Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Ричард Кавендиш - Черная Магия.

- 33 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Тело, душа и дух сливались в идеальной и вечной гармонии цельного человека. Экзальтация соответствует аркану Таро Колесница; изображенный на этой карте колесничий разгадал загадку Сфинкса - четыре, три и два сделались единицей. Становясь Философским Камнем, или Единым, человек отождествляется со всей вселенной. Этот процесс - еще одна "малая смерть"; пройдя через нее, алхимик полностью постигает магический смысл цитированного выше изречения: "...если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". Последние два процесса, мультипликация и проекция, необходимы из-за того, что Великое Делание по своей природе циклично. Сначала Бог был Единым; затем Он стал Двоицей - парой противоположностей; а затем, объединив эти противоположности, сделался Троицей и Творцом, благодаря чему возникла Четверица - материальный мир, символом которого считается число 4. Прервать работу с Философским Камнем на стадии единицы, т. е. сразу после экзальтации, означало бы пресечь нить жизни самой вселенной. Дух человека, достигший единения со всей вселенной, должен стать частью ее извечных жизненных процессов. На стадиях мультипликации и проекции вступает в силу понятие Любви - Любви как завершения и нового начала Великого Делания.

"Любовь, - писал Элифас Леви, - это один из мифологических образов великой тайны и великой деятельной силы, ибо она одновременно служит выражением действия и страсти, пустоты и изобилия, копья и раны ". В ходе "королевской свадьбы" мультипликации Единое становится Двумя, а Двое воссоединяются (союз Йод и Хе в Тетраграмматоне и аркан Таро Влюбленные). Бракосочетание серы и ртути символизирует плодотворный союз всех противоположностей, содержащихся в Философском Камне. От союза Двух возникает плодоносная сила Третьего. На стадии проекции (аркан Таро Иерофант) Камень соединяется с неблагородным металлом. Философский Камень здесь - это алхимическая параллель Духа Божьего, простершегося над первозданными водами, одушевившего Первоматерию и творящего все явления и вещи мира. Именно с этого алхимик когда-то начинал свои труды. Так цикл Великого Делания замыкается. Для некоторых адептов эти последние этапы Делания ассоциировались с астральным телом, намек на которое они усматривали в разграничении, проведенном святым Павлом между "душевным" и "духовным" телами ("...сеется тело душевное, восстает тело духовное"). "В человеческом теле, - утверждал Герхард Дорн, - сокрыта некая метафизическая субстанция, известная лишь немногим; она не нуждается ни в каких лекарствах ибо сама по себе есть лекарство, не подверженное тлению"; и далее: "В вещах природных заключена некая истина, которую невозможно увидеть внешним оком, воспринять же можно только разумом. Философы знали ее уже давно; они обнаружили, что сила ее велика и способна творить чудеса... В этом-то и состоит все искусство освобождения духа от сковывающих его цепей... То, что теперь называют астральным телом или астральным светом (субстанцией, из которой состоит астральное тело), - не подверженную тлению "метафизическую субстанцию" Дорна, или "истину", воспринимаемую только разумом, - упоминают еще несколько оккультистов и алхимиков эпохи Возрождения. Агриппа Неттесгеймский в "Оккультной философии" пишет, что душа человека обретает пророческий дар, когда превосходит свои природные ограничения и высвобождается из телесных оков, разливаясь в пространстве, словно свет, освободившийся из клетки фонаря. Это состояние наступает в результате "постоянного устремления чистого тела к небесам" (аркан Таро Отшельник) - устремления, которое в конце концов извлекает душу из тела и позволяет ей в одно мгновение охватить все пространство и время. Согласно Парацельсу, у человека три тела (соответствующие физическому телу, душе и духу): первое - "элементальное", или физическое; второе - "звездное", или астральное; и третье - "просветленное тело", или "искра Божия" (ср. "светящееся Я" манихеев). Астральное тело спускается со звезд и состоит из наслоений, окутывавших душу по мере ее нисхождения через планетные сферы. Оно "превосходит все мерки Природы". Его "нельзя ни связать, ни схватить"; оно может "проходить сквозь стены и преграды, ничего не ломая ".

Связь астрального тела с душой, занимающей промежуточное положение между телом и духом (или разумом), позволяет прояснить природу существ, обитающих на астральном плане, которые, как мы помним, не являются ни материальными предметами, ни ментальными образами, но чем-то средним между тем и другим. Согласно современным оккультным воззрениям, астральный план - это область, в которую попадают наши желания, эмоции и чувства. С физическим планом он связан точно так же, как эмоции человека - с его физическим телом; вне астрального плана располагается "ментальный план", местонахождение "духовных" существ. И хотя обитатели астрального и ментального планов - продукты мышления и воображения (по крайней мере, до некоторой степени), оккультисты либо убеждены, что эти создания обладают независимым бытием, либо из соображений практического удобства допускают такую возможность.

Парацельс утверждал, что физическое тело само по себе мертво, а

астральное

одушевлено и подвижно. Считалось, что процесс испарения влаги с поверхности нагретого вещества имеет определенную параллель применительно к человеку, и образование "духовного тела" в результате алхимической сублимации (многократных превращений твердого вещества в пар, а пара - снова в твердое тело) представляло собой обретение способности путешествовать по астральному плану и возвращаться в физическое тело.

"Изначальная грязь" или "внешняя сера", от которой алхимик избавлялся в процессе сублимации, символизирует мелочные, поверхностные побуждения и интересы, привязывающие человека к материальному плану. Нарастание жара, экстаз ферментации и экзальтации доводили алхимика до той грани, за которой он наконец получал возможность выйти за пределы своего существа и объединиться со всей вселенной. Теперь он мог охватить собой все пространство и время. Он вступал в ту неприступную крепость, где хранится Камень.

3. ЭЛИКСИР ЖИЗНИ

Маммон Коль ты узришь деянья Магии Великой,

Как часть одна, соединившись с сотней,

Меркуриев, Венер иль Лун

Их обращает в сотню Солнц...

Нет, в тысячу! и без конца! -

Тогда поверишь мне.

Сурлей Увижу - так поверю.

Маммон Ты думаешь, я вру? Клянусь,

Кто обретает солнечный цветок,

Рубин божественный, наш эликсир, -

Тот силою его немедля достигает

Великих почестей, любви и долголетья;

И всем, кому захочет, дарит доблесть,

Победы и триумф. За двадцать восемь дней

Я старца дряхлого в ребенка обращу!

Сурлей Не сомневаюсь: он и так дитя.

Бен Джонсон. Алхимик

Адепт, успешно завершивший Великое Делание, получает не только Философский Камень, но и Эликсир Жизни. Будучи божественной и совершенной субстанцией, Камень вечен и бессмертен. Считалось, что он возвращает юность старикам, восстанавливает мужскую силу и дарует счастье и невинную свежесть уставшим от жизни. Он исцеляет увечных, лечит от всех болезней и даже воскрешает мертвых. Американский астролог Марк Эдмунд Джонс утверждает, что от оккультиста требуется "высвободиться из цепких объятий всего поверхностного и суетного, что окружает его, и в ходе этого укрепить свою вечную матрицу... он очищает и возвышает свою личность до тех пор, пока не достигнет совершенного состояния ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ, т. е. цельности характера, благодаря которой он и в самом деле оставит бессмертную память в сердцах своих ближних ". Однако то бессмертие, которое дарует Философский Камень, не ограничивается "бессмертной памятью". Адепт, ставший Философским Камнем, обретает истинное бессмертие. Он разрывает обременительную цепь смертных воплощений, соединяясь с вечной матрицей - Единой Жизнью Вселенной.

Однако некоторые Мастера предпочитали оставаться на земле и воплощаться в телесном облике вновь и вновь, чтобы помогать человечеству. Согласно Сирилу Скотту, одним из таких адептов в настоящее время является Великий Посвященный, известный как "Венгерский Мастер". Он живет в Европе и много путешествует. В одном из своих прошлых воплощений он был Проклом - философом V века н. э.; затем - "великим английским государственным деятелем и философом" (по имени этот деятель не назван, но, вероятно, имеется в виду Фрэнсис Бэкон); а затем - графом Сен - Жерменом. Святой Павел ныне перевоплотился в некоего критянина и занимается, главным образом, наблюдением за развитием спиритического движения. Дух Великого Посвященного, некогда бывшего Иисусом Христом, сейчас обитает в теле сирийца, живущего в Ливане. А до того, как стать Иисусом Христом, он был ветхозаветным героем Иисусом Навином . (Иисус Навин был сыном Нуна, а иудейские комментаторы Ветхого Завета считали, что истинное имя Мессии должно быть "Йи-Нун", "сын Нуна", или "сын Рыбы"; таков один из источников раннехристианского символизма рыбы, обозначавшей Иисуса Христа.) Граф Сен-Жермен был одним из самых знаменитых оккультистов, которым когда-либо приписывали честь обладания Философским Камнем. Мэнли П. Холл, основатель и ведущий деятель Лос-Анджелесского общества философских исследований, пишет: "Граф де Сен-Жермен и сэр Фрэнсис Бэкон - величайшие из всех эмиссаров, посланных в мир Тайным Братством за последнее тысячелетие ". Под Тайным Братством здесь понимается община Мастеров, "штаб-квартира" которых находится где-то в Гималаях; эти Мастера стараются направить человечество на более высокие пути развития.

Во Франции Сен-Жермен вращался в самых аристократических кругах. В 1759 году благодаря своей "молодильной воде" он добился благосклонности самой мадам де Помпадур. Чрезвычайно эрудированный и невероятно богатый, он был талантливым виолончелистом, художником и химиком, обладал фотографической памятью и, как утверждали, мог бегло говорить на одиннадцати языках, в том числе на китайском, арабском и санскрите. Говорили, что Сен - Жермену удалось получить Философский Камень, с помощью которого он и добыл все то золото и великолепные драгоценные камни, которыми в изобилии были украшены его наряды. Многие верили, что Сен - Жермену больше двух тысяч лет от роду; одни считали его Агасфером, другие - отпрыском некой арабской принцессы и саламандры, Сам Сен-Жермен с удовольствием предавался на публике "воспоминаниям" о великих особах далекого прошлого, с которыми ему довелось быть на короткой ноге, - в частности, о царице Савской и Клеопатре. Вдобавок он был свидетелем того, как на брачном пиру в Кане Галилейской Иисус Христос превратил воду в вино. Еще Сен-Жермен любил рассказывать трогательную историю о своем дорогом и давнем друге - Ричарде Львиное Сердце; обычно при этом граф обращался к своему слуге, чтобы тот подтвердил его слова. "Вы перепутали, сэр, - торжественно отвечал слуга. - Я не могу этого помнить. Ведь я состою у вас на службе всего пятьсот лет". Свою поразительную долговечность Сен-Жермен объяснял действием особой диеты и чудесного эликсира. Память об этом эликсире дошла до наших дней под видом "чая Сен-Жермена" - слабительного препарата из александрийского листа (сенны). Особая диета же состояла, главным образом, из овсянки и белого мяса цыплят; изредка к ней добавлялось немного красного вина. Кроме того, Сен-Жермен принимал многочисленные предосторожности, чтобы ненароком не простудиться. Считается, что он умер в Германии в 1748 году, но некоторые оккультисты убеждены, что граф просто-напросто устроил себе фальшивые похороны (как, по их мнению, в свое время поступил и Фрэнсис Бэкон). Утверждали, что и в XIX столетии многие видели его живым и что с ним был знаком Бульвер-Литтон. Хотя, по общему мнению эзотериков, истинным Эликсиром Жизни был Философский Камень, у этого (чересчур редкостного!) средства всегда находилось множество конкурентов - разнообразных эликсиров молодости и здоровья. Методы омоложения варьировались в широких пределах. Одни советовали с этой целью пить человеческую кровь; другие - как, например, мадам де Севинье в XVII веке, - есть гадюк; третьи - впивать дыхание молодых девушек или спать с ними в одной постели (последний способ назывался "сунами-тизм", в честь юной сунамитянки Ависаги, которая согревала в постели одряхлевшего царя Давида пор называют "водой жизни" (ср. латинское название "aqua vitae", французское "eau-de-vie" и немецкое "lebenswasser", а также ирландское "uisgebeatha", от которого произошло слово "виски"). Правда, еще в начале XIV века Арнольд из Виллановы употреблял слово "алкоголь" в современном нам значении, отождествляя друг с другом термины "aqua vini" ("винная вода") и "aqua vitae" ("вода жизни"). Однако популярным такое словоупотребление стало только в XIX веке. Кроме того, алкоголь в прошлом называли "aqua ardens" ("огненная вода"), ибо он одновременно и жидкий, и горючий; считалось, что он состоит из огня и воды, а следовательно, является особой формой Философского Камня. Некоторые средневековые алхимики полагали, что алкоголь - это некая форма квинтэссенции, чистого пятого элемента, из которого сотворены небеса. Алкоголь заливали в перегонный куб, который помещали в навоз. Алкоголь испарялся, конденсировался в трубке и снова перетекал в дистиллятор. В результате такой циркуляции жидкость разделялась на два слоя: мутный нижний слой, соответствовавший земле, или четырем первоэлементам, и чисто-голубой верхний слой, соответствовавший небу, или квинтэссенции. В действительности же, разумеется, таким способом алхимики получали почти чистый спирт .

- 33 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _