Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Анни Безант - Христос.

- 1 -

Последняя страница ⇒ | К оглавлению ⇑

В этой статье, впервые опубликованной в России в 1907 году речь, идет о мистическом "Христе", о "Христе" как состоянии души, а не как о Богочеловеке.

Попытаемся мысленно вознестись к высшей ступени человеческой эволюции, к конечному торжеству божественного человека, к тому, что христианские нации символизировали в "Христе", а последователи других религий - в том же идеале, носящем лишь иное имя, и мы увидим, что символ этот встречается во всех религиях мира.

Христос не принадлежит одной какой-либо религии, одной нации, одной семье человечества. Он не заключен в пределах одного верования, но везде является самым благородным, самым возвышенным идеалом. Самые различные религии Его исповедуют, в Нем заключается весь их смысл. Он есть тот великий идеал, к которому стремится все человечество.

Слово "Христос" выражает скорей состояние, чем самого человека. Люди в своем последовательном развитии достигают этого состояния, ибо все они, один за другим, совершают великое паломничество Того, имя Которого на Востоке отождествляется с именем "Сына Божьего" (по-гречески Chrestos - помазанный). Созерцание этого великого идеала приготовляет их к полному осуществлению Его в нас самих. Подобно тому, как желающий учиться музыке должен слушать произведения великих композиторов, погружаться в созданные ими мелодии, так и мы ничтожные, маленькие земные создания, должны возвести очи и сердца к нашему Великому Идеалу. Все сыны человеческие могу сделать то, что сделал Сын человеческий (ибо все равно суть сыны Божьи), и развитие полной божественности в них есть лишь вопрос времени. Это ступень сверхнравственности. Нравственность проистекает из этих правил и законов: "Сделай то-то, не делай того-то!" В этом состоянии закон является пределом, преградой, вследствие чего человеку приходится бороться самому с собой, дабы поступать согласно с ним. Но в сверхнравственном состоянии божественная жизнь человека находит свое истинное выражение уже одним лишь фактом своей внутренней реальности. Это то состояние, на которое намекает один христианский посвященный, говоря о "человеке живом", не подвластном законам плоти. Стадия нравственности уже позади, когда вся деятельность человека направлена ко благу, подобно тому, как магнитная стрелка направлена всегда к северу. Вся духовная природа человека ищет то, что должно составить наивысшее благо для всех: здесь нет больше борьбы, победа одержана.

Когда "Христос" окончил свою эволюцию, когда Он становится "Торжествующим Христом", "Христом Славы", владыкой и жизни смерти, Он уже является как Помазанник и Спаситель людей. Все религии признали эту ступень (Христа) как ту, на которую вступает в первое посвящение "Христос-дитя", "малое дитя, входящее в Царство Божье". Это все специальные термины для выражения состояния души, проходящей через первые великие врата при вступлении в жизнь Христа. И когда душа достигает этого состояния, когда в человеке рождается "Христос", она, освобождаясь окончательно от всех условностей и ограничений, переходит от преходящего к бесконечному созданию, и потому начинает сама осуществляться уже не как форма, а как жизнь.

Это состояние особенно ясно указано в христианской религии. Чего желал Павел для новообращения христиан? Он выражает надежду на то, что "Христос" родился в них, что этот великий духовный шаг совершится в душе каждого из них. Если бы во всех христианских писаниях не нашлось никаких других слов, кроме этого сообщения Наставника к своим ученикам, то и этого было бы достаточно, чтобы показать, что в христианском идеале эта ступень божественности признается не как внешняя форма; на жизнь Христову взирается как на путь, доступный всем верующим. "Христос" может родиться в каждом человеке. Главная цель религии: помочь "пробуждению Христа в душе человека", и эта цель составляет самое сердце христианской веры. Утрата этого идеала привела бы христиан к невозможности следовать по стезе божественности.

Первая ступень на этом пути (рождение Христа в душе человека) есть первое из .Великих Посвящений. Изучение эзотеризма религии приводит к убеждению, что существует четыре стадии духовной жизни от обыкновенного развития человека, стремящегося ко благу, т.е. человека, вполне развившегося в себе нравственность и неуклонно выполняющего свой долг, и до ступени Учителя, победившего смерть и ставшего руководителем и помощником всего человечества.

Каждая из этих стадий и есть то, что называется "великим посвящением", и прежде чем приблизиться к вратам жизни "Христа", человек должен их пройти. Когда же он достигнет этих врат, о в нем совершается "преображение сознания", ибо сознание может расшириться, вырасти и достигнуть высших пределов во время прохождения этих четырех стадий жизни посвященного. Сущность этого пробуждения составляет то внезапное расширение чувства за пределы проявленного, то сознание божественной, могучей индивидуальности, сознание дивного мира, блаженства, превосходящее все, о чем может мечтать земля. Это есть основание своего внутреннего истинного "Я", которое есть жизнь, а не форма, блаженство, а не страдание. Это начинающийся рассвет того самосознания, каким оно не являлось человеку прежде, ибо то, что он считал прежде сознанием, есть ничто рядом с этой действительностью. Прежде он считал себя чем-то особенным, отдельным от всех других и от всего мира. Теперь он знает, что внешняя форма, окружающая и ограничивающая его, есть лишь временное орудие, и, осознавая себя жизнью, он уже видит при свете своего духа, что он составляет одно со всем тем, что живет; он осознает себя как жизнь, одухотворяющую все формы, ибо он переступил форму, дававшую ему иллюзию отдельности.

Ничто не может сравниться с радостью этого самопознания. Это радость жизни, свободно развивающейся и постигшей истинную сущность бытия. В первый раз человек понимает, что значит выражение "единство человечества", ибо он узнает, как можно чувствовать, что живешь во всем, что живет и движется. Это познание приобретается не путем интеллекта, не путем одного теоретического изучения философии, но раскрывающимся внутренним чувством - тем чувством, которое знают все, кто любили, чувством той жизни, которая создает себя, как Единое, наблюдая сокровенную, а не внешнюю, видимую сторону вещей и существ. Таково было во все времена описание рождения "Христа" в душе человека. В христианских писаниях говорится, что путь, ведущий к жизни, тесен, и что человек должен уподобиться дитяти прежде, чем он сможет войти в "Царство", и что богатому труднее попасть в него, чем верблюду через игольное ушко. Это изречение и другие, встречающиеся в Библии, показывают, что в настоящий момент человеческой эволюции путь действительно тесен, и те, кто по нему ступает, малочисленны. Прежде чем переступить врата, человек должен снова обрести утраченную им невинность и отказаться от всего, чем он обладал во внешнем мире. Прежде чем он вступит в великую общую жизнь, он должен достигнуть познания, которое одно есть жизнь бесконечная.

Но далее он должен вырасти из ребенка в зрелого человека. Первый результат развития есть признание того, что все другие "Я" составляют на самом деле единую жизнь во всех многочисленных ее формах. Но остается много перенести страданий, много вынести борьбы, прежде чем "Христос", рожденный слабым ребенком, достигает совершеннолетия "Христа Славы". Сначала душа должна пройти стадии молодости и зрелого возраста; предстоит долгая жизнь труда среди братьев, тяжкое одиночество, распятие на кресте и наконец - мрак могилы, куда она должна спуститься. Теперь она должна путем деятельности в человеческой жизни (жизнь взрослого) усвоить сознание других людей в своем сознании и окончательно утратить сознание своей обособленности, дабы не было стен между ним и братьями его. Человек должен слить свое сознание с сознанием тех, кто живет вокруг него: он должен чувствовать, думать, как они думают, радоваться их радостям, страдать их страданиями. Постепенно должно в нем развиться совершенное сочувствие, могущее вибрировать в полной гармонии со всеми струнами человеческого сердца. Постепенно человек научится идти навстречу чувству, как будто оно его собственное, как малоразвитых, так и высокоразвитых душ. Путем неустанной деятельности он должен научиться отождествлять себя со всеми людьми во всех столь различных обстоятельствах их жизней. Он должен постичь урок радости и слез, но это для него возможно лишь после того, как он перестанет чувствовать себя отделенным от других людей и не будет искать больше ничего для себя лично, ибо отныне он осознает, что должен жить жизнью единой.

И настанет час великой битвы. Человек должен приспособиться к новому жизненному закону,, к закону жизни единой, в которой одной может пробудиться "Христос", закону, являющемуся антитезой всего, что составляло его прошлое. Ибо жизнь формы заключается в том, чтобы брать и собирать себе, а жизнь вне формы, жизнь духа - в том, чтобы делиться и чтобы давать другим. В течение многих жизней человек постоянно учился познавать все могущество внешнего мира; для его внутреннего роста ему было необходимо и приобретать и удерживать из него то, что было нужно для его деятельности, ибо только такой способ действия позволял ему жить и развиваться. Теперь же он должен научиться закону жизни, которая уде ее связана более с формой, ибо закон роста духовной жизни заключается не том, чтобы брать, а в том, чтобы давать, не удерживать приобретаемое, а распространять, не замыкаться в своей личности, а расширяться (так, чтобы охватить то, что вне проявленного). Т условие ее роста состоит в том, чтобы изливаться во все и на всех, дабы источник ее, Божественная Жизнь Вселенной, могла в свою очередь все более и более наполнять ее своей неисчерпаемой энергией.

Вот почему желающий стать подобным Христу должен ежедневно и ежечасно изменять свой образ жизни, учась все больше отвлекаться от себя и жить для других. Сперва ему покажется, что вся жизнь его покинула, когда он отдал все, что имел, но когда человек окончательно откажется от жизни формы и научится жить в вечном, тогда он увидит, что то, что казалось ему смертью его существа, есть его же бесконечное воззрение. Так он, трудясь и возрождаясь, достигает стадии, известной в истории Христа как "Крещение Христово".

В том Великом Посвящении, символизируемом в христианстве Крещением Христа, человеку сообщается новое дуновение божественности в тот момент, когда он вступает, снисходит в воды скорби мира, в тот поток, через который должны пройти все спасители мира, когда они начинают свое служение человечеству. Стоя в этих водах, символизирующих скорбь мира, Он зрит, как отверзаются небеса над главою Его, и его пробужденное сознание переполняется уверенностью, что Он - Сын в Отце, что ему предстоит осуществить на земле тот факт, что Он составляет не только единое с жизнью каждого человека, но и то, что Он есть Единое с божественною жизнью. Он приближается к началу своего служения миру.

Отныне он должен шествовать среди людей, как доверенный Вестник Всевышнего, дабы принести им Его благую весть, указать тот узкий путь, по которому Он сам ступал. Он становится "Сыном Божьим", которому люди должны внимать, ибо Он произносит слово Жизни, как вестник жизни сокровенной. Свободный от уз мира, Христос возвращается в него, чтобы служить ему.

- 1 -

Последняя страница ⇒ | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _