Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Ричард Кавендиш - Черная Магия.

- 62 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Но культ Цернунна едва ли мог сохраниться до Средних веков. Ни в одном западноевропейском законе против язычников мы не -находим упоминаний ни о рогатом боге, ни о каком-либо ином божестве в облике животного. Правда, языческая традиция ритуального ношения масок и костюмов животных сохранялась 'и я христианские времена. Святой Кесарий ш Арля ;(ум. 542) писал, что "некоторые рядятся в шкуры скота", другие: надевают на себя головы животных, при этом радуясь и ликуя". В том же "VI веке, .но несколько позднее, городской совет Осера осудил людей, которые 1 января рядились ;в шкуры быков и оленей. Архиепископ Кен-терберийский Теодор (668-690) порицал разнообразные пережитки язычества, заодно осуждая злодеев, гадателей, отравителей и "всех, ;кто расхаживает первого января подвидом оленей или быков, т. е. обращается в дикого зверя, и рядится в шкуры скота, и надевает на себя головы животных... ибо сие есть бесовство ".

Маскарады таково рода устраиваю по сей день, но это не означает, что сохранился языческий; культ.. В Англии до сих пор проводят рождественские: пантомимы,. участники которых рядятся: в. костюмы животных; однако говорить о поклонении языческому богу здесь было бы; столь же неуместно, как, скажем, обвинять в идолопоклонстве американских детей, которые надевают маски чудовищ на праздник Хэллоуин. Кроме того, на 1 января не приходился ни один из ведьмовских праздников. И все же традиция ряжения в костюмы животных, в свое время могла повлиять на ведьмовские ритуалы. Иногда маски,, головы и шкуры животных косили на шабашах все участники, а не только председатель, хотя Б! большинстве случаев ведьмы являлись на сборища либо в обычной одежде, либо обнаженными. По-видимому, следует говорить не о сохранении культа какого-либоконкретного божества - Цернуина, Диониса, Пана или иного языческого бога, - а о сохранении идеи. Ведьмы и ведьмаки, которые одновременно, являлись и чародеями, и дьяволопоклонниками, разделяли магические и языческие представления о ценности. животного начала в" человеке. Буйные пляски и оргиастические ритуалы в честь бога-животного служили, очевидно, для высвобождения этого животного начала. Теория магии гласит, что это - важнейший шаг на пути обретению целостности, к превращению человека в божество; и эта же идея отражена в гностических и-еретических учениях, согласно которым необходимое условие спасения - испытать все возможные на земле состояния и ощущения. Возможно, ведьмы верили, что достигают божественного состояния во: время оргии на шабаше w, главным образом, во время сексуального контакта с богом" который зачастую являлся в облике животного и совокуплялся: с женщинами. с тыла, как животные.

Сексуальной оргии часто, предшествовали; экстатически(r) пляски:. Обычно ведьмы танцевали в хороводе, двигаясь при этом против! часовой стрелки - в сторону зла. Испанский автор Петр Вальдерама сообщает, что ведьмы; плясал" "на диковинный лад: повернувшись спинами' друг к другу и держась за руки, они приседали и подпрыгивали, вертелись и трясли головой, как безумные". Мартин дель Рио приводит сходное описание: ведьмы танцевали парами, спина к спине, держались при этом за руки и изо всех сил трясли головами. Танец спиной к спине в Средние века считался непристойным, так как являлся нарушением условностей.

Во время самой оргии ведьмы и ведьмаки якобы предавались всем мыслимым и немыслимым половым извращениям, совокупляясь как друг с другом, так и с Дьяволом. Кульминацией шабаша становился разгул животных страстей, в котором наслаждение, смешанное с болью, ввергало дьяволопоклонников в экстаз. Половые сношения с Дьяволом обычно описывали как болезненные: многие ведьмы заявляли, что это столь же мучительный процесс, как деторождение. По словам Жанетты д'Абади, половой член Дьявола был чешуйчатым и причинял чрезвычайную боль. Фаллос Дьявола описывали как неестественно огромный и холодный; холодным было также дьявольское семя. (В наши дни утвердилось мнение, что председатель шабаша пользовался искусственным фаллосом.) Но несмотря на все это, ведьмы находили соитие с Дьяволом исключительно приятным. Павел Грилландус, судивший ведьм в начале XVI века в Риме, обнаружил, что Дьявол внушает ведьмам "предельное сладострастие". Одна молодая ведьма-француженка заявила: "Я не стану иной, чем я есть; мне слишком нравится то, что со мной происходит; меня всегда ласкают". В 1662 году шотландская ведьма Изабель Гауди сообщила своим обвинителям, что Дьявол "тяжел, как бурдюк с пивом; у него огромное естество, очень холодное, как лед", - однако добавила: "Он так охоч до нас, что ни один мужчина с ним не сравнится".

Такую же извращенную смесь наслаждения и боли можно обнаружить в рассказах об избиениях, которые часто имели место на шабашах. Ведьм часто били за то, что они не причинили людям достаточно вреда или чем-либо не угодили Дьяволу. Изабель Гауди сказала, что ведьмы иногда дразнили Дьявола, а он за это порол их: "Он избивал нас и бичевал, как нагих духов, веревками и кнутами; а мы все кричали: "Сжальтесь! Сжальтесь! Пощадите! Пощадите, господин!" Но он не ведал ни жалости, ни пощады". Один автор справедливо замечает: "Похоже, это было не что иное, как садомазохистские забавы ". Эстетическое наслаждение, которое ведьмы получали на шабаше, было для них настолько привлекательным, что многие оставались верны Дьяволу вплоть до самой смерти. Молодая ведьма из Лотарингии, Жанна Дибассон, заявила, что шабаш - это "настоящий рай, и блаженства в нем куда больше, чем можно передать в словах". Мари дела Ральд, чрезвычайно красивая 28-летняя женщина, утверждала, что шабаши доставляли ей огромное удовольствие, и не столько из-за свободы и вседозволенности, сколько из-за того, что Дьявол имел такую власть над сердцами ведьм, что ничего иного, кроме общения с ним, они уже не желали. Они верили в то, что он - истинный Бог и что радости шабаша - это лишь преддверие иного, истинного блаженства. Английские ведьмы Ребекка Уэст и Роуз Хэллибред "приняли смерть в великом Упорствовании и Непокорности, без малейшего Раскаяния, без видимого Страха и Стыда за свои омерзительные Ведьмовские Деяния". Ведьмам Элинор Шоу и Мэри Филлипс предложили помолиться перед казнью, но они лишь громко расхохотались и "призвали Дьявола явиться на помощь им в столь Богохульственных словах, что Упоминание их здесь было бы неуместным... и как при жизни они были верными Пособницами Дьявола, так и Умерли с решимостью остаться у него в Услужении ". Когда Ролландудю Вернуа везли на костер, священники умоляли ее покаяться и спасти свою душу, примирившись с Господом; однако она ответила, что у нее есть иной, лучший господин, - и с тем умерла.

Широко было распространено поверье о том, что ведьмы и колдуны, поступая к Дьяволу на службу, подписывают с ним договор, оформленный в виде документа. В 1320 году одному инквизитору в Каркасоне поручили расследовать дело с некими людьми, которые приносили жертвы демонам, поклонялись им и приносили им клятву верности, скрепляя ее своей подписью. В трактате "Errores Gazariorum" (около 1450 года) описывается посвящение ведьмы; здесь сказано, что Дьявол берет кровь из левой руки ведьмы и пишет ею на бумаге договор, а бумагу эту оставляет у себя. Тот факт, что подобные договоры часто полагалось писать кровью, связан с представлением о крови как носителе жизненной энергии. Скрепив договор своей кровью, человек тем самым отдавал свою жизнь. во власть Дьявола. Поверье о договорах с Дьяволом заняло прочное место в умах средневековых европейцев и стало темой бесчисленных легенд и сказок. В обмен на те или иные блага человек, подписывающий такой договор, обязался предаться Сатане душой и телом либо после, смерти, либо по истечении определенного числа лет. Человеческое тело представляет для Дьявола ценность по той причине, что он, являясь существом бестелесным, жаждет достичь плотской полноты; душа же нужна ему для того, чтобы вырвать ее из-под власти Бога. Стремясь расширить пределы царства Тьмы и нанести ущерб силам Света, Дьявол идет на сделки с людьми, - а людям, как гласят легенды, нередко удается обвести его вокруг пальца. Однако, по-видимому, обмануть Князя Тьмы все же не так просто. "Всякий, кто провозглашает бытие Дьявола, - замечает Элифас Леви, - тем самым творит Дьявола". Стоит лишь магу сотворить Дьявола в своем воображении - и избавиться от него будет весьма нелегко.

В августе 1677 года в полицию доставили баварского. художника по имени Кристоф Хайцман. Он бился в конвульсиях и умолял отправить его в находившееся неподалеку святилище Девы Марии. Девятью годами ранее он заключил договор с Сатаной, подписав его кровью из ладони правой руки. Теперь срок договора истекал, а несчастный художник в ужасе ждал, что Сатана с минуты на минуту явится и утащит его в ад. Полицейские поверили Хайцману и доставили его & святилище. Проведя в покаянных молитвах три дня и три ночи, Хайцман удостоился видения. Он узрел саму Деву Марию, которая принудила Дьявола к повиновению и заставила отдать ей договор, где значилось следующее: "Кристоф Хайцман. Продаю себя Сатане с тем, чтобы на девятый год стать плотью от плоти его и принадлежать ему телом и душой ". Спустя сто с лишним лет, в 17851 оду, в Гамбурге колесовали двух женщин за убийство некоего еврея. А убили они его для того, чтобы взять его кровь и подписать. ею договор с Дьяволом. В 1929 году Морис Гарсон - юрист, писатель и специалист в области черной магии, - выступая с лекциями в Париже, сообщил, что был свидетелем того, как некий колдун призывал Сатану в лесу близ Фонтенбло. Спрятавшись за деревом. Гарсон увидел, как чародей начертил на земле магический круг и ровно в полночь приступил к ритуалу. Две черные свечи горели тусклым голубым пламенем; от серебряной кадильницы поднимался дым возжигаемых благовоний. Маг обошел круг против часовой стрелки, нараспев читая заклинания, а в кульминационный момент церемонии предложил Дьяволу подписанный кровью договор. В уплату за услуги он пообещал предать Сатане свою душу, а также поклялся, что за каждое удовлетворенное желание будет находить ему нового слугу. Но Дьявол так и не появился - "без сомнения", как полагает Монтегю Саммерс, из-за того, что за церемонией наблюдал профан .

Идея договора с дьяволом возникла, по-видимому, под влиянием раннехристианских представлений о том, что чародеи способны творить чудеса лишь в том случае, если заручатся помощью сверхъестественных существ. Поскольку черный маг рассчитывать на помощь Бога явно не мог, то ему оставалось полагаться только на Дьявола. Намеки на возможность заключения формального договора с адскими силами содержатся уже в трудах Оригена (ум. 254 г. и. э.), но первый мощный стимул развитию подобных поверий дал Августин Блаженный, утверждавший, что все чародеи, астрологи и прочие любители магии находятся в союзе с демонами. Он осуждал "все искусства этого рода... произрастающие из тлетворной связи людей с демонами, словно из союза дружбы лживой и бесчестной ". Библейское обоснование возможности такого союза находили в 15-м стихе 28-й главы Книги пророка Исайи. В оригинале этот стих не имел никакого отношения к договору с Дьяволом, но версия Вульгаты предполагала именно такое толкование:

- 62 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _