Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Анни Безант - Эволюция жизни и формы.

- 10 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Лекция III

ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ

Братья! Мы дошли в нашем исследовании до того места, с которого мы можем начать изучение эволюции жизни нашей системы. Эволюция эта происходит на различных планетах, ко повсюду в общих чертах она одинакова, хотя и представляет разницу в подробностях. Мы будем изучать главным образом наш мир и наше человечество. С самого начала нам придется захватить область несколько обширнее, но впоследствии мы будем ограничиваться эволюцией жизни на нашей Земле.

Мы ищем ту общую основу, на которой могут сойтись и сотрудничать народы различных вероучений и философских школ. Стараясь найти точку, где науки Востока и Запада встречаются вместе, пытаясь в свете Религии проникнуть и понять некоторые тайны жизни, мы должны помнить, что ни одна религия не пользуется монополией истины. Всякий, желающий понять эту истину, должен искать поддержки во всех мировых религиях и показать, что все они говорили и учили одному и тому же относительно великих основных истин.

Приступая к предмету сегодняшней лекции, я как и прежде буду обращать ваше внимание на разные спорные религиозные вопросы и на те определенные ответы, которые даны на них мировыми учителями. Таким образом стремление к тому единению, от которого зависит будущая эволюция жизни, получит в вас толчок к развитию. Это особенно необходимо в настоящее время, ибо, следя за всей жизненной эволюцией, мы увидим, что интеллектуальная эволюция переживает кризис и отличительным ее признаком в настоящее время служат дробление и разделение. Отдельные личности обособляются друг от друга, и между ними возникает как бы конфликт. Мы увидим, что следующей стадией эволюции будет искание единения между отдельными личностями. И следующим Божественным аспектом, который человеческое я должно развить в себе, будет аспект единства, а не различия. Для тех, кто ищет света, кто пытается сотрудничать с природой и понять ее скрытые пути, весьма важно уяснить себе, в чем заключается следующий эволюционный шаг. Важно понять, каков ее ход в настоящее время, чтобы заодно с природой сделать этот шаг и ускорить возможность такого поступка для всего человечества.

Что касается жизни в ее отношении к формам, то теперь происходит перемена в образе мысли западных ученых. Я останавливаюсь на этом утверждении, чтобы подкрепить его фактами. Очень важно отметить, как изменились за последние десять лет взгляды передовых ученых на жизнь и форму, в то время как мы ищем способ объединить древнюю и современную науки. Я беру рассуждение о жизни, напечатанное несколько лет тому назад. Это биологическая статья в последнем издании Британской энциклопедии. Автор ее - выдающийся ученый. Разбирая вопрос о жизни, автор ясно говорит: "Масса живой протоплазмы есть не что иное, как весьма сложная молекулярная машина, общие результаты работы которой, или, иначе, жизненные явления, зависят с одной стороны от ее устройства, а с другой - от энергии, какую она получает. Определять "жизненную способность" как нечто иное, чем ряд действий, это то же, что предполагать какое-нибудь специфическое движение, присущее часовому механизму."

"Это значит, что рассматривать жизнь как всемирный принцип в каком бы то ни было смысле, как нечто большее, чем простой ряд явлений в связи с известным строением материи, бессмысленно и так же неосновательно, как если бы кто, глядя на часы, стал рассматривать их способность ходить отдельно от механизма самих часов".

Природа рассматривается здесь с точки зрения чисто механической, а жизненные процессы - как результаты неустойчивого равновесия протоплазмы. Ряд этих жизненных процессов вызывается только химическими и механическими изменениями, а так называемые жизненные явления по характеру своему принадлежат к разряду чисто механических.

Но на последнем конгрессе Британского союза президент химической секции (а химия и являлась именно той наукой, которая вела к материализму весь ученый мир) высказывал совершенно другую точку зрения. Он избрал тот путь, по какому шло древнее мышление, и именно поэтому и можно ожидать от западной науки больших результатов в будущем. Д-р Джепп, председатель химической секции, сравнивает деятельность жизни с работой естествоиспытателя, который имеет в виду определенную цель и пользуется своим знанием и силой, чтобы добиться известного результата. "Естествоиспытатель, - говорит он, - приводит в действие разумную силу, схожую по своим результатам с силой живого организма", и, объясняя в технических выражениях, на чем основывается его взгляд, в заключение говорит: "Всякое чисто механическое объяснение какого-нибудь явления неминуемо должно оказаться несостоятельным. Я не вижу другого выхода из этого, как признать, что в момент первого появления жизни действует разумная руководящая сила именно такого же характера, как и та, которая побуждает сознательного естествоиспытателя выбрать один кристалл предпочтительно перед другим асимметричным кристаллом".

Это утверждение означает, что всюду, где появляется жизнь, одновременно появляется и сознание, которое действует в природе как разумная руководящая сила, точно так же, как мы признаем присутствие этой силы в сознательном выборе человека.

Сопоставьте эти два положения и посмотрите, как совершенно изменилась точка зрения. Вы поймете до известной степени ту перемену, какая произошла в западном мышлении. Оно признало тождественность жизни с сознанием, а именно этого взгляда всегда и придерживалась древняя наука Востока.

Прежде чем входить в подробности, позвольте мне указать вам путь, по которому мы пойдем. Из Единого Бытия, из Единого без второго восстает, как мы видели в первой лекции, Ишвара, Бог в своем творящем и проявленном аспекте, Ишвара, облекающийся в Майю, из которой должен быть построен новый мир. Мы видим, что Ишвара троичен в своем проявлении, троичен в проявленном аспекте. Таким образом Тримурти, или Троица, является по отношению к миру аспектом проявленного Бога. Его действия покажут нам эту троичность. Эволюция жизни тоже троична, будем ли мы рассматривать ее в природе или в человеке. Я знаю, что у многих из вас, привыкших к широким определениям восточных писаний, явится при этом мысль о строении, существовании и исчезновении Вселенной. Вы скажете, что Единое Бытие совершенно, бесконечно и неизменно, что мир совершенен в конце, как был и в начале. К чему же вся эта долгая жизненная эволюция с ее борьбой, со всеми недостатками, которые улучшаются постепенно и медленно? Почему от совершенного исходит несовершенное? Для чего оно должно развиваться до совершенства, из которого все произошло?

Вопрос этот кроется в основном недоразумении, которое следует разъяснить. Этого недоразумения не могло бы быть, если бы вы читали Писания в свете развитого путем йоги сознания и тщательно вдумывались бы в показанные вам широкие перспективы, отмечая все последовательные стадии развития мира. Припомните, что в "Чандхогья Упанишаде" написано, что Единый захотел умножиться, а как только вы овладеете понятием о множестве и вникнете в его смысл, вы поймете, что умножение означает непременно и разделение, а потому самому и ограничение, а ограничение заключает в себе понятие о несовершенстве. Дойдя до этого, вы спросите: в каких же выражениях говорится здесь о мире и какая мысль скрывается в этих словах? Вы увидите, что о Боге говорится как об Огне, а о мире - как об искре, причем жизни человеческие - это миллионы искр, вылетающих из беспредельного Огня. В слове "искра" вам дается понятие об ограничении, связанном с проявлением, в нем заключается и понятие о том, что искра, поддерживаемая необходимым топливом, разгорается в подобие того пламени, из которого она произошла. Но так как искры по природе своей одинаковы с пламенем, в Писании сказано: "Ты есть То", то есть высшее я в человеке тождественно с тем Верховным я, которое породило его. Припомните и другое слово, которое одинаково применяется к миру, взятому как целое, и к частям, из которых он состоит. Слово это - "зародыш" или "семя". Я попрошу вас обратиться к "Бхагавад-Гите". Прислушайтесь к тому, что говорит Шри Кришна, когда он желает дать понятие о природе мира по отношению к Высшему. Что же он говорит?

"Я кладу зародыш в лоно Махада Брахмы". Что это значит? Вернемся к нашему толкованию слова "зародыш". Махад Брахма - это материя мира, оживленная Брахманом в Его третьем аспекте. Это то, что в теософии именуется третьим Логосом, это Брахма в Тримурти. Если рассматривать Брахмана как Единое, тогда Махад Брахма является третьим аспектом Его проявления: он оживляет мировую материю и делит ее на атомы. Это - лоно, заключающее в себе зародыш Вечной Жизни. В нее, проявленную через Брахму или третий Логос, второй Логос, Отец, или Вишну, кладет зародыш жизни, чтобы он мог в нем развиться: не Самого Себя во всемогуществе Своей Божественности, сильный всеми раскрывшимися свойствами Своими, заключающий в себе потенцию всего, но ничего еще не являющий в проявлении.

Правда, что сын - это оживший отец. Ребенок тождествен с отцом, и тем не менее жизнь, которую дает отец, есть зародыш, заключающий в себе способность развития, и весь мир является лишь зародышем Божества, в котором заложены все способности и который может путем эволюции стать образом Всевышнего. И все же все способности находятся здесь в зачаточном виде, не развившиеся, в потенции, а не в действительности. Только в конце семя вырастет в совершенного человека, явит образ прародителя и дарует в грядущем нового Ишвару, из которого может развиться новый мир.

Вот ответ на вопрос: "К чему такая долгая эволюция?" Эту эволюцию и должны мы проследить от зародыша до совершенной жизни, данной нам в виде семени, которое раскроется до Божества.

Рассмотрим сперва материю, в которую должна облечься эта жизнь. Завтра мы подробно разберем этот вопрос, а сейчас мы будем рассматривать только основной принцип той материи, через которую должна выразиться жизнь. В первой лекции мы говорили о таттвах. Мы видели, что они являются видоизменениями Пракрити, или первичной материи, и появляются одна за другой, по мере того, как строятся мировые области.

Сегодня следует только запомнить, что пять из них относятся к тепершней эволюции, причем высшей из них является Акаша в высшем значении этого термина, затем идут Вайю, Агни, Апас и Притхиви. Все они космичны и представляют из себя мировые планы, но имеют также соответствующие им области в сфере физической, а именно: эфир, воздух, огонь, вода и земля, являющиеся отражениями в миниатюре своих великих прототипов в общей системе мироздания.

Мы должны напомнить еще об одном важном вопросе касательно материи, а именно, что все эти таттвы одушевлены жизнью третьего аспекта Бога. Здесь мы должны остановиться и обратиться к другим религиям. Мы увидим, что все они говорят то же самое. В индусской "Вишну Пурана" мы читаем, что Божественное творение произошло от Махат, третьего проявления, что эти великие таттвы эволюционировали через ряд изменений индивидуального начала, который служит отличительным признаком этого аспекта.

- 10 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _