hermetic Mystery", p. 107. В этой работе будет постепенно цитирован весь "Золотой Трактат".

43. Jacob Boehme, "The Threefold Life of Man" cap. IV., 23.

44. Boehme, "The Threefold Life of Man", cap. VI., 98; cap. X., 3, 4; cap. XIII., 1.

45. "The Golden Tripod of the Monk Basilius Valentinus" ("The Hermetic Museum", vol. I. p. 319).

46. "A Short Enquiry Concerning the Hermetic Art", p. 17.

47. "The Hermetic Museum", vol. I. p. 272.

48. "Разум и вселенная" (лат.).

49. "A Suggestive Enquiry", p. 345.

50. См. "A Short Enquiry", p. 17, а также "A Suggestive Enquiry", pp. 297 et seq., где поэтический алхимический трактат "Охота на Зеленого Льва" ("Hunting the Greene Lyon") опубликован полностью.

51. "Наш лев, жаждущий зрелости, / Зовется зеленым из-за своей доверчивой незрелости; / И все же как быстро он бегает! / Он скоро сможет догнать Солнце". (Op. cit.)

52. Откр. 3:15.

53. Sir Thomas Browne, "Religio Medici", pt. I.

Глава VII

1. R.A.Vaughan. "Hours with the Mystics", vol. I, bk. I, ch. V.

2. В перечне мыслителей, опубликованном Папюсом на основании его изучения архивов мартинистов, мы находим столь различные фигуры, как Аверроэс, св. Фома Аквинский, Винсент из Бовэ, а также Сведенборг; все они преподносятся как последователи оккультной традиции!

3. См. R.Steiner, "The Way of Initiation", p. III.

4. "Средство достижения" (франц.).

5. А.Е.Waite, "The Occult Sciences", p. I.

6. Steiner, "The Way of Initiation", p. 66.

7. Лидийский царь Гиг (VII в. до н.э.), согласно греческой легенде, обладал способностью становиться невидимым благодаря волшебному кольцу. - Прим. перев.

8. "Желаю" (лат.). - Прим. перев.

9. См. Е.Towne, "Joy Philosophy" (1903) and "Just How to Wake the Solar Plexus" (1904); R.D.Stacker, "New Thought Manual" (1906) and "Soul Culture" (1905); Floyd Wilson, "Man Limitless" (1905). Литература, выпущенная этими сектами, невероятно обширна. Критический, дающий возможность позабавиться обзор, см. С.W.Ferguson, "The Confusion of Tongues" (1929).

10. Следует указать, что подлинная "Герметика" - свод философских и религиозных сочинений, собранных под таким общим заголовком, - никак не связана с оккультизмом. Срв. "Hermetica", издал с англ. переводом W.Scott, 3 vols. 1924-8.

11. Уэйт [А.Е.Waite], всю жизнь изучавший эти окольные пути мысли, в качестве основных каналов, по которым, "как считается, тайное знание было передано на Запад", указывает магию, алхимию, астрологию, тайные общества, кульминацией которых было франкмасонство, и, наконец, "набор невразумительных Иероглифов, известных как карты Таро". К совсем иному классу он относит "колдовство и прочие представления, разыгрываемые церемониальной магией" ("The Holy Kabbalah", pp. 518-19).

12. Анализ гностических и теософских элементов в произведениях Блейка см. D.Surat, "Blake and Modern Thought" (1929).

13. А.Е.Waite, "Doctrine and Literature of the Kabbalah", p. 46.

14. Я не собираюсь высказываться по поводу истинности или ложности этих притязаний оккультизма. За более детальным обсуждением вопроса читателю рекомендуется обратиться к любопытной небольшой книге Штайнера "Путь посвящения" (Steiner, "The Way of Initiation").

15. С.W.Leadbeater, "The Science of the Sacraments", p. 38.

16. Срв. следующее: "Вообразите, что весь мир и все звездное воинство с горящими глазами ждут вашего приказания. Вообразите, что вам стоит лишь дотронуться до кнопки, и они немедленно придут в движение и сделают все остальное. В тот миг, когда вы скажете "Я могу и желаю", все силы вселенной придут в движение" (Е.Towne, "Joy Philosophy", p. 52).

17. "Rituel de la Haute Magie", pp. 35,36.

18. "The Occult Sciences", p. 14. Однако указания м-ра Уэйта в его последней работе на "детские глупости церемониальной магии" дают понять, что он успел изменить свои взгляды. Срв. "The Holy Kabbalah" (1929), p. 521.

19. "Rituel de la Haute Magie", р. 71.

20. Op. cit., p. 139.

21. "Что вверху, то внизу" (лат.).

22. "Dogme de la Haute Magie", р. 361.

23. "Rituel de la Haute Magie", p. 32.

24. "Dogme de la Haute Magie", p. 129.

25. "Rituel...", p. 312.

26. "Dogme...", p. 134.

27. "Hitsoire de la Magie", p. 514.

28. "The Rod, the Root, and the Flower", "Knowledge and Science", XXII.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Глава I

1. "Проходят странники, но местность остается неизменной;

Вот так же проходят и люди, но государства остаются навсегда" (Блейк, "Иерусалим").

2. "Composite portrait". Здесь: собирательный образ. - Прим. ред.

3. Здесь: "энтузиасты" (actives).

4. О том, что ученые все более склонны согласиться с этим мнением, свидетельствуют, например, работы такого известного мыслителя, как Уайтхед: А.N.Whitehead. "Man and the Modern World"; "Religion in the Making". (См. также: А.Н.Уайтхед. "Избранные работы по философии". М., 1990.)

5. "Вращаясь движется вращающийся дух" (лат.).

6. "Jerusalem", pt. III.

7. Здесь: в чистом виде (франц.).

8. Цитируется в книге R. F. Nicholson, "The Mystics of Islam", p. 168.

9. Газали (ум. ок. 1126) - поэт-суфий. - Прим. перев.

10. Schmoelders, "Les Ecoles Philosophiques chez les Arabes", p. 61.

11. Delacroix, "Etudes sur le Mysticisme", p. 235.

12. Starbuck, "Psychology of Religion", p. 147.

13. "El Castillo Interior", Moradas Setimas, cap. I.

14. Dialogo, cap. VII.

15. "De Ornatu Spiritalium Nuptiarum", I. II. cap. LCXIII.

16. Е.Gardner, "St. Catherine of Siena", p. 15.

17. St. Catherinae Senensis Vitae (Acta SS. Aprilis t. III.), II. II. §4.

Глава II

1. См. Starbuck, "The Psychology of Religion", cap. XXIX.

2. Op. cit., cap. XII.

3. J. В. Pratt, "The Religious Consciousness", cap. XIII. Внимательного изучения заслуживает вся эта глава.

4. Journal of George Fox, cap. I.

5. Августин, "Исповедь", кн. 7, гл. 17. Совершенно явственно сходство этого переживания с бывшим у св. Павла, - в его классическом описании того, что на современном языке именуется "внутрипсихическим конфликтом" (Рим 7:14-25).

6. Plotinus, Ennead, VI. 9.

7. "Подробно изучая жизни тех, кто пережил внезапное обращение, - говорит де Санктис, - мы обнаруживаем, что феномен, называемый coup de foudre (буквально - удар грома), явно прослеживается лишь в некоторых случаях пробуждения религиозного сознания и фактически является наименее важным, хотя и самым красочным аспектом обращения" ("Religious Conversion", Eng. trans., p. 65). Напрашивается также параллель с описанными в "Исповеди" св. Августина годами неуверенности и внутренней борьбы, которые подготовили его к окончательному обращению, которое, в сущности, и было долгожданным посвящением в мистическую жизнь.

8. Op. cit., p. 171.

9. "Journal Spirituel de Lucie-Christine", p. 11.

10. Thomas of Celano, Legenda Prima, cap. I.

11. Thomas of Celano, Legenda Secunda, cap. V. Срв. с P.Sabatier, "Vie de S. Francois d'Assise", cap. II., где изложена более ортодоксальная версия.

12. Thomas of Celano. Legenda Secunda. cap. VI.

- 115 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _