Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Андерхилл Эвелин - Мистицизм

- 114 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

54. Berger, "William Blake", p. 72.

55. Ibid., p. 74.

56. Arthur Symons, Contemporary Review. April, 1899.

57. "Das Fliessende Licht der Gottheit", pt. III. cap. 1.

58. Recejac, op. cit., p. 35.

59. Revue Philosophique, July, 1902.

60. Pacheu, "Psychologic des Mistiques Chretiens", p. 14.

61. St. Teresa, "Camino de Perfeccion", cap. XXIII.

62. "El Castillo Interior".

63. В данном случае слово "восторг" используется в своем первоначальном значении: "благое исступление, восхищение, забытье самого себя, временное отрешение духа от мира и сует его, воспарение духа, временное преобладание его, восходящее иногда до ясновидения" (В. Даль. "Толковый словарь живого великорусского языка"). - Прим. перев.

64. См. Palmer, "Oriental Mysticism", pt. V. ch. V.

65. Vita, p. 8.

66. "Subida del Monte Carmelo", 1. II. cap. VII.

67. St. Bernard, "De Consideratione", 1. V. cap. за.

68. "Das Fliessende Licht der Gottheit", pt. VII. cap. 16.

69. Dionysius the Areopagite, "De Mystica Theologia", I. 1.

70. Jacob Boehme, "Aurora", English translation, 1764, p. 327.

71. Dionysius the Areopagite, "De Mystica Theologia", I. 3.

72. Eckhart, "Mystische Schriften", p. 137.

73. Plotinus, Ennead, VI. 9.

74. Op. cit.

Глава V

1. Лучи Того, Кто движет мирозданье,

Все проницают славой и струят

Где - большее, где - меньшее сиянье.

("Рай", 1, 1-3). В этом вводном стихе уже намечена теологическая основа произведения.

2. Скрытой Божественности (лат.).

3. "Summa Contra Gentiles", 1. IV. cap. I.

4. Suso, Leben, cap. I. VI.

5. Августин, "Исповедь", кн. XIII, гл. XI

6. Avisos у Sentencias Espirituales, N. 51.

7. "Varieties of Religious Experiences", Lecture VI.

8. Цитируется по W. L. Lilly, "Many Mansions", p. 140.

9. Ennead, VI. 9.

10. Так, Фома Аквинский пишет: "Поскольку Бог есть универсальная причина всего Сущего, то там, где можно найти Сущее, должно быть и Божественное Присутствие" ("Summa Contra Gentiles", 1. III. cap. 1. XVIII). Мы уже видели, что все заявления мистиков в конечном счете сводятся к тому, что человек обладает чистым бытием в "искре души".

11. "De Ornatu Spiritualium Nuptiarurn", 1. II. cap. 1. XVII.

12. Op. cit., 1. III. cap. I.

13. Relaccion IX, 10. Заметим, что образ губки, возникавший и перед блаженным Августином, привел в заблуждение его более метафизический ум, который связал природу Бога с категорией пространства. См. "Исповедь", кн. VII, гл. V.

14. "The Threefold Life of Man", cap. VI. Sect. 71.

15. Eckhart, Pred, 1. XIX. To же самое мы читаем в папирусе из Оксиринха: "Подними камень, и под ним найдешь Меня. Рассеки дерево, и там есть Я".

16. Срв. выше, гл. II.

17. "Revelations of Divine Love", cap. XI.

18. Воусе Gibson, "God with Us", p. 24.

19. См. А.Е.Waite, "The Doctrine and Literature of the Kabalah", pp. 36-53.

20. Великолепное отечество (лат.).

21. Как сочетаны были Лицо и круг... ("Рай", XXXIII, 137-138).

22. Полубратья (fraticelli) - монахи-францисканцы низшего разряда, в наибольшей мере сохранявшие свои мирские связи, но в то же время считавшиеся монахами. - Прим. перев.

23. Ветвь францисканского ордена, отделившаяся в XIII веке. - Прим. перев.

24. Деян. 17:23.

25. William Blake, "Vala", VIII, 237.

26. О счастливая вина (лат.).

27. "Jerusalem", 1. XI, 44; XCV, 23.

28. А. Е. Waite, "The Doctrine and Literature of the Kabalah", p. 35.

29. Palmer, "Oriental Mysticism", pt. I. cap. I.

30. Delacroix, "Etudes sur le Mysticisme", p. 75. Последнее предложение содержит ссылку на "Castillo Interior" святой Терезы.

31. См. Tauler, Sermon on St. John Baptist, and Third Instruction ("The Inner Way", pp. 97 and 321); Suso, "Buchlein von der Wahrheit", cap. V.; Ruysbroeck, "De Ornatu Spiritalium Nuptiarum", 1. III. caps, II, VI.

32. "El Castillo Interior", Moradas Setimas, cap. I.

33. Julian of Norwich, "Revelations of Divine Love", cap. IV. Юлиана здесь повторяет известную доктрину патристики. Так, св. Фома говорит: "Подобие Божественной Троице наблюдается в человеческом разуме" ("Summa Contra Gentiles", 1. IV. cap. XXVI).

34. "Три Лика Троицы, - говорит Иоанн Скотт Эриугена, - в меньшей мере являются модусами Божественной Сущности, чем модусами, по которым наш ум постигает Божественную Сущность", - рискованное утверждение, сомнительное в плане ортодоксальности.

35. Августин. Исповедь, кн. XIII, гл. XI.

36. Op. cit., cap. V.

37. Сущность [substance] здесь, конечно, понимается в схоластическом смысле, как реальность, лежащая основе всего феноменального существования.

38. Т.е. Второй Лик в Христианской Троице - искупление, "источник милосердия", опосредование, через которое Благодать, свободный дар трансцендентной жизни, достигает человеческой природы и оживляет ее, "пронизывает ее - говоря словами Эйкена - Бесконечным и Вечным" ("Der Sinn und Wert des Lebens) p. 181).

39. "Revelations of Divine Love", cap. LVIII.

40. Op. cit., cap. LIX.

41. Christopher Hervey, "The School of the Heart", Epigram X: "Всего мира вокруг недостаточно, чтобы заполнить Три уголка сердца, оно все еще страстно жаждет чего-то. Только Троица, создавшая его, может Насытить огромное о трех углах сердце Человека".

Эта книга, являющаяся вольным переводом "Scola Cordis" Бенедикта Хафтена (Benedict Haeften, 1635), часто ошибочно приписывается Френсису Кворлесу.

42. "De Consideratione", bk. V., cap. VIII.

43. Еф. 4:6.

44. "De Visione Dei", cap. XVIII.

45. Eucken, "Der Sinn und Wert des Lebens", p. 131.

46. "An Appeal to All who Doubt" ("Liberal and Mystical Writings of William Law", p. 54). Эти символы заимствованы Лоу из системы его учителя Якоба Бёме. (См. Boehme, "De Signature Rerum", cap. XIV.)

47. Августин, Исповедь, кн. VII, ч. X.

48. Tauler, "3rd Instruction" ("The Inner Way", p. 324).

49. Данте. Рай, XXXIII. 67,85.

50. "De Ornatu Spiritaliura Nuptiarum", I. III, cap. III.

51. Von Hugel, "The Mystical Element of Religion", vol. I, p. 357.

52. Ruysbroeck, op. cit., loc. cit.

53. Tauler, op. cit., loc. cit.

54. "Summa Contra Gentiles", 1. IV. cap. XXVI.

55. "De Ornatu Spiritalium Nuptiarum", 1. II. cap. IV.

56. Op. cit., 1. II. cap. XXXVII.

57. Исповедь, кн. XIII. ч. IX.

58. Introduction to "Three Dialogues of the Supersensual Life", p. XXX.

59. Это учение мы находим у св. Августина, и оно часто воспроизводится средневековыми мистиками. Экхарт в данном случае, возможно, цитирует св. Фому Аквинского, обычный источник его наиболее ортодоксальных высказываний. Срв. "Summa Contra Gentiles", 1. IV. cap. XXIII: "Поскольку Святой Дух возникает как любое которой Бог любит Себя, и поскольку Бог той же любовью, что и Себя, любит и другие творения ради Своего собственного блага, то ясно, что любовь, которой Бог любит нас, принадлежит Святому Духу. Точно так же и любовь, которой мы любим Бога".

60. Pred. XII.

61. "De Ornatu Spiritalium Nuptiarum", 1. III. cap. III.

62. Suso, Leben, cap. LVI.

63. "The Rod, the Root and the Flower", "Homo", XIX.

64. Николай Кузанский, соч. в 2-х тт. - т. 2, стр. 86.

65. "Ибо через мистерию Воплощенного Слова новый свет Твоего сияния открылся очам нашего разума; так что мы, зная зримого Бога, через Него можем быть охвачены любовью к тому, что не видело око человеческое" (Missale Romanum. Praefatio Solemnis de Nativitate).

66. "The Threefold Life of Man", cap. III. 31.

67. Ruysbroeck, op. cit., 1. III. cap. I.

68. Dialogo, cap. XXII.

69. "Revelations of Divine Love", cap. LIX.

70. Данте. "Рай", XXIII, 37.

71. "Явился в этом облике, чтобы дать нам закон" (итал.).

72. Theologia Germanica, cap. XVIII.

73. Ruysbroeck, "De Ornatu Spiritalium Nuptiarum", 1. III. cap. V. Глубокую древность этой идеи иллюстрирует католическая практика служения трех Рождественских Месс, датируемая временами святых отцов. Первая из них, в полночь, чтила память Вечного Рождения Сына; вторая, на рассвете, - Его воплощение на земле; третья - Его рождение в человеческом сердце. Сравните с Римским Служебником; см. также Kellner, "Heortology", p. 156.

74. Мейстер Экхарт. "Духовные проповеди и рассуждения". М., 1991, с. 11; Срв. Tauler, Sermon on the Nativity of Our Lady ("The Inner Way", p. 167).

75. Эта идея нового рождения, возрождения, возможно, имеет восточное происхождение. Она может восходить к Египту, как свидетельствуют герметические сочинения III в. до н.э. См. Petrie, "Personal Religion in Egypt before Christianity", p. 167.

76. F. von Hugel. "The Life of Prayer", p. 24.

77. Eckartshausen, "The Cloud upon the Sanctuary", p. 77.

78. Jane Lead, "The Enochian Walks with God", p. 3.

79. Op. cit., p. 81.

80. St. Bonaventura, "De Itinerario Mentis in Deo", cap. VII.

Глава VI

1. Jami, "Joseph and Zulaikha. The Poet's Prayer".

2. "Theologia Germanica", cap. X.

3. St. Catherine of Genoa, "Vita e Dottrina", cap. XIV.

4. "Vita e Dottrina", p. 36.

5. Bunyan, "Pilgrim's Progress".

6. Этот образ впервые получил свое развитие у св. Августина, от которого он был заимствован философом-схоластом Гуго Сен-Викторским и большинством средневековых мистиков.

7. "The Scale of Perfection", bk. II. cap. XXI.

8. Рейсбрук также говорит, что человек идет к Богу только путем внутренней любви, в постоянной деятельности, и странствует в Боге - в целомудрии своей плодотворной любви, в вечном покое ("De Ornatu Spiritalium Nuptiarum", 1. II. cap. LXV).

9. Мне нет надобности напоминать читателю, что этот символизм, извращенный в полном соответствии с задачами философии скептицизма, проходит через все рубайи Омара Хайяма.

10. См. Palmer, "Oriental Mysticism", pt. I. caps, I., II., III., and V.

11. Сокращенный перевод сочинения Аттара можно найти в "The Conference of the Birds", R.P.Masani (1924). См. также W.S.Lilly, "Many Mansions", p. 130.

12. "Rulman Merswin", p. 27.

13. Royce, "The World and the Individual", vol. II. p. 386.

14. "The Scale of Perfection", bk. II. cap. XXIV.

15. Срв. Recejac "Fondements de la Connaissance Mystique", p. 252. "Согласно мистицизму, нравственное побуждение ведет душу к границам Абсолюта и даже дает ей импульс войти [в него], но этого недостаточно. Это движение чистой Свободы не может увенчаться успехом, если нет равносильного движения внутри самого Абсолюта".

- 114 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _