Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Ричард Кавендиш - Черная Магия.

- 32 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

"И не найти больше ни духа, в котором не содержалась бы малая частица тела, ни тела, в котором не содержалась бы малая частица духа. В случаях, когда одного слишком много, а другого - слишком мало, эти два элемента разделить невозможно, так как происходит трансформация и преобладающая по количеству часть поглощает часть, присутствующую в малом количестве" . Применительно к человеку это означает, что и те люди, в которых духовное начало переразвито за счет физического, и те, которые переразвиты физически в ущерб духовному развитию, далеки от совершенства. Цельный человек - это человек, в котором противоположные начала уравновешены. В психоанализе, по словам Юнга, проблема противоположностей заключается в "диссоциации личности, вызванной конфликтом несовместимых тенденций, который, как правило, возникает из-за дисгармоничного характера. Подавление одной из противоположностей затягивает и расширяет конфликт или, иными словами, ведет к неврозу. Терапевт в такой ситуации должен сталкивать друг с другом эти противоположности и стремиться к их устойчивому объединению" .

Такой же устойчивый союз противоположностей является целью магии и алхимии, но алхимический процесс более сложен. Философский Камень состоит из трех компонентов - тела, души и духа, - объединение которых происходит последовательно, в четыре этапа:

сублимация объединяет тело и дух;

ферментация объединяет духовное тело с душой;

экзальтация объединяет тело, душу и дух;

мультипликация объединяет душу и дух.

Эта система последовательных процедур объединения связана со стремлением алхимиков примирить между собой символизм чисел 4, 3 и 2 и привести все эти числа к единице. Загадка Сфинкса звучала следующим образом: "Кто ходит утром на четырех ногах, днем - на двух, а вечером - на трех?" Эдип ответил на это: "Человек". Но другой возможный ответ - "алхимия", ибо алхимия началась с представления о том, что все вещи состоят из четырех первоэлементов (Огонь, Воздух, Вода и Земля), развивалась на основе теории о том, что все в мире слагается из двух компонентов (ртуть и сера), и, наконец, приняла в качестве основного принципа предположение о трех компонентах всех вещей (ртуть, сера и соль). Принимая новую теорию, алхимики не отказывались от старой, и эти противоречащие друг другу убеждения продолжали существовать бок о бок. С точки зрения алхимика, загадку Сфинкса следовало бы сформулировать так:

"Как превратить четверку в двойку, а затем в тройку, если все это суть единица?"

Четверка превращается в двойку потому, что четыре базовых качества четырех первоэлементов разбиваются на две противоположные группы, символизируемые серой (горячей и сухой) и ртутью (холодной и влажной). Но сказать, что все в мире сотворено из двойки, недостаточно, ибо двойка - число зла, вражды и непримиренных противоположностей. Все вещи должны состоять из тройки, ибо тройка примиряет противоположности в гармоничном единстве; однако при этом тройка должна содержать в себе первоначальную четверку. В алхимии тройка заключает в себе четверку потому, что ртуть имеет двойственную природу. В троице "ртуть - сера - соль" в скрытом виде содержится четверица. Ртуть можно рассматривать, по желанию, и как единую субстанцию, и как двойственную:

Сера Душа Мужское начало Огонь

Ртуть Дух Мужское и женское начала Воздух и Вода

Соль Тело Женское начало Земля

Процитированный выше ответ Михеля Майера на алхимическую загадку Сфинкса звучал так: "Из мужчины и женщины сотвори круг, затем квадрат, затем треугольник и, наконец, снова круг, и ты получишь Философский Камень". В процессе сублимации алхимик берет "мужчину и женщину" - ртуть (дух) в качестве мужчины и соль (тело) в качестве женщины - и соединяет их друг с другом, т. е. замыкает их в круг. В процессе ферментации он добавляет серу (душу), чтобы получить четверку, или квадрат: соль (1) + ртуть (2) + сера (1). В процессе экзальтации эти четыре элемента считаются тремя, т. е. треугольником; они объединяются вместе, и в результате снова образуется круг - Философский Камень, или единица. Сходным образом манипулируют с числами от 1 до 4 современные оккультисты, чтобы получить закон, согласно которому любой процесс и любая деятельность являются по своей природе троичными и в то же время четверичными. Единица - это активное начало, или сила, начинающая всякий процесс. Двойка - это пассивный элемент, служащий точкой опоры или основанием для единицы. Тройка - это сочетание единицы и двойки, результат действия. Но три элемента, взятые все вместе, представляют собой новый элемент - четверку; четверка же становится активным началом - "единицей" - нового процесса. Таково современное истолкование "слов Марии Пророчицы", которые долгое время передавались алхимиками из поколения в поколение:

"Единое становится Двумя, Два становятся Тремя, а из Трех является Единое как Четвертое".

Тетраграмматон, считавшийся истинным именем Бога, а следовательно, сущностью всех вещей, заключает в себе такого же рода оккультную или алхимическую формулу. С одной стороны, в нем четыре буквы, а с другой - всего три, ибо одна буква повторяется дважды: YНYН, йод хе вау хе. Эти четыре буквы служили символами четырех первоэлементов, содержащих в себе две пары противоположностей: горячий - холодный и влажный - сухой.

Йод Огонь Горячий и сухой Мужской Воля

Хе Вода Холодная и влажная Женская Понимание

Bay Воздух Горячий и влажный Мужской Ум

Хе Земля Холодная и сухая Женская Тело

Йод (1) - это Отец, активное начало Бога и вселенной. Хе (2) - это Мать, пассивное начало. От их союза рождается Сын, Вау (3), который соответствует Воздуху (продукту сочетания Огня и Воды) и уму (продукту сочетания воли и понимания). И, наконец, от того же союза рождается Дочь, Хе (4), соответствующая Земле и телу, сгущению или материализации первых трех элементов.

Вторая Хе - это сестра-близнец и невеста Вау, подобная Еве. Ева была сотворена из тела Адама тем же Отцом, который создал и самого Адама, и стала супругой Адама (кроме того, сотворение Евы из тела Адама аналогично эманации Божественной Мысли, которую излучает из себя Бог). Вау (ум) - это принц, сын короля, который спасает заколдованную принцессу - вторую Хе (тело) - и берет ее в жены. В результате этого вторая Хе восседает на трон своей матери, первой Хе (понимание) и своими юными объятиями пробуждает к жизни Йод (волю), Всеотца, благодаря чему начинается новый цикл процесса. Эти причудливые семейные отношения символизируют весь ход вещей во вселенной .

Таким образом, ход вещей во вселенной цикличен (змея, кусающая собственный хвост), а Великое Делание - это замкнутый круг. В Тетраграмматоне - четыре буквы, представляющие собой две пары противоположностей, и они же - три буквы; а все имя замыкается в круг, образуя единицу - сущность Бога, ибо Он Един.

Эта система резко противостоит более традиционным воззрениям, состоящим в том, что для достижения совершенства необходимо сбросить с себя телесную оболочку, избавиться от животной природы и разорвать связи с земным, бренным миром. Согласно же этой системе тело, соединяясь с разумом, порождает понимание; этот союз завершает один цикл и становится началом цикла нового. Оккультист, по словам Дион Форчун, "не пытается бежать от материи к духу, оставляя в тылу незавоеванное царство, чтобы как можно скорее перейти в наступление".

В алхимии процессы сублимации, ферментации и экзальтации соответствуют союзу тела и ума и восхождению их на трон понимания. При сублимации тело испаряется и становится духом, а дух, в свою очередь, конденсируется в тело; в результате дух и тело сливаются воедино и образуется духовное тело. "Изначальную грязь", изгоняемую из тела, иногда называли "внешней серой". Некоторые алхимики полагали, что каждая вещь содержит две серы - внутреннюю и внешнюю. Внешняя сера - это зловонный, нечистый шлак, от которого необходимо избавиться, но чистая внутренняя сера - ценный компонент, и без нее Философского Камня не создать. Для алхимиков-христиан внешняя сера, по-видимому, означала любовь к себе, а внутренняя - любовь к Богу. Но некоторые алхимики, а также современные каббалисты понимают это противопоставление двух сер несколько иначе. Сера вообще символизирует желания, чувства и побуждения. Внутренняя сера означает глубинные побуждения, столь популярную у гегельянцев и современных оккультистов "истинную волю"; внешняя сера - поверхностные желания и интересы. Удаление внешней серы при сублимации одухотворяет тело, освобождая его от поверхностных, суетных побуждений и забот. Теперь алхимик становится объектом свободной игры своих внутренних движущих сил. При ферментации духовное тело объединяется с душой. Огненный принцип внутренней серы - душа, или истинная воля, - воздействует на духовное тело как фермент, или закваска, видоизменяя и окрашивая личность и преображая ее в "золото". В процессе ферментации алхимик упоенно отдается своему внутреннему "я"; его охватывает эмоциональное возбуждение, перерастающее в экстаз (аркан Таро Сила). Современные оккультисты называют эту закваску "жизнью виноградного сока" и "явлением Вакха". Кроули славит Вакха как муже - женщину и богочеловека: "."опьяненный сладостью божественного винограда, более не ведаешь ты ни бремени тела, ни томления духа". Обычное "я" мага - это "толпа одичавших, истеричных женщин, обуреваемых непонятными и непризнанными животными инстинктами; они раздирают в клочья Пенфея - жалкого человеческого царя, тщетно пытающегося подавить их". Но Вакх, истинное "я", "способен преобразовать это бессвязное буйство в торжественную и гармоничную процессию, превратить завывание гиен в симфонию пэанов, а бессмысленную ярость - в контролируемый экстаз ". Вакх "дважды двойной" по своей природе: он - бог и животное, женщина и мужчина. Он - истинное "я", человеческий эквивалент Бога или Тетраграмматона, четыре буквы которого составляют две пары противоположностей; в процессе ферментации также объединялись четыре компонента, ибо ртуть здесь считалась двойной. Кроме того, некоторые алхимики утверждали, что ртуть и сера представляют собой не одну, а две пары противоположностей. На внешнем плане ртуть - это ртуть, но на внутреннем - сера; сера же на внешнем плане - сера, а на внутреннем - ртуть. Иными словами, в каждой вещи заключена и ее противоположность, и вещество, объединяющее серу и ртуть, объединяет две пары противоположностей, т. е. оказывается "дважды двойным". Вакхический экстаз ферментации ведет непосредственно к экзальтации, в ходе которой человек становится Философским Камнем. Алхимики утверждали, что на этом этапе материал в сосуде нестабилен, а следовательно, возбуждение ферментации очень часто угасало и прерывалось, не давая устойчивого результата. Чтобы достичь экзальтации, жар в печи необходимо было довести до очень высокой температуры, а восторг алхимика - до вышей точки "контролируемого экстаза". И только тогда Камень в сосуде начинал лучиться красным сиянием, а алхимик достигал экстатического единения с божеством.

- 32 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _