Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Анни Безант - Эволюция жизни и формы.

- 8 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Когда мне приходилось встречаться с нищетой наших больших городов на Западе, когда, исполняя свои обязанности, со стесненным сердцем я шла в трущобы восточных и южных кварталов Лондона, Глазго, Эдинбурга и Шеффилда и наблюдала окружавших меня людей, мужчин и женщин, в которых все человеческое было скрыто в животном и принижено до неузнаваемости, я иногда чувствовала, что единственная помощь, какую еще можно было призывать для спасения этих людей, - это освобождение их жизни из этих тел. Я чувствовала, что единственной надеждой было для них разрушение формы, в которую они были заключены. Для всех этих униженных, грубых, пьяных, развратных людей, самые тела которых носили отпечаток животности, лучшим проявлением Божественного милосердия было бы землетрясение, которое поглотило бы весь большой город и освободило бы все эти жизни, безнадежно заключенные в нем. Ибо ни одна жизнь не утратились бы, ни одна бы не уничтожилась, а наоборот, освободилась для того, чтобы перейти в несколько менее грубую форму, чтобы дать в себе более простора божественным силам, работающим для эволюции. Иногда в исключительных, крайних случаях дальнейшая эволюция возможна лишь после того, как уничтожатся неподходящие для нее формы, худые формы.

Иногда говорят, что воспитывать детей легче, чем взрослых, потому что они податливее. Потому Богам иногда нужно иметь перед собой податливые формы детских Эго, вместо закоснелых с годами оболочек, и часто они разрушают темницу, чтобы свободно развивалась молодая жизнь,

Другая великая функция Богов имеет отношение к народной карме, или, как это часто называют, "коллективной карме". Представьте себе народ, действующий как сила собирательная. Я не говорю об отдельных личностях, индивидуальная карма которых привела их к воплощению в эту нацию, но о народе как об отдельной единице. И представьте себе, что народ этот совершает какое-нибудь преступление против другого народа. В прошлом году произошло одно такое потрясающее действие кармы, и я возьму его как пример - я говорю об Испании.

Несколько столетий тому назад Испания находилась в апогее своей власти. Это было одно из самых могущественных государств на Западе. Ей было послано в дар новое знание, чтобы она двигалась вперед. Знание это, правда, являлось в несколько неприемлемом виде, ибо пришло оно из Аравии и носило на себе печать Магомета. Этот свет знаний принесли с собой дети ислама, и когда они основались в южной Испании, они и дали ей этот свет. Возникали университеты, были основаны большие школы. Со всех концов Европы толпы народа стекались в училища Кордовы, и здесь их обучали началам той науки, которая впоследствии распустилась на Западе пышным цветом. Что же сделала Испания? Она призвала против мавров и евреев, которые тоже обладали знанием Востока, инквизицию с ее ужасными пытками, допросами, тюрьмами и муками изгнания. Не счесть сотен тысяч людей, которых изгоняли с родины, семей разрушенных, всех несчастий нищеты и голода, которые сопровождали изгнанников, евреев и мавров. Но все еще карма успеха Испании не была исчерпана. Испанцы переплывают через Атлантический океан, и Италия приносит в жертву славе Испании одного из сынов своих. За кораблями Колумба следуют завоеватели Америки на своих кораблях, переполненных испанскими солдатами.

Я не буду останавливаться на истории завоевания Мексики и еще более жестоком завоевании Перу. Не хочу долго надрывать ваши сердца рассказами о том, как гибла великая цивилизация и уничтожались последние следы ее. Это была одна из совершеннейших цивилизаций, какие только знал мир. Не хочу рассказывать, как заковывали кротких индейцев в цепи и заключали в темные тюрьмы, куда не проникал солнечный свет к этим детям Солнца. Слишком кроткие, чтобы оказывать сопротивление, привыкшие жить среди цветов, музыки и солнечных лучей, они брошены были в подземелья, которые их же заставляли выкапывать в недрах земли. Они гибли тысячами, добывая золото и серебро, которое требовали их победители испанцы, пока не погибло и самое имя древнего народа, и лишь несколько рассеянных перуанских индейцев остались представителями одной из прекраснейших цивилизаций мира. Такова была карма Испании в дни ее славы, и ужас ее завоеваний погрузился в пучину забвения. Но разве Боги забывают? Нет, совершенна их память. Они лишь исполнители Божественного Закона и предоставляют сеятелям собирать жатву. В той самой стране, которая когда-то была поругана, на покоренной когда-то земле восстает с течением веков новый народ, и снова возрождается старая борьба между двумя полушариями.

И в наши дни мы видим, как Америка и Испания снова борются на смерть, но чаша весов теперь склоняется в другую сторону, и Америка является кармическим исполнителем возмездия за страдания ацтеков и перуанцев. Она изгоняет из Западного полушария ту нацию, которая оскорбляла человечество в прошедшие века.

Итак, участие Богов необходимо, чтобы подвести итоги борьбы между народами и восстановить равновесие. И Божества действуют, пользуясь отдельными личностями как исполнителями своей воли и вызывают к жизни национальные события. Они достигают этого, между прочим, заставляя в известную эпоху рождаться людей, чья индивидуальная карма делает их подходящими исполнителями коллективной кармы нации. Не случайно, не в силу мертвого закона или слепой необходимости появляется человек в мир. Тут действует всем руководящее предопределение Божье, и Божества избирают для достижения своей цели людей, карма которых делает их помощниками этой работы и заставляет их рождаться там, где эта карма может прийти на помощь коллективной карме целого народа.

В более узком смысле это применимо и к индивидуальной карме. Вероятно, вы видели часто к своему изумлению, как невзирая на людские деяния исполняется с неуклонной справедливостью кармический закон. Это потому, что им руководит Божество. Вы видите, как иногда умирает с голоду человек, и если, не поняв значения кармы, как часто многие к стыду их не понимают ее в Индии, где с незапамятных времен проповедовалось это учение, вы отвернетесь от голодного и скажете, что это его карма умирать с голоду, то это только ожесточенное сердце ваше ссылается на Божественную волю и прикрывает этим свой эгоизм, равнодушие и недостаток любви к людям. Карма этого человека умирать с голоду, а потому он и умирает! Но если Дэв приводит вас на то место, где умирает голодный брат ваш, то он делает это лишь для того, чтобы через вас проявить свое милосердие к этому человеку, злая карма которого погашается его страданием. Дэв этим самым как бы говорит вам: "Человек, твой брат умирает с голоду. Окажи ему ту помощь, какая требуется его кармой, и будь моим посредником в деле выполнения Закона". И если вы откажете Божеству, если в своем ослеплении и равнодушии отвернетесь и не исполните того, что требует от вас Божество, Оно не будет поставлено этим в затруднение и найдет другого посредника, а в крайнем случае сделает это Само, совершив то, что человек в слепоте своей зовет "чудом". Нельзя положить препон тому, что предначертано Богом. Тот, кто отказывается быть его посредником или послом, создает себе карму, которая и его оставит без помощи, когда пробьет его час. Ибо ничего не забывают исполнители доброго закона. Всякий долг взыскивается, всякому кредитору платят сполна.

Вы можете сказать, что встреча ваша с человеком еще не доказывает, что карма его исчерпывается этой встречей. Правда, но это дело не ваше, а руководящего Бога, и Он Сам не допустит к человеку со злой кармой физической помощи. Если вам дан случай сделать карму доброй, ваша заслуга будет заключаться в желании что-либо сделать, в готовности принести жертву, одно это уже будет хорошим поступком. Но если для человека не настало время получить помощь, вы не найдете способа оказать ему услугу, вы скажете, что обстоятельства не дали ему доступа к вам. Предоставьте Дэвам совершать дело Божье, выполнять закон. Вы же со своей стороны проявляйте милосердие, любовь и сострадание. Только этого и требует Бог от человека по отношению к ближнему. Мы не можем нарушить закона, не можем изменить Божественного предначертания. Но нам предоставлен выбор помогать им в работе или отказываться от нее, и от этого зависит наша карма.

Мы видим дальше, что Дэвы соединяют или разлучают людей, и это всегда делается с целью исчерпать их личную карму. Боги приводят людей и ставят их в такие условия, какие требуются их кармой. Мы знаем, что по самому составу своих видимых и невидимых тел люди имеют отношение к тому или другому из великих Богов. Это дает им сродство с тем или другим Дэвом. Например, низший сонм Дэвов, принадлежащих, как мы говорили, к области Агни, вводит в невидимое и видимое тело человека тот род материи, над которым обыкновенно и работает это Божество, породнив таким образом человека с этим Божеством. Каждый человек связан с особым видом проявления Бога, к которому он и будет обращаться в зависимости от своего внутреннего устройства и хода своей эволюции. К несчастью, в наши дни, когда вместо знания повсюду царит невежество, человеку трудно бывает узнать, с каким именно Дэвом он связан.

У меня нет времени подробно вам это объяснять, но вы увидите, что вполне подтверждается древняя идея, что люди должны почитать разные проявления Божества и такое почитание приносит им пользу. Нам надо торопиться кончать этот общий обзор, ибо нам предстоит еще говорить о душах, стоящих на более высокой ступени эволюции, и от того, насколько вы уясните себе эту последнюю часть лекции, будет зависеть и ваша способность защищать Священное Писание от нападок на него. Потому-то я и попрошу вас внимательно следить за мной. Те положения, которые я буду пояснять примерами, вы впоследствии можете проверять на сотне других случаев.

Дэвам в их отношениях с более развитыми человеческими душами поручено, как я уже говорила, руководить и учить людей, испытывать их, пробовать их силы, чтобы убедиться, насколько можно положиться на них. Они подвергают испытанию слабые стороны человека, чтобы освободить его от недостатков, и смотрят, не осталось ли зародыша порока, чтобы можно было с корнем вырвать его. Посмотрим, в чем состоит эта работа.

Возьмем человека, ушедшего далеко вперед на пути эволюции. Он приближается к концу своих рождений, но в нем все же остается зародыш какого-нибудь порока, который еще не успел проявиться при погашении его кармы. Человеку предстоит скорое освобождение, но оно не может произойти, пока этот зародыш в нем. Как тут поступить? Нужно ускорить развитие зародыша, надо избавиться от него ценой несчастья, муки, временного падения, и Дэв приводит в действие такие силы, под влиянием которых зародыш быстро развивается и созревает. И человек, поступая так, как если бы зародыш развился обыкновенным путем, должен будет испытать последствия своих ошибок и страданием избавить свою природу от заключенного в ней зла, которое мешало его конечному освобождению.

Позвольте мне пояснить это вам примером. Вы имеете перед собой человека сильного. Это хорошо. Но еще надо испытать его силу и удостовериться, нет ли в ней какого изъяна. Если перед нами веревка, по которой человек должен спуститься в пропасть, и от нее зависит самая жизнь его, надо сперва осмотреть эту веревку и попробовать, нет ли в ней слабых мест, в которых она может порваться в ту минуту, когда тело будет висеть над пропастью. В веревке может оказаться изъян, и человеку нельзя, не испробовав ее наперед, подвергать свою жизнь опасности. Так же и Дэв может ли рисковать прогрессом развитого человека, опираясь на добродетель, про которую не известно, вынесет ли она напор? Он станет испытывать ее, всячески напрягая добродетель, пока не выяснится, что она довольно крепка, чтобы вынести предназначенную ей тяжесть.

- 8 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _