Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Андерхилл Эвелин - Мистицизм

- 112 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

2. Платон, "Федр", 250 с.

3. Так, Экхарт пишет: "Каждый раз, когда силы души соприкасаются с творениями, они получают сотворенные образы и подобия этих творений и впитывают их. Таким образом душа познает творения. Творения не могут ближе этого подойти к душе, и душа не может приблизиться к творениям иначе, чем через сознательное восприятие образов. И именно через наличие образа душа приближается к сотворенному миру, так как образ - это То, что душа создает своими собственными силами. Хочет ли душа действительно знать сущность камня, лошади, человека? Она формирует образ". - Meister Eckhart, Pred. I. ("Mysticshe Schriften" P. 15).

4. Так, Эдвард Карпентер рассказывал о собственном мистическом переживании: "Восприятие кажется единым, когда все чувства сливаются в одно чувство" (цитата приведена из книги: Bucke, "Cosmic Consciousness", p. 198).

5. "A pluralistic Universe", p. 10.

6. Существует четыре основные группы таких схем: 1) Субъективная; 2) Объективная; 3) Трансцендентальная (кантианская); 4) Абсолютная (гегельянская). К последней принадлежит также Имманентный Идеализм Кроче и Джентиле.

7. Delacroix, "Etudes sur le Mysticisme", p.62.

8. E.Towne,"Just how to Wake the Solar Plexus", p.23.

9. Recejac, "Fondements de la Connaissance Mystique", p.15.

10. Или, как говорил Аристотель, а после него св. Фома Аквинский, "созерцающее животное", так как "этот акт - единственное в человеке, что присуще ему и никоим образом не присуще никакому другому существу в мире" (."Summa Contra Gentiles", 1. III, cap. XXXVI).

11. Все целители, от Эскулапа и Галена до Мечникова и миссис Эдди - открывательницы "христианской науки", фактически принимали оба этих принципа и руководствовались ими.

12. "В муках возносить хвалу - радость для любящего" (лат.). - "De Imitatione Christi", 1. II, cap. VI.

13. "Я говорю, что такие святые, как эти, вызывающие мою любовь и уважение и жаждущие пищи для души, бегут к престолу самых святых испытаний, желая страдать от боли... Для них, моих самых дорогих сыновей, страдание - это удовлетворение, а удовольствие и утешение, которые им дает мир, - это тяжкий труд" (St. Catherine of Siena, Dialogo, cap. XXVIII).

14. "Philosophy of Religion", vol. II, p. 8.

15. "Der Sinn und Wert des Lebens", p. 148.

16. "Fondements de la Connaissance Mystique", p. 74.

17. Aug. Conf., bk. X, cap. XXVII. (Здесь и далее цитаты в русском переводе по изданию: "Блаженного Августина, епископа Иппонийского, исповедь". - Творения блаженного Августина, ч. 1. - Труды Киевской Духовной Академии; Киев, 1880. - Прим. ред.)

18. Кроме специально оговоренных случаев (напр., "Божественная комедия" Данте, - перевод М.Лозинского, М., 1974), здесь и далее переводы стихотворений - в литературной обработке В.Трилиса. - Прим. ред.

19. "Федр", 250d - 252а. (Перевод по английскому изданию). Фраза "тот, чье посвящение произошло недавно", относится к ритуалу посвящения в Орфических Мистериях. Некоторые авторитеты считают, что посвящающий неофита, видимо, вводил его в гипнотический сон, и в таком состоянии новопосвященному могли явиться видения "великолепия славы иного мира". Главные моменты "обращения", таким образом, создавались искусственно; и поскольку объектом воздействия был мозг, а не сердце, то и результат, как видно из контекста, оказывался обычно непродолжительным.

20. "Путь к звездам" (лат.).

21. "Сердце сердцу говорит" (лат.).

22. Royce, "The World and the Individual", vol. I, p. 181.

23. Идея Божественного Союза как подлинной цели человека, конечно, очень стара. Ее первые определенные проявления в религиозном сознании Европы, похоже, совпадали с основанием орфических тайных обществ в Греции и Южной Италии в VI веке до н.э. См.: Rohde, "Psyche", cap. 10; Adam, "The religious Teachers of Greece", p. 92.

24. Coventry Patmore, "The Rod, the Root, and the Flower", "Aurea Dicta", CXXVIII.

Глава II

1. "Union", "communion"; одно из важнейших понятий в числе используемых автором (см. в особенности главу 10-ю в части 2-й): среди вариантов перевода ("слияние", "союз", "тождество" и т. п.) "единение" представляется оптимальным (см. прим. в начале той же главы). - Прим. ред.

2. Driesch, "The Science and Philosophy of Organism", Gifford Lectures, 1907-1908.

3. Bergson, H., "Les Donnees Immediates de la Conscience" (1889), "Matiere et Memoire" (1896), "L'Evolution Creatrice" (1907).

4. Eucken, R., "Dei: Kampf urn einen geistigen Lebensinhalt" (1896), "Der Sinn und Welt des Lebens" (1908), и др. - см. Библиографию.

5. Исследования Дриша (Driesch, H., op. cit.) и de Vries ("The Mutation Theory", 1910) многое дали для установления истинности таких утверждений в научном плане. Отметим, в частности, сделанное Дришем описание спонтанных реактивных изменений эмбриона морского ежа, а также замечательное описание у де Врие ростка одичавшей энотеры, изменяющегося то в одну, то в другую сторону, "словно движимого нескончаемыми внутренними приливами и отливами".

6. Schiller признает наш долг перед Гераклитом: см. "Studies in Humanism", pp. 39, 40.

7. По поводу того, что составляет предмет этой и следующих страниц, см. уже упоминавшиеся труды Анри Бергсона. Здесь я многим обязана личной помощи моего друга Уильяма Скотта Палмера, многое сделавшего своими интерпретациями для ознакомления англоязычных читателей с философией Бергсона, а также докладу проф. Уилдона Карра "Теория познания Бергсона", прочитанному в Аристотелевском обществе в декабре 1908 г.

8. Гераклит, фрагменты, 46, 84.

9. Rossetti, первое издание, песнь X.

10. Например, у св. Августина: "Только то действительно существует, что пребывает неизменно" ("Исповедь", кн. VII, гл. 11).

11. F. von Hugel, "Eternal Life", p. 365.

12. S.Alexander. "Space, Time and Deity", vol. II, p. 410.

13. См. ниже, часть I, гл. VII.

14. Гераклит, там же.

15. Термин Лейбница. - Прим. ред.

16. По поводу законченной, неделимой природы нашего опыта в его "целостности", а также той унылой работы, которую наш аналитический мозг проделывает, растаскивая этот опыт на части, Bradley высказал несколько существенных замечаний в своих "Oxford Lectures on Poetry", p. 15.

17. St. Mechthild of Hackborn, "Liber Specialis Gratiae", 1. II, cap. XXVI.

18. Meister Eckhart. Pred. LXXXVII.

19. Willdon Carr, op. cit.

20. "Кажется, что человек никогда не сможет убежать от себя, но тем не менее, когда он замкнут в монотонной ограниченности своей сферы, его подавляет ощущение пустоты. Единственным средством здесь может быть радикальное изменение концепции самого человека, разграничение в нем более узкой и более широкой жизни, жизни стесненной, ограниченной, никогда не способной превзойти саму себя, и бесконечной жизни, в которой он наслаждается общением с безмерностью и с истинной вселенной. Может ли человек возвыситься до такого духовного уровня? На его способности осуществить это покоится вся наша надежда придать жизни какое бы то ни было значение или ценность" (Eucken, R., "Der Sinn und Wert des Lebens", p. 81).

21. Существенные элементы учения Эйкена хорошо резюмированы в его "Der Sinn und Wert des Lebens".

22. "Der Sinn und Wert des Lebens", р. 121.

23. "De Septem Gradibus Amoris", cap. XIV.

24. "... и я увидел / Воочью оба воинства небес". - Данте, "Рай", XXX. 95. Стихи Данте здесь и далее даны в переводе М.Л.Лозинского. - Прим. перев.

25. "Revelations of Divine Love", cap. VI.

26. "Последняя печать" (лат.).

27. Ruysbroeck, "Samuel", cap. VIII.

28. Ibid., "De Vera Contemplatione", cap. XII.

29. Von Hugel, "The Mystical Element of Religion", vol. II, p. 132.

30. St. Catherine of Siena, Dialogo, cap. LXXXIX.

31. Гераклит, op. cit.

32. Meister Eckhart, Pred. 1.

33. Августин, "Исповедь", кн. I, гл. IV. "Что же Ты такое, или Кто Ты, Боже мой?.. Высочайший, совершеннейший, могущественнейший [то есть - динамичный], всемогущественнейший [то есть - трансцендентный], в высшей степени благой и милосердый и в высшей степени правосудный и справедливый, никому не доступный и всему присущий, красота благолепнейшая и великодушие непреоборимое и непостижимость неуловимая, Сам в Себе неизменяемый, а все изменяющий, ни нов, ни стар, никогда не обновляющийся и никогда не стареющийся, а все обновляющий и гордых в неведении состаревающий, и действующий всегда, и покоюшийся всегда, собирающий и ни в чем не нуждающийся, все носящий и наполняющий и поддерживающий, творящий и питающий и усовершающий, обо всем заботящийся и ни в чем не имеющий недостатка... Но что все слова мои, о Боже мой, жизнь моя, божественная утеха и радость моя? И горе безмолвствующим о тебе, когда и многоглаголивые немотствуют". Достаточно сравнить с этим поразительно сходное суфийское определение природы Бога в книге Палмера (Palmer, "Oriental Mysticism", pp. 22. 23): "Первое и последнее, Конец и Предел всего, несравненное и неизменное, всегда вблизи, но и всегда вдали" и т. д. Здесь прослеживается определенное влияние идей платонизма.

34. "Тимей", 27.

35. "Природное стремление, - говорил Аквинат, - не может быть напрасным". Философия ползком возвращается к такой "средневековой" точке зрения. Срв. "Surnma Contra Gentiles", 1. II, cap. LXXIX.

36. Срв. видение Данте, "Рай", XXX, где он видит Реальность сначала как струящуюся Реку Света, поток всех вещей, а затем - когда его зрение очищено - как достигнутое Совершенство, Вечную Розу.

37. E.Boutroux, "Le Philosophe Allemand, Jacob Boehme", p. 18.

38. Von Hugel, "Eternal Life", p. 385.

39. Op. cit., р. 387.

40. "Всегда действующим" (лат.).

41. "Всегда покоящимся" (лат.).

Глава III

1. Здесь и далее подразумевается собственно тот или иной модус восприятия трансцендентного в силу восприимчивости к нему ("мистического чувства"). - Прим. ред.

2. Согласно великолепному образу Дионисия, мудрые херувимы - это "одни глаза", а любящие серафимы - "одни крылья". Если серафимы, воплощения сильнейшей любви, "непрерывно движутся к божественной сути вещей" и черты их - пыл и энергия, то способность херувимов заключается в восприимчивости, умении поглощать лучи Вышнего Света. (Dionysius the Areopagite, "De Caelesti Ierarchia", VI. 2 и VII. 1.)

3. Так, Ресежак говорит о мистиках: "Они желают знать только то, что могут полюбить, и их желание объединиться с сутью вещей в Боге, Который есть сумма их всех, основывается на чувстве, которое не есть ни любопытство, ни голый интерес" (Recejac, "Fondements de la Connaissance Mystique", p. 50).

4. Здесь и далее: "Plenitude of God" - т.е. именуемое в богословии собственно Плеромой. - Прим. ред.

- 112 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _