Ричард Кавендиш - Черная Магия.
- 61 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Отвергая христианского Бога, ведьмы поклонялись Дьяволу как божеству. Согласно Ланкру, ведьма при посвящении в секту обращалась к Дьяволу со следующими словами: "Предаю себя всецело в твою власть и в твои руки, и не поклонюсь никакому иному богу, ибо мой Бог - ты". Агнесса Уобстер из Абердина, представшая перед судом в 1596 году, была обвинена в том, что называла Сатану своим богом. Нортумберлендские ведьмы, суд над которыми состоялся в 1673 году, именовали Дьявола своим благословенным спасителем и своим богом. Мартин дель Рио сообщает, что ведьмы величали Дьявола "Творцом, Подателем и Хранителем всего сущего", а Сильвен Невийон признался в 1614 году в Орлеане, что ведьмы признавали Дьявола своим богом, господином и создателем.
Представления о Дьяволе как о творце и господине восходят к убеждению в том, что мир создан и управляется Дьяволом, тогда как Бог далек от земной жизни. Одной из привлекательных черт ведьмовства являлся, по-видимому, тот факт, что бог присутствовал на шабаше в зримом облике человека или животного - в отличие от Христа, который давным-давно вознесся на небеса.
"Его Сами ведьмы, очевидно, в большинстве случаев называли бога, которому поклонялись, именно "Дьяволом", да и другие имена, под которыми это божество фигурирует в документах, - Сатана, Люцифер, Вельзевул, Велиал, Астарот, Асмодей, Маммон, - свидетельствуют об осознанном отождествлении его с христианским Дьяволом. В 1595 году Жан дель Во, монах из аббатства Стабло в Нидерландах, без пыток признался в том, что участвовал в шабашах и вместе с другими поклонялся там Вельзевулу. Ведьмы целовали следы ног Вельзевула, а прежде, чем сесть за пиршественный стол, возносили ему благодарственную молитву: "Во имя Вельзевула, нашего Великого Владыки, Самовластного Повелителя и Господина". Иногда Дьявол призывал своих приверженцев к отмщению; этот мотив также позволяет отождествить его с христианским Сатаной. "Отомстите за себя или умрите", - велел он ведьмам из Пуатье. Согласно Мартину дель Рио, в заключение шабаша Дьявол говорил:
"Отметим же за себя. дабы познали вы закон, противный закону милосердия; ибо если не сделаем мы этого, то умрем". Возможно, это означало, что если христианство не удастся истребить, то Дьявол и его приверженцы не обретут жизни вечной.
Не возникает особых сомнений в том, что Дьявол - председатель шабаша - в действительности был простым смертным, главой ведьмовской секты. В тех случаях, когда "Дьявол" являлся в человеческом облике, он зачастую бывал "темнокож" или "смугл", как и положено Князю Тьмы. Говорили, что от него веяло ледяным холодом - как от того бледного, тощего человека, которого целовали кандидаты при посвящении в секту люцифериан. Описания его голоса заставляют предположить, что главный ведьмак носил маску. Французский демонолог Никола Реми в 1591 году писал, что голоса демонов "похожи на голос человека, говорящего в бочку"; многие отмечали, что Дьявол говорит очень тихо или хрипло, почти неразборчиво.
"Дьявол" в облике животного также, очевидно, был замаскированным человеком. Стоит припомнить, что "мужчина огромного роста", о котором поведала Анн-Мари де Жоржель, был одет в звериные шкуры. Ведьмам из Пуатье Дьявол представал в виде козла, говорившего человеческим голосом, а ведьмы из Бреси в 1616 году видели его в образе черного пса, стоявшего на задних лапах и также говорившего, как человек. Изабелла Беккет с острова Гернси в 1617 году призналась, что была на шабашах и видела там Дьявола в облике рогатого пса; "он взял ее за руку своей лапой (которая показалась ей похожей на человеческую руку) и, назвав ее по имени, приветствовал ее". Иногда маскарад бывал более искусным. Бамбергские ведьмы утверждали, что Дьявол являлся в различных обликах: в виде мужчины, козла или зеленого беса с совиной головой, рогами, черным или огненно-красным лицом, козлиными копытами, длинным хвостом и когтистыми лапами. По словам шотландской ведьмы Агнессы Сэмпсон, тело Дьявола было твердым, как железо; нос его походил на орлиный клюв; глаза горели огнем, а руки и ноги были волосатыми и когтистыми.
Тот факт, что Дьявол часто оказывался рогатым, по-видимому, объясняется его символической связью с числом 2. Звериному облику его также не следует удивляться: ведь с древних времен считалось, что демоны являются людям в виде животных или существ, в облике которых соединились части тела различных животных (как рогатый пес Изабеллы Беккет или Бамбергский зеленый бес). Чаще всего Дьявол принимал вид козла (хотя, как ни странно, в Англии и Шотландии в таком облике его никогда не видели). Также он мог явиться в образе кота, пса, быка, коня, барана, а изредка представал в виде вепря, медведя или оленя. У Дьявола-козла были рога, хвост, раздвоенные копыта и иногда рыжеватая борода. Как правило, козел этот был черной масти и прихрамывал.
Ассоциации между Дьяволом и козлом, возможно, имеют отношение к одному из главных ритуалов шабаша - совокуплению ведьм с Дьяволом. Уже в ранних описаниях шабаша, записанных со слов Анн-Мари де Жоржель и Катрин Делор, сообщается, что ведьмы должны были доставлять председателю шабаша плотские утехи. Вера в способность и желание демонов вступать в половую близость с людьми восходит главным образом к иудаистской традиции (в частности, к легенде о плотском общении Адама с Лилит и другими демоницами). Известно также множество античных мифов о браках земных женщин с богами - которые для христиан были демонами; но главным источником подобных верований была легенда о Хранителях.
Связь между Хранителями, злым началом и козлом заложена в структуре иудейского ритуала изгнания в пустыню "козла отпущения". В Книге Левит (16:7 и далее) Господь велит Аарону избрать козла "для Азазеля " и возложить руки на голову этого козла, "чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения и чтоб он понес на себе их беззакония в землю непроходимую". Этот ритуал иудеи совершали вплоть до 70 года н, э. Козла выводили в пустыню и сбрасывали со скалы. Голову его при этом обвязывали красной шерстяной нитью - по-видимому, в согласии с обетованием Господним из Книги пророка Исайи: "Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю" (1:18). Много веков спустя красная нить и красная веревка стали атрибутами ведьм.
Ритуал "козла отпущения" не забылся. В XIII веке раввин Моисей бен Намен писал: "Господь, однако, повелел нам на праздник Йом Киппур посылать козла владыке, чье царство - в местах пустынных. Силою своей он вызывает разрушение и опустошение... Он связан с планетой Марс... а из животных ему принадлежит козел. Демоны находятся под властью его и Библии, зовутся "шеирим" (козлы)" . Этот владыка пустынных мест, которому посылали козла, и есть Азазель, "звезда, упавшая с неба", вождь Хранителей из 1-й Книги Еноха. Будучи связан с Марсом, он научил людей делать оружие. Господь заточил его в пустыне до дня Страшного Суда, а затем Азазель будет ввергнут в вечный огонь.
В этом ритуале козел, на которого возлагаются грехи всего народа, приобрел ассоциации с нечистотой и злом. А по причине связи с Азазелем он также стал ассоциироваться с Дьяволом и падшими ангелами. В Евангелии от Матфея Иисус говорит, что в некий день Он придет во славе и разделит все народы, "как пастырь отделяет овец от козлов". Козлы, т. е. грешники, будут ввергнуты "в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Матф. 25:31-41).
Азазель был предводителем Хранителей, обуянных плотской страстью к дочерям человеческим, а также вождем шеирим, или демонов-козлов, которые несколько раз упоминаются в Ветхом Завете. Некоторые древние евреи поклонялись этим демонам. Царь Ровоам назначал жрецов шеирим, а Иосия, напротив, уничтожил места их почитания (2 Пар. 11:15и4 Цар. 23:8) . Подобно тому, как Хранители брали в жены смертных женщин, так в культе шеирим, по-видимому, имело место совокупление женщин с козлами. В Книге Левит сказано: "...и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно" (18:23), - а также:
"чтоб они впредь не приносили жертв своих шеирим, за которыми блудно ходят они" (17:7) . Похожий культ существовал в Египте во времена Плутарха. В египетском городе Мендес поклонялись божественному козлу, для совокупления с которым выбирали самых красивых женщин. Элифас Леви отождествляет козла Мендеса с козлом ведьмовского шабаша и называет его также "Бафометом Мендеса".
Легенда о Хранителях и о том, как они возжелали сойтись с дочерьми человеческими, в Средние века была хорошо известна. Представление о блуде женщин с Дьяволом в облике козла сложилось, по-видимому, именно на основе ассоциаций между козлом, Азазелем, Хранителями и шеирим. Не исключено также, что средневековые поверья о совокуплении ведьм с обоготворяемыми животными подкреплялись тем фрагментом из Книги Исход, где содержится чудовищный стих, на который постоянно ссылались охотники за ведьмами:
"Ворожеи не оставляй в живых". Дело в том, что непосредственно в следующем стихе содержится запрет на скотоложество, а далее - запрет на поклонение иным богам, кроме Иеговы: "Ворожеи не оставляй в живых. Всякий скотоложник да будет предан смерти. Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен" (Исх. 22:18-20).
Некоторые современные авторы предполагают, что в ритуалах шабаша сохранились пережитки древнегреческого культа Диониса. Непосредственных подтверждений этой гипотезе мы не находим, однако между Дионисом и Дьяволом, которому поклонялись ведьмы, действительно есть определенное сходство. В обоих этих культах участвовали преимущественно женщины; оба культа носили оргиастический характер. Дионис также иногда изображался в облике козла, хотя чаще - в облике быка. В селении Элевтерии, откуда культ Диониса заимствовали афиняне, этого бога именовали "Ме-ланайгис" - "Тот, кто со шкурой черного козла". В число обрядов поклонения Дионису входила ритуальная битва между "Черным" и "Светлым" богами (ср. мотив борьбы Дьявола с Богом). В Дельфах Диониса считали властителем зимних месяцев и, по-видимому, ассоциировали его с "ночным солнцем", или "черным солнцем", - предводителем звезд; в этом качестве он являлся антиподом светлого солнечного бога Аполлона, который правил летними месяцами года. Как и все прочие боги плодородия и растительности, Дионис был связан с подземным миром (ведь деревья и травы растут из-под земли). Кроме того, в его свиту входили сатиры - похотливые .козлоногие божества, сходные .с еврейскими шеирим.
Предводителем сатиров был также Паи, которому поклонялись по всей Греции. Его изображали в виде получеловека - полукозла; он также считался похотливым и почитался как бог плодородия. Пан играл на тростниковой флейте; а ведьмы из Луатье утверждали, что танцевали на шабашах под пронзительные звуки флейты, на которой играл сам Дьявол. Согласно теории Маргарет Мюррей, Дьявол принимает облик козла и других животных по. той причине, что он - не кто иной как языческий "рогатый бог" народов Западной Европы. Таким общеевропейским "рогатым богом" Мюррей считает галльского бога-оленя Цернуина. К сожалению, сведений о Цернунне о его культе сохранилось слишком мало. Известно, что 'он был богом плодородия и подземного :мира. Иногда .он изображался трехглавым, как Геката, и ассоциировался со змеем, как христианский Дьявол. Юлий Цезарь писал, что галлы считали себя потомками Диспатера - римского бога подземного мира. Галльское имя этого божества Цезарь не приводит, но если это и впрямь был Цернунн, то можно говорить об определенном сходстве его с Дьяволом как творцом мира и человека.
- 61 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Вернуться