Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Андерхилл Эвелин - Мистицизм

- 113 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

5. "желания... и воли. Если они движутся ровно, как колесо" - (итал.), "Божественная комедия", Рай, XXXIII, 143. Здесь дословный перевод, поскольку иначе изменился бы смысл всего предложения. Срв. классический стихотворный перевод М.Лозинского: "Но страсть и волю мне уже стремила, как если колесу дан ровный ход". - Прим. перев.

6. "Любовь, что движет солнце и светила", Рай, XXXIII, 145.

7. Иоанном. - Прим. перев.

8. Leuba, The Monist, July, 1901, p. 572.

9. "The Cloud of Unknowing", cap. VI. Это произведение было написано во второй половине XIV века.

10. Op. cit., cap. VII.

11. "De Ornatu Spiritalium Nuptiarum", 1. II, cap. V.

12. См. далее часть II, гл. VI.

13. Plotinus, Ennead VI. 9.

14. "Theologia Germanica", cap. VII. (trans. Winkworth). - Анонимное произведение, написанное предположительно в 1350 г.

15. Aug. Conf., bk. VII. cap. X.

16. A.Schmoelders, "Essai sur les Ecoles Philosophique chez les Arabes", p. 68.

17. "De Consideratione", bk. II. cap. II.

18. "Summa Theologica", II. II. q. CLXXX, art. 3. eds. 1 and 3.

19. Walter Hilton, "The Scale of Perfection", bk. II. cap. XI.

20. Ruysbroeck, "De Septem Gradibus Amoris", cap. XIV.

21. "The Spirit of Prayer" ("Liberal and Mystical Writings of William Law", p. 14). Примерно так же сказал Франциск Сальский: "Этот корень есть глубина духа, Mens, которую другие называют Царством Божьим". Подобная доктрина, выраженная теми или иными символами, встречается у всех христианских мистиков.

22. Cutten, "Psychological Phenomena of Christianity", p. 18. James, "Varieties of Religious Experience", p. 155. Достаточно трезвый и уравновешенный подход к проблеме можно найти в работе Pratt, "The Religious Consciousness".

23. Примечание к двенадцатому изданию. За прошедшие восемнадцать лет в области психологии мистицизма была проделана большая работа. Способность к созерцанию - после того как она жестоко пострадала от рук "новых психологов" - вновь начинает восприниматься серьезно, и уже даже намечается склонность к принятию или восстановлению того объяснения, которое дают ей мистики. Так, Бремон ("Priere et Poesie" и "Introduction a la Philosophie de la Priere") настаивает на основательном различии между поверхностным разумом, способным только к рациональному мышлению, и более глубоким разумом, органом мистического познания, присутствующего в той или иной степени в религиозном, поэтическом и эстетическом понимании.

24. Интересное обсуждение термина "синтерезис" можно найти в работе д-ра Инге, "Christian Mysticism", Appendix С, pp. 359, 360.

25. "La Pratique de la Vraye Theologie Mistique", vol. 1, p. 204.

26. J. A. Stewart, "The Myths of Plato", pp. 41, 43. Позволю себе добавить, что Трансцендентальное восприятие - логическое завершение как молитвы, так и поэзии - обладает, подобно мистическому сознанию, двояким восприятием Реальности - статического бытия и динамической жизни. См. также предыдущую главу.

27. Tauler, Sermon on St. Augustine ("The Inner Way", p. 162).

28. "Theologica Germanica", cap. VII. Срв. "De Imitatione Christi", 1. III. cap. 38.

29. Morton Prince, "The Dissociation of a Personality", p. 16.

30. Martensen, "Jacob Boehme", p. 7.

31. Testament, cap. III.

32. Starbuck, "The Psychology of Religion", p. 388.

33. См., например, Cutten, "The Psychological Phenomena of Christianity", cap. VIII.

34. Гостия (от лат. "hostia" - "жертва") - маленькие круглые лепешки (облатки) из пшеничной муки, используемые в обряде причастия. - Прим. перев.

35. См. Е.Gardner, "St. Catherine of Siena", pp. 12 и 48; а также F. von Hugel, "The Mystical Element of Religion", vol. I, p. 135.

36. Murisier, "Les Malades des Sentiments Religieux".

37. Janet, "L'Etat Mentale des Hysteriques" и "Une Extatique" (Bulletin de l'Institut Psychologique, 1901).

38. Ribot, "La Psychologic des Sentiments", 1986.

39. Op. cit., vol. II. p. 42.

40. См., например, Pierre Janet, op. cit.

41. Tauler, Sermon for First Sunday after Easter (Winkworth, p. 302).

42. "Das Fliessende Licht det Gottheit", pt II. cap. XXV.

43. Vida, cap. XX. Section 29.

44. Бойс Гибсон (Воусе Gibson, "God with Us", cap. III) провел поразительную параллель между возбуждением и "внутренним волнением" юности и глубоким потрясением, которое знаменует вхождение человека в сознательную духовную жизнь. Его замечания еще более применимы к полной перестройке личности мистика, чья духовная жизнь гораздо более интенсивна, чем жизнь обыкновенного человека.

45. Delacroix, "Etudes sur le Mysticisme", p. III.

46. Dialogo, cap. LXXXVI.

47. Цитируется Джеймсом (James, "Varieties of Religious Experience", p. 481) по Clissold, "The Prophetic Spirit in Genius and Madness", p. 67.

48. Мережковский, "Леонардо да Винчи".

49. Vida, cap. XV. 9.

50. Meister Eckhart, Pred. I. ("Mystische Schriften", p. 18).

51. "Three Dialoques of the Supersensual Life", p. 14.

52. Dionysius the Areopagite, "De Divinis Nominibus", VII. 3.

53. Pred. XXIII. Экхарт заимствовал этот образ у Фомы Аквинского (St. Thomas Aquinas, "Summa Contra Gentiles", 1. III. cap. LXI.). Срв. "Разумная душа создана в рамках вечности и времени".

54. Madame Guyon, Vie, t. II. pp. 120, 223, 229. Могут вполне резонно возразить, что г-жа Гийон не высоко ценится мистиками и ее дальнейшая история включает несколько несчастных случаев. Это верно. Тем не менее она демонстрирует изобилие мистических явлений и настолько искренна в своих откровениях, что представляет достаточно ценный материал для изучающих мистицизм.

55. G.Cunninghame Graham, "Santa Teresa", vol. I, p. 202.

56. "Letters of William Blake", April 25, 1803.

57. Настойчивое указание на двоякий характер человеческой личности всегда неявно присутствует в мистицизме. "В этом, - говорит Бремон, - заключается фундаментальная догма мистической психологии - различие между двумя Я: Animus, рациональным знанием, и Anima, мистическим или поэтическим знанием... Я, которое создает понятия и слова и очаровывает себя ими, и Меня, которое объединено с реальностью" (Bremond, "Priere et Poesie", cap. XII).

58. Julian of Norwich, "Revelation of Divine Love", cap. IV.

Глава IV

1. См. "Varieties of Religious Experience", p. 387: "Пьяное сознание - это немного мистическое сознание".

2. Здесь и далее: собственно "Мраке", в терминологии Псевдо-Дионисия. - Прим. ред.

3. St. John of the Cross, "Llama de Amor Viva", II. 26.

4. J. A. Stewart, "The Myths of Plato", p. 40.

5. Blake, "Descriptive Catalogue".

6. См. Т. Rolleston, "Parallel Paths".

7. Laurence Binyon, "Painting in the Far East", p. 9.

8. "The Mirror of Simple Souls", Pt. III, cap. I.

9. "Божественная комедия", Рай, XXXIII, 139.

10. В этой связи Годферно (Godfernaux, Revue Philosophique, February, 1902) делает очень важное замечание относительно того, что романтизм представляет собой вторжение мистических или религиозных эмоций в светскую литературу. Он называет это секуляризацией внутренней жизни. Срв. также Bremond, "Priere et Poesie".

11. Я нашла в монографии Эбера (Hebert, "Le Divin") два примера аналогий между мистическими музыкальными эмоциями. Первый пример относится к Гэю, у которого "душа, сердце и разум были полны музыкой какой-то иной красоты, не выразимой звуками". Второй пример принадлежит Рейсбруку, который в отрывке, очень похожем на то, что мог бы написать Китс, говорит о Созерцании и Любви как о "да) небесных трубах", на которых Святой Дух наигрывает "песенки без тональности".

12. Hugh of St. Victor, "Didascalicon de Studio Legendi".

13. "Fioretti". Delle Istimati (Arnold's translation).

14. Richard Rolle, "The Fire of Love" (Early English Text Society), bk. I. cap. XV. Здесь и в дальнейшем при цитировании сочинения Ролла Incendium Amoris я обычно использовала адаптированный перевод Misyn, относящийся к пятнадцатому веку. Я немного модернизировала написание и, опираясь на латинский текст, исправила некоторые неясности и неточности.

15. Op. cit., bk. I. cap. XXIII. Срв. bk. II, caps. v и VI.

16. Gertrude More, "Spiritual Exercises", p. 30.

17. Жар (лат.).

18. Воспеваемый (лат.).

19. Op. cit., bk. I. cap. XV.

20. Op. cit., bk. II. caps, III и XII. To же самое мнение высказывает Шелли: Мир не способен слышать сладость нот, что движут ту Сферу, свет которой - музыка влюбленным. (Р. В. Shelley, "The triumph of Life").

21. "Subida del Monte Carmelo", 1. II. cap. XVI.

22. "De Mystica Thologia", I. 3.

23. Von Hugel, "The Mystical Element of Religion", vol. I. p. 189.

24. William James, "Varieties of Religious Experiences", p. 380.

25. Recejac, "Les Fondements de la Connaissance Mystique", p. 45.

26. Jami. Цитируется в "Jalalu'ddin" (Wisdom of the East Series), p. 25.

27. George Tyrrell, "Through Scylla and Charybdis", p. 264.

28. Plotinus, "Ennead" VI. 9.

29. St. John of the Cross, "En Una Noche Escura", Stanza I.

30. Schmoelders, "Les Ecoles Philosophiques chez les Arabes", p. 55.

31. "Theologia Germanica", cap. XIX.

32. Gerlac Petersen, "Ignitum cum Deo Soliloquium", cap. XI.

33. "Das Fliessende Licht der Gottheit", pt. IV. cap. 13.

34. Dialogo, cap. Ix.

35. Tauler, Sermon for Septuagesima Sunday (Winkworth's translation, p. 253).

36. Vita e Dottrina, cap. VI.

37. М. Smith, "Rabi'a the Mystic", p. 30.

38. Ennead VI. 9.

39. "An Epistle of Discretion". Этот чудесный английский трактат, принадлежащий, по-видимому, автору "The Cloud of Unknown", напечатан И. Гарднером в "The Cell of Self Knowledge", p. 108.

40. Ruysbroek, "De Ornatu Spiritualium Nuptiarum", 1. I. cap. XXVI.

41. Ennead, VI. 9.

42. "The Mending of Life", cap. XI.

43. Recejac, "Fondements de la Connaissance Mystique", p. 7.

44. Dialogo, cap. XXVI.

45. "De Imitatione Christi", 1. II. cap. V.

46. Jalalu'ddin (Wisdom of the East Series), p. 79.

47. Hilton, "Treatise to a Devout Man", cap. VIII.

48. Tauler, "Sermon for Thursday in Easter Week" (Winkworth's translation, p. 294).

49. "Любовь не знает порядка" (лат.).

50. Записки Гертруды Мор были напечатаны в 1658 году "At Paris by Lewis de la Fosse in the Carme Street at the Signe of the Looking Glass" и позже были переизданы. Я привожу цитаты по оригинальному изданию.

51. Р. 138.

52. Р. 181.

53. Op. cit., pp. 9, 16, 25, 35, 138, 175.

- 113 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _